Найти тему
Kuro Movie House

22 лучших фильма о зомби всех времён. Часть 2

Оглавление
Киллиан Мёрфи | «28 дней спустя», 2002 (DNA Films)
Киллиан Мёрфи | «28 дней спустя», 2002 (DNA Films)

Приветствую, дорогие посетители нашего уютного тёмного кинозала! Вчера мы начали говорить о лучших зомби-фильмах всех времён, а сегодня продолжим. Поэтому занимайте свои места, устраивайтесь максимально удобным образом, всё также не забудьте про любимый напиток.

Добро пожаловать и приятного просмотра!🖤

11/22 День мертвецов | Day of the Dead (1985)

Режиссер: Джордж А. Ромеро

Сценаристы: Джордж А. Ромеро

В ролях: Лори Кэрдэйл, Терри Александр, Джозеф Пилато, Шерман Ховард

Шерман Ховард | «День мертвецов», 1985 (Laurel Entertainment Inc.)
Шерман Ховард | «День мертвецов», 1985 (Laurel Entertainment Inc.)

Завершающая глава оригинальной трилогии Ромеро «Мертвецы», «День мертвецов» так и не обрёл тех неистовых поклонников, которые были у двух его предшественников. На самом деле, он часто подвергается резкой критике. Возможно, дело в идее разумных зомби, которая была заложена в последующих фильмах Ромеро и представлена в «Дне мертвецов» через Буба, милого жаждущего плоти изверга, который начинает проявлять признаки разумности во время военных испытаний. Или, может быть, дело в сценарии, который увеличивает громкость фирменной культурной критики Ромеро до тех пор, пока она не переходит в назидание.

Но вот в чём дело: в то время как другие режиссёры, возможно, были счастливы воссоздать формулу, которая работала на них в прошлом, Ромеро последовательно развивал свои фильмы о живых мертвецах, и «День мертвецов» был самым смелым из них.

Действие фильма происходит на военной базе, и Ромеро задаёт трудные вопросы о власти и о том, сколько её должно или может быть у любой организации. Это задумчивый фильм, не такой первобытный, как «Ночь живых мертвецов», и не такой смешной, как «Рассвет мертвецов». В «Дне мертвецов» есть одни из самых пронзительных практических эффектов в истории ужасов: в финале стерильная военная база окрашивается в красный цвет.

10/22 Змей и радуга | The Serpent and the Rainbow (1988)

Режиссёр: Уэс Крэйвен

Сценаристы: Уэйд Дэвис, Ричард Максвелл, Адам Родман

В ролях: Билл Пуллман, Кэти Тайсон, Закес Мокае, Пол Уинфилд, Брент Дженнингс

Билл Пуллман | «Змей и радуга», 1988 (Universal Pictures)
Билл Пуллман | «Змей и радуга», 1988 (Universal Pictures)

Уэс Крэйвен отправляется на Гаити, чтобы снять эту жуткую историю об одержимости вуду. Билл Пуллман играет роль суеверного американца, изучающего случай одержимости, которая превращает людей в зомби. Вдали от пригородов «Кошмара на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street, 1984) или «Смертельного друга» (Deadly Friend, 1986) Крейвен демонстрирует новый визуальный и слуховой вкус ужаса, например, в глубоко тревожных сценах погребения.

Крэйвен более осторожен и прям в своих фантастических штрихах, и вместо того, чтобы использовать чужие земли только как место обитания опасных мистических сил, он вызывает интерес к обстановке, людям и истории в жанре, который не всегда известен тем, что заботится не только о большом количестве трупов. В конечном итоге это классическая история о том, как циник сталкивается с ужасами и славой веры, хотя, будем честны, Крэйвен, кажется, больше заинтересован в ужасах.

9/22 Реаниматор | Re-Animator (1985)

Режиссёр: Стюарт Гордон

Сценаристы: Г.П. Лавкрафт, Деннис Паоли, Уильям Норрис, Стюарт Гордон

В ролях: Джеффри Комбс, Брюс Эбботт, Барбара Кэмптон

Дэвид Гэйл и Джеффри Комбс | «Реаниматор», 1985 (Empire Pictures)
Дэвид Гэйл и Джеффри Комбс | «Реаниматор», 1985 (Empire Pictures)

Сегодня не хватает качественных экранизаций произведений Лавкрафта. Одной из лучших является эта сказка, взятая из короткометражки ужасов Лавкрафта начала 1920-х годов «Герберт Уэст – Реаниматор». Эта история была одним из первых примеров зомби как научно реанимированных трупов, движимых первобытными потребностями. В «Реаниматоре», положившим начало трилогии и ставшим культовой классикой, эта предпосылка доведена до крайности.

