В планах Верховного совета Хакасии — обратиться к премьер-министру Михаилу Мишустину. По заявлению угольщиков, в регионе — острая нехватка транспортных мощностей для вывоза угля.
Как сообщает newkhakasiya.online, по этой причине на разрезах начали задерживать заработную плату, а ситуация в регионе превращается в катастрофическую. На фоне увеличивающейся социальной напряженности это может вызвать самые серьезные последствия.
О проблемах угольщики и власти региона начали заявлять еще летом. Цена угля выросла в несколько раз, однако вывезти его оказалось невозможно. Европа не принимает российский уголь, но его хорошо покупают на Востоке. При этом транспортники не выдают нужные квоты на транспортировку угля в направлении Востока. Неумение или отсутствие желания у железнодорожников своевременно отреагировать на ситуацию и перенастроить потоки транспорта вызвало коллапс всей системы углеперевозок.
От месяца к месяцу отгрузка сокращается, в сентябре и вовсе остановилась. За каждым составом угля стоят огромные предприятия, сотни работников и их семьи: шахтерские города и небольшие поселки, на жизнь которых влияет транспортная ветка. Это может спровоцировать социальный взрыв в регионе, особенно с учетом непростого для России периода. Такое положение дел сложно назвать как-то иначе, кроме как критическим.
Местные власти, обращаясь к Михаилу Мишустину, просят повысить квоты на экспорт угля из Хакасии и предоставить доступ угольщикам к железнодорожной инфраструктуре. Вопрос рассмотрят в ходе заседания совета 26 октября. В ответ на претензии железная дорога заявляет: квоты распределяют в российской столице, и они работают с теми показателями, которые им предоставляют. При этом перевезенных на Восток грузов по Транссибу и БАМу становится все больше.
По данным Красноярской железной дороги, в период с января по июнь текущего года прирост грузоперевозок увеличился на 5,3%, а в общей сложности объем грузов составил 34,5 млн тонн. При этом больше всего выросли перевозки муки и нефтепродуктов — на 16,6%. Повысились также перевозки угля — на 8,9%. Однако это увеличение далось не всем. По отношению к стратегическим транспортным артериям — Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей — применяется принцип равного доступа регионов к инфраструктуре.
Как сообщают угольщики, пострадали два региона: Республика Хакасия и Кемеровская область. В Хакасии перевозки угля в 2022 году уже снизились на 16%, в Кемеровской области спад составил порядка 15%. В других Сибирских и Дальневосточных регионах, напротив, отмечают увеличение.
Правительству России предстоит разбираться с этим перекосом, ударившим по угольщикам и их семьям.