Вступление.
2 апреля 2022 года исполнился 21 год культовому альбому “Mutter”, который стал третьим в дискографии группы Rammstein . В 2001 году песни с этой пластинки звучали из каждого утюга, как говорится, и также как их клипы, достигали вершин всевозможных чартов.
Именно благодаря этому альбому Rammstein стали особенно популярны в нашей стране, а так же - за рубежом. И именно данный альбом сделал группу звёздами международной величины. Диск входит в список 200 лучших рок-альбомов всех времен по версии Metal Hammer, в котором он разместился на четвертой строчке. Каждый трек из этого альбома мог бы претендовать на то, чтобы быть выпущенным в виде сингла и иметь свой собственный клип. И, на взгляд нашей редакции, именно этот альбом необходимо брать в качестве эталона для оценки нынешнего творчества группы.
Так же для сравнения возьмём предыдущий альбом Rammstein 2019 года выпуска с одноимённым названием, которому фанаты группы в итоге дали своё, негласное название - “Спичка”.
Хочется отметить, что перед его выпуском музыканты называли этот альбом “последним”, что хоть несомненно и относилось к промо компании пластинки, но всё же наталкивает на определённые мысли. Ведь прощальных альбомов и туров у тех же Scorpions, например, было уже больше, чем у Аллы Борисовны (кстати где она?). Так и здесь получилось – через пару лет после выхода Спички был анонсирован новый альбом. И уже его предусмотрительно никто ни прощальным, ни последним не называет. Хотя вышедшие клипы отчасти могут вызывать такие опасения.
Zeit.
Дата выпуска: 10 марта 2022 г.
Клип начинается в морской пучине, где мы и обнаруживаем участников группы. Глядя на первый движущийся объект – канат, становится понятно, что клип выполнен в реверсивной манере, т.е. время в нём движется задом наперёд (по крайней мере в первой части клипа).
Далее нам показывают причину крушения лодки, в которой находились моряки: это их встреча со странной фигурой, в тёмных одеждах, с непонятной "цветомузыкой" вместо лица. Судя по всему данное “чучело” и есть олицетворение времени (ну либо - смерти).
Кстати сами моряки, исполненные участниками группы – это возможно отсылка к предыдущему клипу Rammstein – Ausländer, в котором они пересекают океан, чтобы погостить у радушного племени туземцев. Рекомендую ознакомиться, если ещё не видели.
Данная часть клипа сопровождается следующими строками из текста песни:
Чему-то быть, чему-то — нет.
Мы способны видеть, но мы слепы.
Мы отбрасываем тени без света.
После нас будет то, что было раньше.
Молодость оборачивается трудностями.
Мы продолжаем умирать, пока живём.
Умирать заживо до смерти.
Мы дрейфуем к концу,
Ни минуты отдыха, стремимся только вперёд.
Манит на берег бесконечность,
Пойманная в этой реке времени.
Время
Пожалуйста, остановись, остановись.
Время
Оно всегда должно идти вот так.
Далее морская тема сменяется изображениями военных действий. Участники группы воют друг против друга “3 на 3” в лесу, и, судя по оружию и их форме, это может быть отсылка к Первой Мировой. С помощью хитрых манипуляций со временем, режиссёр клипа показывает нам, что война взрослых партизан была уже раньше – в их детстве, но только в игровой форме с помощью палок-ружей.
После этих кадров дети вовсе превращаются в младенцев, которых подбирают существа, олицетворяющие время. Они приносят новорождённых сквозь поток из песка в странное место, где находится каждый из участников группы в белой одежде и с повязками на глазах, а напротив них расположены женщины, в точно таких же одеждах и с точно такими же повязками.
Если сказать, что происходящее дальше сбивает с толку – значит не сказать ничего. Абсурдность и парадоксальность просто зашкаливает.
Существа передают каждому участнику Rammstein младенца, который очевидно является самим этим участником группы, но только в момент рождения, и каждый из них помещает новорождённых прямо таки непосредственно в утробы женщин, которые, в свою очередь, по сути, олицетворяют их матерей. Т.е. мы наблюдаем роды, но наоборот. Когда же камера отъезжает и показывает нам общий план сего действа, то мы видим, что эти самые бесконечные пески времени позади женщин поднимаются вверх, а на потолке расположены те же самые люди, только очевидно уже в их мире время течёт в правильном направлении.
Вот такой вот твист! Где-то от досады тихо плачет Кристофер Нолан, а Дэвид Линч нервно грызёт ногти и не факт, что на руках (и не факт, что у себя). И если нашей редакции скажут, что именно ради воплощения этой идеи собственно и снимался весь клипа – мы, несомненно, поверим. Ведь Rammstein давно уже прослыли старыми содомитами, а тема с акушерами-гинекологами в их клипах и вовсе поднимается аж третий раз (см. клипы Mein herz brennt, Deutschland).
Далее по клипу мы видим, как участники коллектива проходят сквозь пески времени, а если быть точным – уносятся с их потоком. Они пытаются остановить его руками, но все попытки тщетны.
До данного момента мы слышим в песне следующие слова:
Тёплое тело скоро охладеет,
Будущее нельзя остановить воображением.
Оно не терпит остановок,
Оно создаёт и тут же уничтожает!
Я лежу здесь на твоих руках.
Ах, если бы это было навсегда!
Но время не знает пощады
И это мгновение уже закончилось.
Время,
Пожалуйста, остановись, остановись.
Время,
Оно всегда должно идти вот так.
Время,
Оно так прекрасно, так прекрасно.
Все знают, что такое
Идеальный момент.
