Найти в Дзене
Фильмы о моде

Как художники по костюмам «Дюны» создали научно-фантастическое модное фэнтези.

Отделы костюмов для кино регулярно воплощают в жизнь новые миры, но когда художники по костюмам Жаклин Уэст и Боб Морган начали работу над «Дюной», им пришлось создать целую галактику.  Экранизация Дени Вильнева оригинального научно-фантастического романа Фрэнка Герберта представляет сложное внеземное царство, где множество планет, каждая со своей культурой и социальной структурой, играют ключевую роль в повествовании. Герберт был известен своим замысловатым построением мира, а в книге много деталей, поэтому, когда Вильнёв решил перенести историю на большой экран, его актеры и съемочная группа знали, что им предстоит проделать большую работу.  «Денис заставляет вас сделать все возможное, чтобы достичь его видения, и он так глубоко проникся этой книгой.  У нас была такая замечательная команда художников и талантов, которые работали вместе, все с лучшими намерениями и готовые к сотрудничеству» - говорит художник по костюмам Жаклин Уэст. История Дюны о феодальных монархах, психоделиках и

Отделы костюмов для кино регулярно воплощают в жизнь новые миры, но когда художники по костюмам Жаклин Уэст и Боб Морган начали работу над «Дюной», им пришлось создать целую галактику.  Экранизация Дени Вильнева оригинального научно-фантастического романа Фрэнка Герберта представляет сложное внеземное царство, где множество планет, каждая со своей культурой и социальной структурой, играют ключевую роль в повествовании.

Герберт был известен своим замысловатым построением мира, а в книге много деталей, поэтому, когда Вильнёв решил перенести историю на большой экран, его актеры и съемочная группа знали, что им предстоит проделать большую работу.  «Денис заставляет вас сделать все возможное, чтобы достичь его видения, и он так глубоко проникся этой книгой.  У нас была такая замечательная команда художников и талантов, которые работали вместе, все с лучшими намерениями и готовые к сотрудничеству» - говорит художник по костюмам Жаклин Уэст.

История Дюны о феодальных монархах, психоделиках и песчаных червях — это нечто оригинальное. История рассказывает о путешествии семьи Атрейдес, чей путь прошёл от дворянства в своем пышном доме на Каладане к управлению Арракисом (безжизненной планетой, чьи пустыни являются единственным источником самого ценного товара в галактике - пряности меланж). Хотя книга повлияла на все, от «Звездных войн» до «Безумного Макса», «Дюна» в течение многих лет считалась непригодной для экранизации. Наполненные экспозицией и внутренними монологами, 15 книг (шесть написанных Гербертом и девять завершенных посмертно его сыном Брайаном и писателем Кевином Дж. Андерсоном) имеют широту, которая не всегда поддается визуальной среде.

Несколько студий пытались (и потерпели неудачу) адаптировать «Дюну»: Дэвид Линч отказался от своей попытки 1984 года, в то время как такие режиссеры как Алехандро Ходоровски и Ридли Скотт приблизились к съемкам только для того, чтобы увидеть, как их проекты проваливаются. Когда в 2017 году было объявлено, что Вильнев работает над своей версией, ее успех ни в коем случае не был гарантирован.

Зная о непростой истории проекта, Уэст знала, что потребуется специальный режиссер, чтобы воздать должное книгам. Мэри Пэрент, являющаяся вице-председателем отдела мирового производства Legendary Studios, вдохновила Жаклин Уэст на беседу с Вильнёвым по скайпу и они сразу нашли общий язык, утвердив Жаклин на должность художника по костюмам. «Мне понравилась его страсть, — вспоминает она. «С самого начала у него был очень обоснованный взгляд на все, и после разговора с ним я подумала про себя: «Этот парень сделает настоящую Дюну». Уэст доказала свою универсальность в дизайне костюмов для самых разных жанров, работая до этого в фильмах «Социальная сеть»  и «Выживший», тем не менее, у нее были сомнения по поводу научно-фантастического эпоса. «Когда я разговаривала с Мэри, я сказала ей, что это не мой жанр, и я никогда раньше не делала ничего подобного», — продолжает она. «Она заверила меня, что именно поэтому Денис хотел чтобы я работала с ним».

