Найти тему

Школа послов культуры

Вполне символично и закономерно, что даже тема, о которой я хотел сегодня поговорить с вами, является не утверждением, не определением, а вопросом. Что и как мы транслируем миру? Хотелось бы ответить: мы распространяем культуру, и преуспеваем в этом. Увы, это совсем не так, и не по нашей с вами вине. Изначально, я хотел ограничиться в моем повествовании исключительно культурой. Что ж, нельзя ее рассматривать без учета современных реалий, абстрагируясь от тревожной геополитической обстановки.

Сегодняшний исторический момент охарактеризован очень серьезной глобальной геополитической чрезвычайной ситуацией, усугубляемой беспрецедентным международным экономическим, социальным, экологическим, медицинским и культурным кризисом, обострившим социальное неравенство.

Культура должна объединять людей и народы. Культура, мысль и искусство не могут изощренно делить мир на западный и восточный. Мы не можем согласиться с тем, что истина и свобода ни на одно мгновение подчинялись бы ярму геополитических конфликтов. Мы призваны поддерживать диалог между культурами, литературами, учеными, литературоведами двух стран, да и вообще в мире, особенно в условиях этого болезненного исторического кризиса.

На протяжении девятнадцатого и части двадцатого века Италия стала «родиной души» русских писателей, поэтов, музыкантов и художников. На Апеннинском полуострове, среди прочих, долгое время жили писатели Николай Гоголь, Федор Достоевский, Александр Блок, Иван Тургенев, Максим Горький, Иосиф Бродский, великий музыкант и композитор Петр Чайковский, художники Орест Кипренский и Карл Брюлов.

У нас есть интеллектуальная, человеческая и моральная обязанность поддерживать культурный диалог между Италией и Россией, который исторически сложился между Россией и Италией. Это обязанность, вытекающая из того, что мы люди, вовлеченные в общество и культуру. Сегодня, к сожалению, слово как таковое не в добром здравии, так как мы плохо говорим. Как говорил Платон, «Плохая речь, кроме того, что она безобразна сама по себе, еще и ранит душу».

Мы плохо говорим: одним и тем же словом подразумеваем разные вещи, разными словами подразумеваем одно и то же. Мы изуродовали некоторые слова, которые считали уникальными, не разделенными и неделимыми: мы заменили «иностранца» на «врага», «беженца» на «нелегала»; «учитель» истек к «инфлюэнсеру», «ученик» к «фоловеру», «государственный деятель» к «лидеру». К сожалению, слово часто унижают, чтобы оно стало пропагандой, заведомо ложным представлением действительности, типичным инструментом современной информационной войны.

Нам нужна лингвистическая экология, которая позволяет слову освещать вещь, а не затемнять, скрывать и изолировать реальность; это позволяет нам понимать себя и читать мир с интеллектуальной честностью, глазами, не перегруженными суждениями и не затуманенными предрассудками.

Напротив, сегодня, под пагубным влиянием неолиберализма, постмодернизма и постдемократии, мы наблюдаем эпоху, отмеченную очень сильными индивидуалистическими побуждениями во всех областях.

Поэтому мы обязаны терпеливо и решительно продвигать радикальные идеалы и культурное обновление. Мы должны подтвердить обоснованность науки и ее метода и не должны верить в сказку о конце истории. Наоборот, мы обязаны возвышать способность человека познавать объективную, природную и социальную реальность и историю; и противостоять идеологии текучего общества, в котором люди встречаются и сталкиваются волнами в вероятностной вселенной без солнца уверенности. Действительно, «неопределенность – единственная уверенность».

Мы не должны воспринимать время как вечное настоящее без корней в прошлом и без видения будущего. Мы не должны смиряться с тем, чтобы быть личностями, субъектами без души, сведенными к товарам и потребителям товаров. Этот этический долг, присущий всем мыслящим людям, сильнее всего ощущается людьми культуры, особенно в момент острого геополитического кризиса, усугубляемого новыми угрозами пандемии и беспрецедентным экономическим и социальным спадом.

Такие люди могут питать свое чувство разнообразия, только признавая свое сходство со всеми, они формируются в вечных отношениях между собой и другими, тем сообществом, от которого они не могут оторваться. Они ничего не презирают и стремятся скорее понять, чем судить. Они решили открыть мир и, в частности, человека другим людям, чтобы они взяли на себя всю свою ответственность перед выставленным таким образом объектом. Они не ставят себя на службу тем, кто произвольно пишет историю, потому что они служат тем, кто ей подвергается.

Объединив усилия, можно построить новый гуманизм в многополярном мире, в центре которого человек и его интересы. Для этого необходимо реализовать на практике общую международную стратегию. Мы здесь именно для того, чтобы предложить один из наиболее эффективных инструментов этой стратегии: культурную дипломатию, способную интерпретировать и представлять подлинные потребности культурного – а значит, социального – развития на благо людей и всего гражданского общества.