Следующий сюжет начинается уже с нормальным течением времени.
Мы видим косарей, которые работают в поле в лучах солнца.
Один из них (в клипе его играет бас-гитарист Оливер Ридель, которому 11 апреля 2022 года исполнился 51 год) сидит с дочерью на повозке с сеном. Глядя на бледное лицо девочки понятно, что она чем-то болеет. Об этом же свидетельствует и печальный взгляд отца. И вдруг, из ниоткуда, перед ними предстаёт знакомое нам существо в чёрной мантии и сиянием вместо лица.
Девочка встаёт и направляется к нему, а папа, словно загипнотизированный, слишком поздно приходит в себя: когда он спохватился и побежал за дочерью, то было уже поздно – существо закрывает её своей мантией и переносит через поток песка времени в свой мир. Обратно она попадает уже мёртвой.
Находясь в “мире времени” – девочка снова становится младенцем. Фигура проносит её сквозь поток и увековечивает её вместе с родителями в статуе из песка. Что примечательно родители её (также как и участники группы в предыдущем эпизоде с песчаной комнатой) изображены с повязками на глазах.
Далее нам показывают кадры, как девочка предстаёт перед тем же песчаным потоком, изучает его, трогает и в итоге заходит в него. Возможно, это является неким символом “воскрешения”, даёт надежду на то, что она переродится в мире, который показан в первой части клипа, где время идёт вспять, а жизнь, соответственно, движется наоборот – от смерти к рождению.
Кстати о символизме.
В самом начале клипа появляется логотип группы, который находится глубоко под водой, а с её поверхности исходит свечение, озаряющее его. Именно это свечение установлено вместо лиц тех самых странных фигур в чёрных мантиях.
Проведя расследование в самых древнейших анналах интернета, нашей редакцией было обнаружено, что согласно древнегреческой мифологии подобные персонажи символизируют Мойр – богинь судьбы. В гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее» они упоминаются как безличная необходимость, неподвластная даже богам. Первоначально считалось, что своя Мойра есть у каждого человека.
В архаике этим именем обозначался высший закон природы, боги же являлись его исполнителями.
С развитием олимпийской религии число Мойр свелось к одной-двум-трём, наиболее распространено — три сестры. Первая – пряла нить жизни, вторая – определяла судьбу, а третья – олицетворяла неотвратимую участь, т.е. смерть человека.
В клипе группы Rammstein на многих кадрах данные существа также показываются втроём.
Также были упоминания о том, что канат, который мы видим в начале якобы является символом пуповины (чего-чего? отсылка к обложке альбома Mutter?), а сами участники… да не, давайте эту часть лучше пропустим.
Повязки на глазах у участников группы, находящихся в “песчаной комнате” могут символизировать духовную слепоту: c возрастом люди забывают для чего пришли в этот мир. Они перестают видеть и понимать смысл жизни и истину.
Поток из песка позади рожениц может означать бесконечный круг перерождений в колесе Сансары.
Кадры, где участники группы пытаются противостоять потоку песка – могут означать то, что человек в течение жизни точно также тщетно борется со временем, пытаясь вернуть молодость или исправить ошибки, совершённые в прошлом.
В целом посыл клипа нам видится таким: песок или вода – по сути, не так уж и важно, ведь как ты ни старайся, не греби вёслами – всех нас унесёт этим потоком, а вот его состав и консистенция – тут уж как кому повезёт. Но всё же несмотря на то, что человек беспомощен перед лицом судьбы – он всё равно будет бороться по своей природе.
Режиссёром клипа стал Роберт Гвиздек – известный берлинский актёр, писатель и музыкант. Однако других видео работ за ним замечено не было.
Песня.
Сама песня является балладой в лучших традициях Rammstein.
Да, многим фантам не понравилась идея “первый сингл с предстоящего альбома – и медленная песня”, плюс ко всему достаточно простая. Кто-то и вовсе кричал в комментариях, что песня Zeit – это попса.
Мы согласны: по балладе сложно судить, каким будет альбом. Но называть этот трек попсой всё же сложно. Плюс давайте не забывать, что у группы и раньше встречались подобные песни (Seeman, Klavier, Mutter, Ohne Dich и другие). А была ещё например баллада Diamant с предыдущей пластинки «Спичка» – вот она совсем простая и вообще оставляет после себя ощущение незавершённости, несмотря на отличную задумку и мелодию.
И если сравнить Zeit с той же самой Mutter, то звучит трек очень достойно, местами даже может показаться, что более выдержанно и зрело. Но несомненно с Mutter ей тяжело тягаться, ведь это уже – чистая классика. Но если знать о чём поётся в Zeit, то песня несомненно может пробрать, а некоторых - даже до мурашек
В общем, находясь в предпенсионном возрасте (старшему участнику Тиллю Линдеманну стукнет 60 лет в 2023 году), знаменитые немцы повысили планку эпичности в своём творчестве и решили задать вопросы на извечные темы. Даже более навороченный кадрами и отсылками клип Deutschland выглядит не таким эпичным по сравнению с данным творением.
P.S. Пиар компания.
Кстати говоря, в качестве пиар компании Rammstein спрятали 11 капсул Zeit по всему миру. Координаты были опубликованы на официальном сайте группы. Каждый, кто нашёл капсулу Zeit, автоматически выиграл 2 билета и поездку на шоу Rammstein по выбору и многое другое.
Также говорилось о том, что если послушать песню задом наперёд, то можно услышать тайное послание на языке группы. Не знаем — правда или нет, сами не пробовали. Если кто-то вдруг расшифровал — дайте знать в комментариях.