В центре внимания Герберт Уэст, студент-медик сомнительной морали, который разработал сыворотку для оживления. «Реаниматор» – это остроумный фильм о зомби, который не боится перегнуть палку. Зомби-кошки и ожившая отрубленная голова, надругательство над трупами в морге, жуткие смерти от обезглавливания, сексуальное насилие со стороны зомби и довольно жуткая финальная битва. Фильм определённо не для слабонервных и легко обижающихся, но для тех, кто дочитал до конца, он обязателен к просмотру.

8/22 Зомби / Зомби 2 | Zombie / Zombi 2 (1971)

Режиссёр: Лучио Фульчи

Сценаристы: Элиза Бриганти, Дардано Саккетти

В ролях: Тиса Фэрроу, Иэн МакКаллок, Ричард Джонсон, Ауретта Гей, Эл Клайвер

«Зомби», он же «Зомби 2», 1971 (Variety Film Production)
«Зомби», он же «Зомби 2», 1971 (Variety Film Production)

«Зомби», он же «Зомби 2» на самом деле не является сиквелом. В качестве маркетинговой уловки фильм был назван полусиквелом фильма Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов» (в Италии он назывался «Зомби»), но, помимо зомби-эффектов, у этих двух фильмов очень мало общего, как в повествовательном, так и в тональном плане. «Зомби» Лучио Фульчи рассказывает об Энн Боулз (Фэрроу), молодой женщине, которая отправляется на отдалённый остров, чтобы помочь своему больному отцу, не зная, что на землю наложено проклятие вуду, которое возвращает мёртвых к жизни.

Фильм не несёт в себе ни социальных комментариев, ни тонкой драмы характеров, как его разрекламированный предшественник, но то, чего ему не хватает в родословной, он компенсирует стилистическим пафосом и первоклассным зомби-экшеном. Фульчи не чужд жанру зомби, но «Зомби» был его самым традиционным подходом к живым мертвецам, прежде чем он свернул в сторону паранормального и межпространственного в своей неофициальной трилогии «Врата ада»: «Город живых мертвецов», «Седьмые врата ада» и «Дом на краю кладбища». «Зомби» отдаёт всю свою любовь декорациям и практическим эффектам и никогда не стремится быть чем-то большим, чем зомби-трешем.

7/22 Рассвет мертвецов | Dawn of the Dead (2004)

Режиссёр: Зак Снайдер

Сценаристы: Джордж А. Ромеро, Джеймс Ганн

В ролях: Сара Полли, Винг Реймз, Мекхай Файфер, Джейк Уэбер, Тай Буррелл, Майкл Келли, Линди Бут, Мэтт Фрюэр

Сара Полли, Винг Реймз, Кевин Зегерс и Линди Бут | «Рассвет мертвецов», 2004 (Toho-Towa)
Сара Полли, Винг Реймз, Кевин Зегерс и Линди Бут | «Рассвет мертвецов», 2004 (Toho-Towa)

В наши дни Зак Снайдер известен как архитектор живой кинематографической вселенной DC Comics от Warner Bros., но так было не всегда. До «Человека из стали» (Man of Steel, 2013), «Хранителей» (Watchmen, 2009) и прославившего его фильма «300 спартанцев» (300, 2007) Снайдер создал ужасающий модернизированный вариант одноимённого фильма Ромеро 1978 года.

Самый запоминающийся аспект версии Снайдера? Быстрые зомби. Они ужасают. Конечно, это не первый фильм, в котором был реализован твист на тему современных зомби Ромеро, но то, как Снайдер использовал быстрых зомби, стало неожиданностью, поскольку они появились во вселенной «Ночи живых мертвецов». К тому времени, когда в кинотеатрах появился «Рассвет мертвецов», фанаты фильмов о зомби считали, что они уже достаточно увидели, чтобы подготовиться к тому, «что они будут делать, если наступит зомби-апокалипсис». Как только первый быстрый зомби Снайдера побежал за своей живой пищей, эти планы пошли прахом.

6/22 Возвращение живых мертвецов | The Return of the Living Dead (1985)

Режиссёр: Дэн О'Бэннон

Сценаристы: Дэн О'Бэннон, Рассел Страйнер, Джон А. Руссо, Руди Риччи

В ролях: Линни Куигли, Клу Гулагер, Джеймс Карен, Дон Кэлфа, Том Мэтьюз, Беверли Рэндольф

«Возвращение живых мертвецов», 1985 (Hemdale)
«Возвращение живых мертвецов», 1985 (Hemdale)

После того, как пара нерадивых работников медицинского склада случайно выпускает токсичный газ на близлежащее кладбище, мертвецы возвращаются к жизни в жуткой манере с ненасытной жаждой мозгов.