Культурная дипломатия призвана заставить глобальную политическую и геополитическую надстройку разделить актуальность запуска многополярной стратегии для обеспечения спасения планеты Земля, безопасности и процветания человечества. Мы обязаны реалистично предложить эту перспективу. Диалог, сопоставление взаимных убеждений, обмен идеями могут способствовать вызреванию конкретных предложений для начала гармоничного развития, уважительного отношения к культурному разнообразию, способного уменьшить, если не устранить, вопиющее неравенство, которое поперечно влияет на всю нашу планету.

В наш язык неуемно вошли такие определения, как «культура отмены» и «отмена культуры». Несмотря ни на какую геополитическую конъюнктуру, в России никому и никогда не пришло бы в голову отменять Данте, Леонардо, Микеланджело, Феллини, Растрелли, даже Тольятти. Напротив, это ровно то что наблюдается относительно русской культуры на Западе. Ладно бы Соединенные Штаты, у них вся история начинается с их основания, всего-то два с половиной века, тем временем москвичи любовались завершением строительства Большого Театра, отреставрированного в современном привычном виде после пожара 1812 года архитектором итальянского и скульптором немецкого происхождения, и праздновали шесть с лишним веков основания города. Но как так получилось, что им вторят западноевропейские страны? Ведь Риму скоро уже двадцать восемь веков, не зря его называют «вечным городом»! Прискорбно, но у любой цивилизации есть период становления, развития, процветания и упадка.

С началом специальной военной операции, началась травля россиян и, в частности, российских деятелей культуры. Сперва на основании их позиций, дескать, у нас вы будете работать только если осудите Путина (что уже неприемлемо), теперь вообще по расовому признаку, и не важно, что вы там думаете. Так, итальянское Минкультуры запретило лекции о творчестве Достоевского в Миланском университете. Причина? Он не осудил СВО. Я серьезно, это не шутка. Потом кто-то указал, что негоже чинушам именно Минкультуры не знать хотя бы приблизительно, в какую эпоху жил писатель. Риторика изменилась, еще хуже: сперва нужно найти украинского писателя того же калибра. А дальше – отмена исполнений Чайковского и Мусоргского, увольнение Гергиева и Нетребко. Могу себе лишь представить, как непросто сейчас продвигать культуру и бороться с травлей разным российским центрам за рубежом, таким, как «Русский Мир», Россотрудничество и т.д.

А как это происходит? Приведу частный личный пример. Я много лет состоял в редакции одного итальянского культурного журнала. И вот, внезапно, я обнаружил, что редакция – единогласно! – проголосовала за заявление осуждения мнимого «вторжения» России. Есть такая проблема: голосование подразумевает созыв, предложение, обсуждение и собственно голосование. Меня никто даже не уведомил. Где же пресловутое «единогласие»? Это очень по-западному. А еще нам рассказывали всякие сказки и высмеивали отсутствие демократии в Советском Союзе. Более того: я бы осудил публикацию коммюнике противоположного толка. Потому что культурное издание должно заниматься культурой и не лезть в чужую епархию. Разумеется, я немедленно подал в отставку: я не хочу, при моих позициях, о которых я говорю на многочисленных телепередачах, куда меня приглашают, чтобы мое имя ассоциировалось с громогласными заявлениями, идущими вразрез с моими высказываниями и убеждениями. Жаль, но факт. И это лишь отдельный культурный журнал. Можно только гадать, что происходит в редакциях ведущих западных СМИ.

Символично, что, по западным, не российским, опросам, против прямого вовлечения собственной страны в украинский конфликт высказывается 77% итальянского населения, в Германии 76%, в Великобритании и Франции 65%, даже в Швеции 58%. Что остается делать населению? Голосовать за оппозицию. У власти самопровозглашенные левоцентристы? Голосуют за правых, как в Италии. У власти правые? Голосуют за левоцентристов. Левых как таковых вообще практически нет ни в одном западноевропейском парламенте, но это уже совсем другой разговор, требующий отдельного обсуждения.

Нас же интересует культурный аспект сегодняшней картины, вернее, изначальный вопрос: каким образом люди культуры, и в частности молодежь, может эффективно исполнить роль культурных посланников своей страны в мире? Ответ сложный, и сомневаюсь, что сегодня на него есть ответ. Знаю, что только молодежный энтузиазм, может даже молодежная наивность, постараются ответить, как старались ответить мы, в моем поколении. Мы потерпели неудачу, но уже тогда я сформулировал для себя довольно простую истину: утопия вовсе не является нереализуемой, просто она еще не реализована. Ваш черед. Я не пессимист, по своему характеру и убеждениям, но, как бы ни банально это звучало, пессимист – ничто иное, как хорошо осведомленный оптимист. Хочу привести вам цитату, позднее скажу, чья она.

