Какое-то время назад мы писали о новинке от компании Darkside табаке «Энтузиаст». В этом продукте нас удивил подход к упаковке и фирменному стилю, который относится к жанру русского авангарда, а если точнее, супрематизма, основоположником которого стал известный художник Казимир Малевич.
Супрематизм был одним из нескольких течений современного искусства начала ХХ века наряду, кстати говоря, с русским литературным футуризмом у истоков которого стоит Владимир Маяковский. Поэтому неспроста авангардные рисунки пачек «Энтузиаста» сопровождаются характерными текстами в стиле поэзии Маяковского и советского «плакатного» копирайтинга.
Супрематизм в живописи шел рука об руку и с конструктивизмом в архитектуре, который получил свое развитие благодаря Владимиру Татлину. Екатеринбург, где располагается штаб-квартира и производство Maklaud, является одним из городов России, в котором сохранились выдающиеся памятники советского и уральского конструктивизма.
Смысл супрематизма состоял в том, чтобы очистить искусство от всех ссылок на мир природы, избавиться от простого воспроизведения и копирования реальности, сосредоточиться исключительно на чистых формах и цветах, выйти за пределы ограничивающей обыденности и познать саму суть вещей.
Малевич писал: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».
Почему вдруг Малевичу пришло в голову, что надо непременно перестать воспроизводить на картинах реальность?
Это отдельный и сложный вопрос. Предпосылки появления супрематизма, как и любого другого направления искусства от Ренессанса и классицизма до модерна – это комплекс исторических, социальных, экономических, геополитических, культурных и других глобальных факторов, а также следствие развития философской мысли того времени. Для Малевича супрематизм был, своего рода, «иллюстрацией» его философской и мировоззренческой системы, системы личных верований, которая частично пролегала в плоскости и эзотерики, и буддийских учений.
То есть, сам по себе «Черный квадрат» как картина без своей философской подоплеки, по большому счету, не имеет смысла. Если вы не разделяете и не понимаете взгляды самого автора на искусство и мироустройство в целом, вы просто не кайфанете от ее созерцания, как это происходит от традиционных шедевров живописи.
Именно поэтому вокруг направления супрематизма и тогда, и сейчас ведутся ожесточенные споры: зачем рисовать простые квадраты и подтягивать под них какую-то сложную философию? Что за тупой хайп? Нарисуйте действительно что-то сложное, красивое, наподобие «Моны Лизы». А, может, вы просто не умеете? Можно ли вообще назвать эти квадраты искусством?
Как бы банально ни звучало, но тут у каждого свое собственное мнение. Вот, например, наш скульптор Алексей Самолов в одном из выпусков подкаста Maklaud высказывался на тему супрематизма. Спойлер: Леша не признает авангард и то, что называют «современным искусством». У нас в студии даже возникла небольшая дискуссия на эту тему, которая быстро свернулась, потому что ребята решили не ссориться😉
Это первая часть статьи, в которой мы немного погрузили вас в контекст. Как и почему супрематизм попал на пачки «Энтузиаста»? В чем тут фишка и интересный маркетинговый кейс? За что все же стоит сказать супрематистам огромное спасибо? Об этом расскажем в следующей части. Продолжение следует.