Хотя действие происходит через десять тысяч лет в будущем, Вильнёв не хотел перефразировать стандартные научно-фантастические мотивы. Строгость и гладкость, которые Голливуд использует для обозначения будущего, противоречили бы видению Герберта. В книге миры Дюны созданы по образцу феодальных дворов средневековой Европы. «Денис хотел создать мир, который отличается от существующих научно-фантастических фильмов, поэтому в нем нет инопланетян и серебряных гаджетов.  Вместо этого у вас есть философский опыт» — говорит Уэст. «Это футуристический взгляд на прошлое, который сразу же заставил меня подумать о средневековых отсылках, древних картах Таро и алхимии. «Мы вернулись к греческой трагедии, поскольку я чувствовала, что существует связь между домом Атрея и домом Атрейдеса. Наши отсылки были в основном историческими, и Денису это нравилось».

По оценкам количество костюмов, необходимых для создания «Дюны», исчислялось сотнями, и Уэст привлекла Боба Моргана к участию в разработке. Друзья и сотрудники на протяжении многих лет, они смогли без проблем работать вместе. Опыт Моргана в качестве супервайзера по костюмам в таких блокбастерах, как «Начало» и «Человек из стали», также означал, что он знал какой масштаб необходим для эпической «Дюны». «Только в наш отдел пришло почти 200 художников, и все из-за любви к этому делу», — рассказывает Боб Морган.

Производство фильма осуществлялось в нескольких странах: Будапешт, Венгрия, долина Вади-Рам в Иордании и полуостров Штадландет в Норвегии. Все эти места представляют различные планеты Дюны. Поэтому логистические сложности были уникальными. «Мы все использовали Zoom до того, как Zoom стал чем-то особенным, — говорит Морган. «Мы разрывались, потому что было очень важно, чтобы дизайнер присутствовал в нескольких местах одновременно, чтобы наблюдать за созданием вещей, когда они отрисовываются и драпируются». Работая художником в дополнение к своему опыту в дизайне костюмов, Морган сравнивает закулисный процесс с живописью. «Вы начинаете в одиночестве в комнате, а затем наступает тот момент, когда вы раскрываете все в галерее», — говорит он. «Мы работали месяцами, и хотя у вас есть люди, которые все проверяют, все равно остается то чувство, когда все раскрывается. Внезапно сотни людей в костюмах собираются вместе, чтобы снять эту большую сцену, и это так впечатляет».

Первыми костюмами, которые были реализованы, были культовые стилсьюты Дюны. Костюмы, которые носили фримены, коренные жители планеты Арракис, предназначены для преобразования телесных жидкостей, таких как пот, в питьевую воду и необходимы для выживания в пустыне. «Стиллсьюты — центральный элемент книг, поэтому мы знали, что должны сделать их правильно», — говорит Морган. «Наши стилсьюты должны были подходить разным людям и одинаково хорошо смотреться как на Джейсоне Момоа, рост которого шесть футов четыре дюйма, так и на миниатюрной Ребекке Фергюсон, ростом пять футов пять дюймов». Чтобы усовершенствовать концепцию, Уэст и Морган наняли Хосе Фернандеса из Ironhead Studios. Скульптор и дизайнер Фернандес создал доспехи Чудо-женщины для Галь Гадо, костюм летучей мыши Бена Аффлека и множество других запоминающихся костюмов супергероев. Для Dune его задачей было создать практичную вещь, которая по-прежнему оставалась бы эстетически приятной. «Стиллсьюты — это, по сути, снаряжение для выживания в суровых условиях Арракиса, но мы также снимали при экстремальных температурах», — говорит Морган. «Поэтому они должны выглядеть как работающая водная дистилляция, при этом позволяя актерам двигаться и выполнять свою хореографию».

Окончательный вариант комбинезона, серого цвета со встроенным бронежилетом и легкостью движений, вдохновленной тактическим снаряжением — стал хитом. «Первый раз, когда все примерили их, это было просто невероятно», — говорит Уэст. «Тимоти Шаламе начал ползать по полу и ходить по песку, затем Ребекка Фергюсон занималась джиу-джитсу. Было так приятно видеть не только то, как великолепно они выглядели, но и то, как изменился язык их тела, когда они их надели». Тем временем, когда Пол и его семья приземляются на Арракисе, их одежда отражает их благородный статус. В качестве примера Уэст вдохновлялся настоящими членами королевских семей, когда разрабатывал костюмы для клана Атрейдес и их окружения. «Мы имеем дело с падением монархии, поэтому очевидной ссылкой были Романовы» — говорит она. «Их мундиры были такими элегантными, и я вдохновлялась ими для образов Пола, герцога Лето и всех мужчин Каладана».