Режиссёрский дебют сценариста фильмов «Чужой» (Alien, 1979) и «Вспомнить всё» (Total Recall, 1990) Дэна О'Бэннона – это большая зомби-панк-рок-вечеринка. Задолго до появления тенденции мета-хоррора, «Возвращение живых мертвецов» открыто ссылается на своё вдохновение, вскользь упоминая «Ночь живых мертвецов». «Возвращение живых мертвецов»– это перебор и весёлое подтрунивание, как оживший комикс E.C., хардкорный ответ на фильмы Ромеро, ставший классикой сам по себе.

5/22 Живая мертвечина | Braindead (1992)

Режиссёр: Питер Джексон

Сценаристы: Питер Джексон, Стивен Синклер, Фрэн Уолш

В ролях: Тимоти Бальм, Элизабет Муди, Диана Пеньяльвер

Тимоти Бальм и Бренда Кендалл | «Живая мертвечина», 1992 (New Zealand Film Commission)
Тимоти Бальм и Бренда Кендалл | «Живая мертвечина», 1992 (New Zealand Film Commission)

Трудно поверить, что это детище создателя трилогии «Властелин колец»)) «Живая мертвечина» открыто играет с одной из самых заветных концепций ужасов – подавлением. Когда любовь Лайонела (Бальм) к местной девушке больше не сдерживается его контролирующей матерью (Муди), на свет появляются разлагающиеся зомби, чтобы стать ужасающим выражением маминого злодейского контроля.

Сочетание слэпстика и физической комедии с ужасом, и в результате получилась, пожалуй, самая неожиданная и забавная работа Джексона, с мамой-зомби-монстром и гнилыми ушами и носами на гарнир.

4/22 28 дней спустя | 28 Days Later (2002)

Режиссёр: Дэнни Бойл

Сценарист: Алекс Гарленд

В ролях: Киллиан Мёрфи, Брендан Глисон, Наоми Харрис, Кристофер Экклстон, Меган Бёрнс

Наоми Харрис и Киллиан Мёрфи | «28 дней спустя», 2002 (DNA Films)
Наоми Харрис и Киллиан Мёрфи | «28 дней спустя», 2002 (DNA Films)

«28 дней спустя» переосмыслил эстетику зомби для целого поколения кинематографистов. Фильм, снятый обладателем премии «Оскар» Дэнни Бойлом по сценарию блестящего фантаста Алекса Гарленда, поначалу не понравился пуристам зомби. Во-первых, технически это были не зомби, а люди, заражённые вирусом ярости, и, как следствие, они двигались слишком быстро. Пуристы насмехались, но зрители по всему миру открыли для себя новый подход к любимому жанру, который не только сохранился, но и стал одним из самых влиятельных современных произведений.

Бойл создал новый образ вирусного апокалипсиса, дикого, кровожадного вируса, который проносится по миру, оставляя после себя разрушенную, заражённую оболочку. Бойл передаёт хаос и ужас с помощью своих фирменных стилистических изысков – быстрого монтажа и искажённой цветовой палитры, которые усиливают адреналиновый страх, охватывающий в первом акте. После этого фильм переходит в интимную драму, разворачивающуюся на фоне рухнувшего общества и периферийных групп, которые пытаются сохранить чувство нормальности. «28 дней спустя» настолько успешен, потому что он настолько же нежен, насколько и страшен, сочетая моменты ужаса с человечностью и здоровыми культурными комментариями.

3/22 Ночь живых мертвецов | Night of the Living Dead (1968)

Режиссёр: Джордж А. Ромеро

Сценаристы: Джон А. Руссо, Джордж А. Ромеро

В ролях: Дуэйн Джонс, Джудит О'Дэй, Карл Хардмен, Мэрилин Истман, Джудит Ридли

«Ночь живых мертвецов», 1968 (Image Ten)
«Ночь живых мертвецов», 1968 (Image Ten)

«Ночь живых мертвецов» – не первый фильм о зомби. Но это первый фильм, который оставил традиционные корни вуду позади, вышел за рамки использования атомной радиации (более или менее) и обошёлся без инопланетных вторжений, чтобы дать нам современную версию зомби как оживших трупов, жаждущих плоти. На протяжении последних 50 лет именно на этой модели строились истории о зомби во всех средствах массовой информации, включая сиквелы самого Ромеро к его основополагающему фильму.

