Слишком много осталось «за кадром». И, предполагаю, режиссер немного «переделал фильм под себя». Фильм интересный. В наше непростое время поневоле проводишь параллели и задаешь самому себе много вопросов. В фильме есть и плюсы и минусы. Выскажу свое мнение.
Москва и Новгород
Для начала, вспомним школьный предмет «История России». Мне кажется, режиссер «пробросил» эту вводную часть совершенно зря. Без понимания глобальных процессов того времени , многие места в фильме будут непонятны. А историю в школе или плохо учили, или подзабыли)))
Итак, вот карта владений Новгородской республики в 12-13 веках. «Полосатые территории» - места влияния Новгорода. Здесь же и - Парма. Москва - всего лишь маленький городок в составе Владимиро-Суздальского княжества.
Новгородцы сотрудничали с пермяками мирно - купцы устанавливали здесь торговлю и обмен, местное население платило «ясак» (дань шкурками пушного зверя).
Одновременно, растущее Московское княжество, тоже «тянет ручонки» к богатствам этого края. Действие происходит в 15 веке. На престоле - Иван III, получивший прозвище "Собиратель земель русских". Вот на время его "собирательства" и приходится действие фильма.
Ивану III очень необходим пушной ресурс – все уходит в топку дани Золотой Орде. Интересы двух княжеств сталкиваются. Но, если Новгород лишь брал дань, не посягая на языческие верования, то Иван посылает в Пермский край своих епископов, которые призваны христианизировать местное население. Те действую жестоко и насильственно. Это вызывает стойкое сопротивление у проживающих здесь народов.
Результат известен - вот карта земель, принадлежащих Москве в 15-16 веках. Здесь же и города, о которых речь в фильме: Чердынь, Усть-вымь и тд.
Народы Пармы
Единого народа здесь не было. Проживало тут и мистическое племя Чудь Белоглазая, и манси, и вогулы, и коми, и пермяки…В фильме отображено, что князь Михаил живет в мире с этими народами. Его жена – одна из них, из племени вогулов. Причем, она - знаковая фигура. Ведьма-ламия.
Москва ставит Михаилу ультиматум – необходимо поддержать московские войска в походе сначала на хана манси, а потом и поход на Казань. Михаил отказывается, за что и понесёт наказание. На Парму выдвигается московский воевода Федор Пестрый со своим войском. Исход битвы предопределен. С одной стороны - наспех собранные ватаги местных князей, многие из которых даже не сразу решаются поддержать Михаила. С другой стороны - Московское регулярное войско, оснащенное пушками.
Любовь
Куда ж без нее! Тут я буду рассуждать просто, по-бабьи… Несмотря на всю мистику (жена князя – местная Ламия; ведьма, превращающаяся в рысь), такие истории происходят всегда и везде.
Если женщина не такая как все – или красива, или умна, независима – она всегда будет подвергаться гонениям. Одни будут ненавидеть ей от страха, другие от зависти, третьи от того, что не смогли её сломить… Немного всплакнула во время сцены, когда Тиче встречается с мужем и уже повзрослевшими детьми спустя несколько лет. Но тут же мысль: «если ты, мать, знала, что мужа увезли в полон, в Москву, то почему ты, вся такая гордая и могущественная, не разыскала детей и не забрала себе?»
Батальные сцены
Их много. Мне, как историку было интересно увидеть приемы боя русской армии в те времена. А вот мужу, хоть он и военный, показалось, что их слишком много и они затянуты. Спецэффекты присутствовали, но они интереснее молодежи.
Что понравилось в фильме
Эту информация я прочла до просмотра, и во время сеанса пристально рассматривала детали. Итак:
- Для воссоздания города Чердынь были построены настоящие, огромные декорации города. А именно: 84-метровая деревянная крепость, храм, дома, монастырские кельи – все как было в Чердыни XV века. Это вам не компьютерная графика! От масштаба дух захватывало, прямо захотелось побывать там, в этом городе.
Тем более, что сейчас они переданы администрации Губахинского района, Пермского края. И, если в администрации не дураки сидят, это может стать прибыльным туристическим кластером.
- Актеры, играющие местное население, специально учили язык манси и разговаривают на нем. Очень мелодично и таинственно.
- Костюмы, пусть и приукрашенные ради эффектности, делались в ручную из натуральных материалов. Даже рыбья кожа использовалась! То же самое можно сказать и про амулеты, украшения и т.д. – в основе лежат рисунки коренных народов, дошедшие до нашего времени.
Рассмотреть все это можно лишь в кинотеатре. Дома, при просмотре на компе вы всех этих эмоций и тонкостей не ощутите.
Актеры
Замечу, что вкусы у всех разные и здесь есть простор для споров.
Но лично мне было грустно смотреть на Сергея Пускепалиса, зная, что это его последняя роль… Искренне жаль, что его нет с нами. Очень талантливый актер. В этом фильме – он, как и всегда, на высоте.
Федя Бондарчук – не понравился. Роль великого князя Ивана III он сыграл как-то… Тускло. Пришел в тюрьму к князю Михаилу, к бунтарю, какой-то невзрачный мужичонка, бесцветным голосом проскрипел, что «Москва – третий Рим» и поэтому деваться некуда – надо покориться. И тут – бац, бунтарь все осознал и покорился… Такое чувство, что у режиссера к концу фильма заканчивались деньги и надо было как-то побыстрее эту эпопею завершать…
Елена Ербакова, исполнительница Тиче – жена князя, ламия. Точное попадание в цель! У девушки это первая роль. Но, думаю, не последняя.
Кстати, сцены, где она в воде, снимались вживую. То есть – она реально стояла голая в холодной воде. Затем её отогревали, растирали, укутывали.
Князь Михаил… Взрослого князя играет Александр Кузнецов. Играет неплохо… Но… У меня был когнитивный диссонанс, когда вдруг, вместо черноволосого мальчишки перед нами появляется… голубоглазый блондин! Я понимаю, что типа – прошли годы… Мальчик вырос и превратился… Ну не до такой же степени превратился!))))
И, последнее, какова основная мысль
На мой взгляд, она как-то незаметно прозвучала в одном из эпизодов, в устах второстепенного героя. А она – проста, и ей подчинен весь фильм: «земля прирастает кровью». Я даже вздрогнула на этом моменте. Не это ли происходит с нами сейчас? А?
Стоит ли идти в кинотеатр? Стоит, ради ощущений. Но – один раз. А вообще – вернусь к заголовку – хочу прочесть книгу Алексея Иванова, изданную в 2003 году. Слишком многое для меня осталось за кадром.
Если статья понравилась и приняли решение подписаться на канал "А ну-ка собираем чемоданчик", я все же советую сначала прочитать статью-навигатор. канал мультиформатный. Пишу обо всем понемногу.
#обзор фильма сердце пармы #история россии #сердце пармы