Глава первая. Варианты гжели со всего света.
Во многих странах есть своя бело-голубая роспись. У нас это, конечно, гжель. Но мы помним и про знаменитые голландские изразцы, и португальскую плитку на фасадах домов "азулежу", и китайский старинный фарфор. Но гжель не сразу стала тем самым знаменитым на весь мир рисунком в бело-синей цветовой гамме. Давайте познакомимся с ней заново....
Где производят Гжель?
Гжельский регион расположен в 60 км от Москвы и состоит из 27 сёл и деревень, составляющих так называемый «Гжельский куст». Крупнейшие из этих сел Речицы, Новохаритоново, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Кузяево.
Какие виды Гжели есть?
В 18 веке самой узнаваемой была лубочная гжель. Основа изображения тогда - картинки лубка, очень модные в то время. Сегодня практически этот вид росписи не развивается.
Нельзя не упоминуть и майолику с многоцветной росписью по белому фону. В росписи традиционно использовали пять цветов: желтый, зеленый, синий, белый и лилово-коричневый.
Еще один вид росписи гжель - глухой кобальт. Это как негатив в фотографии - в отличие от традиционного белого фона, он - темно-синий, а рисунки по нему выполнялись белой краской и золотом.
Нам же больше знакома традиционная роспись, бело-голубая. Этот вид гжели - самый известный. Художник делает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта с помощью кисти вручную. Это видно, когда мы рассматриваем готовые изделия - видны отдельные мазки. Затем изделие окунают в белую глазурь и отправляют на обжиг.
Почему так "раскурутилась" Гжель?
Почему же в этих местах, на Средне-русской возвышенности стал развиваться этот промысел? Все очень просто - был матераил, люди, и ... условия. На этом месте когда-то был древний океан, на дне которого формировались осадочные породы. Отличная глина была в их числе. Были обнаружены 17 видов глин, из которых можно было делать абсолютно все - от фарфора и фаянса до кирпича.
В Соборе Василия Блаженного среди экспонатов можно встретить гжельский глиняный «голосник», сделанный примерно в 1550 году. Такие сосуды вмонтировались в высоко в стенах церквей для улучшения акустики. Такие делали именно в этих же местах. Все производители керамики в этой местности имели «вольную» от царя. Посуда из Гжели продавалась в Москве, Киеве, в Харькове, в Сибири, в Астрахани. На эти деньги и развивалось производство.
Как пройти путь от керамики к фарфору и почти исчезнуть?
В 19 веке в России еще не были известны все секреты фарфора. Но синий цвет гжели уже стал очень популярным. Он вытеснил все другие цвета. Люди мечтали о гжели.
Постепенно появился и характерный рисунок. Наиболее часто встречались в то время композиции с центральным цветком и цветочные стилизованные гирлянды. Каким образом в этих местах появился фарфор точно неизвестно. Но даже открытые секреты этого материала не могли спасти огромные производства... К концу XIX века производства стали приходить в упадок. Основная причина тому — почти полная вырубка лесов — основного топлива для обжига.
Как придумать гжель заново?
После Революции 1917 года все заводы в Гжельской регионе были национализированы. Шла электрификация страны. Все стали выпускать продукцию для электротехнической отрасли. Так могли навсегда исчезнуть такие понятия как «чайный сервиз Гжель» или «самовар Гжель». Секреты мастерства казались навсегда утерянными. Но с середины прошлого века, стараниями небезразличных людей, промысел начал возрождаться. Возрождение художественной гжели связано с именами искусствоведа Салтыкова и московской художницы Бессарабовой. Фактически они придумали все то, что мы сегодня называем "гжелью". За основу они взяли полуфаянс XIX века. По нему Салтыков создал «азбуку гжельских мазков». Художница Бессарабова заново разработала новые стили очень востребованных кружок, ваз, молочников и кувшины. Именно она научила заново молодых художниц того времени свободному мазку, за который мы так сегодня любим гжель.... Вот так в 1950-е годы руками настоящих энтузиастов был восстанавлен старый промысел в новом, ставшем очень популярном виде...
Гжель сегодня
Наши самые известные народные промыслы – и гжель, и хохлома, и дымковская игрушка, и жостовская, и городецкая роспись, и палехская миниатюра - сегодня как никогда близки нашему сердцу.
Несмотря на некоторую консервативность, наши народные промыслы часто вдохновляют и современных художников, которые создают новые, порой очень неожиданые произведения искусства. В гжели есть всеми нами любимая декоративность, красота и тонкость. Эта прекрасная национальная роспись достойна появления новых мастеров, почитателей и коллекционеров. А Вы согласны?
Надеюсь, Вам понравилась эта статья. Впереди нас ждут еще много прекрасных открытий, до новых встреч. Давайте открывать искусство вместе! Ваш Алекс Маком.