Найти тему
Nigerundayo!!

Рефлексия в оттенках яркого будущего: «Голубой Период» Цубасы Ямагучи.

«Голубой Период» вдохновляет, поражает и приятно шокирует. Манга завораживает рисовкой и подходом к рассказу истории. Она поглощает тебя. Главные герои открываются с разных сторон и заставляют открываться тебе самому. Каждый шаг персонажей, их поступки, сказанные фразы или те самые уверенные взгляды на весь фрейм — всё отражается в читателе, будто он сам ищет себя среди улиц Токио. Эта манга представляет собой одну из лучших работ за последнее десятилетие.

О первой причине этого можно сказать сразу. В Японии манга, опирающаяся на внутренние переживания и рефлексию частое явление («Гомункул», «Спокойной ночи, Пунпун», «Монстр»). Это почти всегда мрачность, огромная глубина погружения и психология, местами даже давящая. Однако Цубаса Ямагучи, автор манги, буквально крупицами, бережно и с большой аккуратностью вытягивает вопросы, которые заставляют задуматься о своем месте, назначении и цели, будь то в учебе, творчестве или жизни в целом. Рефлексия в "Периоде" это всегда красочный всплеск, словно неожиданно пришедшая идея, а не всепоглощающий ком тревоги, что ведёт вникуда. Подобный мягкий и аккуратный показ внутреннего мира героев отлично рифмуется с самим сюжетом манги.

-2

Второй тезис я считаю более важным. Живопись сама по себе — искусство, не рассчитанное на массовость. Однако эта манга напоминает о шедеврах мировой живописи и даёт им новую жизнь. Манга как искусство, которое может полюбить практически каждый, даёт возможность влюбиться в искусство, что чаще кажется намного более далёким и непонятным. Да, здесь нет экшена, нет боёвок, сумасшедших майндгеймов или трогательной романтики. Это манга про чувства, показанные через движения кистей рук, глаз, бегающих по холсту, палитры красок, непомерного труда, усердия и наконец, картин, которые воплощаются героями. «Голубой Период» — это массовое высказывание Цубасы Ямагучи о чувствах и внутреннем мире через отнюдь не массовое искусство.

-3

Третий довод совмещает в себе оба предыдущих. «Голубой Период» построен на противоречиях («Разве "адаптируемость" и "эгоцентризм" не противоположности друг друга?» — в один момент спрашивает главный герой у наставницы. «Это одно и то же!» — получает он в ответ). Ятора Ягучи, популярен в школе, успешен в учебе, но в то же время любитель выпить и покутить с друзьями, забыв обо всём. Ему некомфортно в рутинных днях его жизни. Постоянные зубрёжки заменяются посиделками до утра в барах. Как бы то ни было после одной из таких попоек вид утренней Сибуи дарит Ягучи мысль, что за ширмой прилежного ученика и беззаботного гуляки кроется нечто большее. Чёрно-белый Токио на страницах манги словно окрашивается в цвета настроения главного героя. Он оживает. Монохромные страницы становятся красочными полотнами. Очень часто он остаётся таким же, каким напечатан, хотя моментами он пылает цветами, о которых даже не задумывались в типографиях. При прочтении каждый может стать частью этого города, пусть никогда и не стремился туда.

-4

На мангу можно посмотреть с другой стороны. «Голубой Период» является произведением, полным отсылок и цитат. (Забавно, что даже название отсылает к одноименному периоду в искусстве Пабло Пикассо. В тот момент поиск себя Пикассо представлял в холодных тонах.) Каждая обложка новой главы— оммаж на шедевр мировой живописи.

Глава XV. — Работа: «Три танцовщицы в репетиционном зале», Эдгар Дега, 1873 год
Глава XV. — Работа: «Три танцовщицы в репетиционном зале», Эдгар Дега, 1873 год

Персонажи на полностраничных фреймах выглядят как герои знаменитых портретов. Постмодернизм, с помощью которого Цубаса рассказывает историю Яторы Ягучи, делает мировое искусство понятным каждому. Каждого заинтересовывает. Заставляет ощутить то же, что главные герои, смотря на картины.

Глава XIII. — Работа: «Мальчишник», Луис Уильям Уэйн, 1939 год
Глава XIII. — Работа: «Мальчишник», Луис Уильям Уэйн, 1939 год

Прочитав эту мангу в более раннем возрасте, можно было бы загореться любовью к живописи. Однако, читая ее сейчас, лично за мной бесконечно следует понимание, что любое хобби подвластно человеку, если приложить должную толику усердия. Именно подобной, возможно, детской мотивации так часто не хватает прочим произведениям о самокопании и поиске своего места в мире.

Сперва может показаться, что «Голубой Период» поверхностен, несерьёзен или нетщателен. Никак не могу с этим согласиться. Каждое новое открытие Яторы в своей технике живописи отражается в его характере. Способности в рисовании применяются для общения с родными, друзьями или наставниками. Каждое движение кистью в полной мере влияет на его жизнь. Многослойность произведения полностью отрицает его поверхностность. Каждому персонажу «Голубой Период» предлагает компромисс. Страх будущего, неуверенность в своих способностях, отсутствие таланта, неоправданные ожидания — всему этому требуется уступить на пути нахождения себя и своих стремлений.

Эта мысль тонкой нитью следует по ходу истории. Понимание ее, противоречащее понятию таланта, удачи и судьбы, пытается донести Цубаса Ямагучи до своего читателя каждой новой главой. «Голубой Период» до сих пор не завершен. Мангака уже значительно повлиял на мир манги, дополнив его такой уникальной историей. Однако по завершении «Период», словно мазками кисти, впишет себя в классику японской культуры.