И всё же оригинал не теряет актуальности и сегодня – из-за социальных тем, которые «Ночь живых мертвецов» пыталась затронуть. Расовые предрассудки, бдительность, менталитет толпы и трусость перед лицом трудностей продолжают поражать и 50 лет спустя, поскольку эти темы – обычные человеческие качества на протяжении всей истории, которые мы пытаемся преодолеть и сегодня. Перевернув всё, что определяет человеческую жизнь, Ромеро смог исследовать человечество в его наименее гуманном проявлении. Часто имитируемая, но редко повторяемая, «Ночь живых мертвецов» остаётся современной классикой ужасов.

2/22 Зомби по имени Шон | Shaun of the Dead (2004)

Режиссёр: Эдгар Райт

Сценаристы: Саймон Пегг, Эдгар Райт

В ролях: Саймон Пегг, Ник Фрост, Кейт Эшфилд, Люси Дэвис, Дилан Моран, Питер Серафинович, Билл Найи, Пенелопа Уилтон

Люси Дэвис, Кейт Эшфилд, Дилан Моран, Саймон Пегг, Пенелопа Уилтон и Ник Фрост | «Зомби по имени Шон», 2004 (Universal Pictures)
Люси Дэвис, Кейт Эшфилд, Дилан Моран, Саймон Пегг, Пенелопа Уилтон и Ник Фрост | «Зомби по имени Шон», 2004 (Universal Pictures)

Если говорить о развитии жанра фильмов о зомби, то этот фильм выделяется среди других. Это и тёплое любовное послание к истории фильмов о зомби, и ледяной смех, высмеивающий эти самые фильмы. В немалой степени помогло и то, что Райт и Пегг, работая вместе над сериалами «Это Билл Бэйли?» (Is It Bill Bailey?, 1998) и «Долбанутые» (Spaced, 1999–2001), нашли общий язык, прежде чем приступить к работе над, возможно, лучшей комедией о зомби на сегодняшний день.

В «Зомби по имени Шон» не просто взяты тропы зомби-фильмов, но и дана возможность выплеснуть на поверхность дотошное внимание Райта к деталям и фирменный юмор, дополненный подачей Пегга. Это один из самых пересматриваемых фильмов, потому что вы всегда найдёте что-то новое, что, возможно, пропустили до этого. А когда вы погрузитесь в историю фильмов о зомби, вы сможете по-новому оценить то, с какой любовью был создан «Зомби по имени Шон».

1/22 Рассвет мертвецов | Dawn of the Dead (1978)

Режиссёр: Джордж А. Ромеро

Сценарист: Джордж А. Ромеро

В ролях: Дэвид Эмджи, Кен Фори, Скотт Х. Рейнигер, Гэйлен Росс

Гэйлен Росс, Дэвид Эмджи, Кен Фори, Скотт Х. Рейнигер | «Рассвет мертвецов», 1978 (Dawn Associates)
Гэйлен Росс, Дэвид Эмджи, Кен Фори, Скотт Х. Рейнигер | «Рассвет мертвецов», 1978 (Dawn Associates)

Джордж Ромеро не изобрёл зомби, но он в одиночку создал шаблон для современного фильма о зомби, каким мы его знаем, в своей изысканной «Ночи живых мертвецов». В продолжении Ромеро уклонился от соблазна повторения знакомой территории, отказавшись от тесных стен дома в пользу разросшихся просторов торгового центра и поменяв черно-белую мрачность на игривую насыщенную цветом палитру.

«Рассвет мертвецов» – это сиквел ужастика во всех смыслах, более масштабный и кровавый, но он сохраняет приверженность Ромеро к пронзительному социальному комментарию, на этот раз касающемуся ненасытной жажды американского потребительства. Он также до краёв наполнен искусным взглядом Ромеро на висцеральное насилие с первоклассными эффектами старой школы от Тома Савини, легендарного мастера кровавых расправ, который перенёс свой опыт боевого фотографа во Вьетнаме в карьеру, посвящённую созданию экранных кошмаров. Как и во всех великих работах Ромеро, это прекрасно выполненное кровопролитие является лишь фоном для захватывающей драмы, в которой группа незнакомцев, ищущих убежище в заброшенном торговом комплексе, справляется с нарастающим межличностным конфликтом. Ромеро руководит всем этим с остроумием и сочувствием, а также с опытным взглядом на то, когда нужно напугать.

++++++++++++++++++++++++++

22 лучших фильма о зомби всех времён. Часть 1
Kuro Movie House25 октября 2022

++++++++++++++++++++++++++

Благодарю за уделённое внимание!

Категорически приветствуются лайки и комментарии. Не бойтесь делиться своими мыслями под статьёй) Подписывайтесь на канал, если вам понравился этот уютный тёмный кинозал🖤