Что касается сына герцога, Пол, в исполнении Тимати Шаламе, ведет привилегированную жизнь, хотя она заканчивается после смерти его отца. Иллюстрировать эти изменения через моду было очень важно.  Уэст черпала вдохновение в фильмах британского режиссера сэра Дэвида Лина, чьи исторические драмы «Доктор Живаго» и «Лоуренс Аравийский» повлияли на гардероб персонажа. «Когда Пол все еще живет во дворце, у него есть очень лаконичный пиджак в стиле Живаго — четкие линии, без пуговиц, потому что, я думаю, что пуговицы и молнии вряд ли будут в будущем», — говорит Уэст. «Вместо этого мы использовали медальоны из редких металлов и магниты, чтобы он мог застегнуть воротник, когда ему нужно было быть официальным». Постепенно все что он носит упрощается, и когда он начинает жить в пустыне и становится лидером фрименов, его образ становится больше похож на Лоуренса Аравийского.

Изменения в гардеробе добавляют еще один слой к истории для зрителей и самих исполнителей. «Костюм — это мост от актера к персонажу, — объясняет Уэст. «Великие исполнители так ценят эту первую примерку, потому что она позволяет им принять другой облик и попробовать новый взгляд». Доступ к отделу костюмов и богатство знаний, которые они предоставляют, является еще одним плюсом. «Костюмы дали мне все, — говорит Фергюсон, сыгравшая леди Джессику.  «Жаклин такая рок-звезда, а ее знания о моде и истории костюма просто невероятны».

Часть уникального сочетания уязвимости и силы Джессики удалось передать благодаря костюмам, которые придумали Уэст и Морган. Например чёрное платье, которое Джессика носила в первых сценах. «Одно платье было похоже на защитную оболочку, — говорит Фергюсон.  «Оно было похоже на черный носок, и когда вы натягиваете его капюшон и забиваетесь в угол, он позволяет полностью спрятаться. Во время примерки я примерила его, чтобы убедиться, что он будет удобным, но как только я примерила, я поняла, как этот костюм отражал истинную суть Джессики в суде на Каладане.  Она из тех, кто стоит на заднем плане, спрятавшись, читая все эмоции, и зная всю правду, шепча ее на ухо своему мужу».

Для Фергюсон маски, вуали и украшенные драгоценностями наряды, которые Джессика носит в первой половине фильма, иллюстрируют ее положение наложницы, а не дворянки.  «Она носит королевскую одежду, но когда мы встречаем ее, она все еще в цепях», — говорит она.  «Между ней и мужчинами, принимающими все решения, все еще существует большая иерархическая разница.  У нее есть кулон в виде глаза, который является прекрасным символом этого. Джессика оказывается в большой комнате, но других женщин там нет.  Тем не менее, у нее есть сила, и она может убить любого щелчком пальцев».

Когда пришло время показать боевые навыки, Фергюсон сделала это в одном из разработанных Фернандесом стилсьютов.  «Мне очень нравились эти костюмы и тот факт, что они просто служат определенной цели», — говорит Фергюсон.  «Независимо от того, кто его носит, мы все выглядим одинаково — костюмы представляют людей, приспосабливающихся к природе и находящих новые способы выживания.  Люди спрашивают меня, почему такие фильмы так успешны, и я думаю, это потому, что в глубине души они просто о том, как люди выживают, любят и бросают вызов друг другу.  Они борются, обретают и теряют власть, все меняется, но это одна и та же универсальная история».

Для Жаклин Уэст ее первый просмотр фильма в кино вернул ее в детство.  «Для меня большая честь быть частью этого, потому что я помню, как смотрела подобные фильмы по субботам, когда была ребенком», — заключает она.  «Мои родители давали нам пару баксов, и мы шли смотреть какой-нибудь большой эпический фильм.  Ты смотришь, и ты просто очарован, зациклен на каждом моменте».