Этот город, по которому бродишь часами, не видя ему конца и не встречая ни малейшего признака того, что где-нибудь поблизости начинается открытое поле, — такой город представляет из себя нечто совсем особенное. Эта колоссальная централизация, это скопление двух с половиной миллионов людей в одном месте умножили силы этих двух с половиной миллионов людей в сотню раз. Эти массы домов, всё плотнее и плотнее смыкающихся и под конец оставляющих лишь узенькое пространство посередине, — всё это столь величественно, столь грандиозно, что не можешь опомниться и приходишь в изумление. […] Но каких жертв всё это стоило, — это обнаруживаешь только впоследствии. Только потолкавшись несколько дней по главным улицам, с трудом пробиваясь сквозь толпы людей, бесконечные вереницы транспорта, только побывав в «трущобах» мирового города, начинаешь замечать, что горожанам пришлось пожертвовать лучшими чертами своей человеческой природы, чтобы создать все те чудеса цивилизации, которыми полон их город, что заложенные в каждом из них сотни сил остались без применения и были подавлены для того, чтобы немногие из этих сил получили полное развитие и могли ещё умножиться посредством соединения с силами остальных. Уже в самой уличной толкотне есть что-то отвратительное, что-то противное природе человека. Разве эти сотни тысяч, представители всех классов и всех сословий, толпящиеся на улицах, разве не все они — люди с одинаковыми свойствами и способностями и одинаковым стремлением к счастью? И разве для достижения этого счастья у них не одинаковые средства и пути? И тем не менее они пробегают один мимо другого, как будто между ними нет ничего общего, как будто им и дела нет друг до друга, и только в одном установилось безмолвное соглашение, что идущий по тротуару должен держаться правой стороны, чтобы встречные толпы не задерживались; и при этом никому и в голову не приходит удостоить остальных хотя бы взглядом. Это жестокое равнодушие, эта бесчувственная обособленность каждого человека, преследующего исключительно свои частные интересы, тем более отвратительны и оскорбительны, что все эти люди скопляются на небольшом пространстве. И хотя мы и знаем, что эта обособленность каждого, этот ограниченный эгоизм есть основной и всеобщий принцип нашего современного общества, всё же нигде эти черты не выступают так обнажённо и нагло, так самоуверенно, как именно здесь, в сутолоке большого города. Раздробление человечества на монады, из которых каждая имеет свой особый жизненный принцип, свою особую цель, этот мир атомов достигает здесь своего апогея.

Я намеренно пропустил все упоминания о конкретном городе, чтобы вас запутать. Так писал в 1845 году Фридрих Энгельс в своей книге «Положение рабочего класса в Англии», и было ему тогда 25 лет, почти ровесник большинства сегодняшней аудитории. Как вы считаете, скоро два века спустя, многое ли изменилось? Так ли изменились в своих мировоззрениях западные элиты? Да, больше нет колоний, вернее, они есть, но их перестали называть таковыми, есть всякие айфоны. А многое ли еще изменилось? Однако, тут я скорее ударился в философию и социологию, чем в культуру.

Хочу рассказать еще об одном эпизоде моей молодости. В Италии, во второй половине семидесятых, был у нас такой предмет, назывался «гражданское образование». Все наше подростковое поколение было политизировано и преждевременно повзрослевшее. С долей иронии, мы обнаружили, что 70% наших шестнадцатилетних североамериканских сверстников были убеждены, что во время Второй мировой «русские» (на Западе не знали слова «советские») и американцы воевали друг против друга. Теперь задумайтесь. Тогдашним подросткам сегодня более полувека отроду, это западный правящий класс. Вот кто управляет той цивилизацией. Освенцим освободили американцы (за это даже Оскар дают), а ядерные бомбы на Японию сбросил товарищ Сталин.

Что же, теперь обратимся к украинским учебникам начала девяностых, после распада СССР. Вы знали, что весь мир обязан всем и вся Украине? Что Рим был основан украинцами? Что, поскольку в средневековой Европе фамилии давались, как правило, по месту происхождения человека, то Христофор Колумб, был родом из... Коломыи (сейчас в Ивано-Франковской области)? Что украинец Христофор увлёкся мореплаванием, попал из Чёрного в Средиземное море, оттуда – в Португалию, где и стал готовить экспедицию в Новый Свет? Что шкипером на корабле «Санта Мария» являлся Хуан де Коса, чьё имя расшифровывается как Иван Козак? Князь Владимир, крестивший Киевскую Русь в 988 году, желал ее вступления в Евросоюз (это МИД Украины). Украина является единственной законной наследницей Киевской Руси (это Зеленский). Именно Украина стояла у истоков Европы, а Киевская Русь к России отношения не имеет (это посол Украины в Австрии Александр Щерба). Современную Канаду, какой мы привыкли ее видеть, создали колонисты из Украины (руководитель администрации Порошенко Борис Ложкин). А сам Порошенко, в свою президентскую бытность отличился следующей цитатой: «Круче было бы (нам) построить космодром для межгалактических полетов, а не завод по производству упаковки – но построить в ближайшее время межгалактический космодром не получится из-за кризиса». Европейскую цивилизацию основала великая Украина (спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий). Весь мир обязан появлением Wi-Fi украинскому таланту (депутат Верховной рады Украины Глеб Загорий). А дальше – откровенное богохульство: Иисус Христос – галилеянин (галичанин), древний украинец. Все апостолы, кроме Иуды, были галилеянами (галичанами) прадавними украинцами, только один Иуда был иудеем (замглавы Украинской республиканской партии Ростислав Новоженец). А заодно еще и пизанский Галилей, по созвучию. Мать Зевса родом из Житомира, Будда — скифский пророк, среди египетских фараонов были украинцы, а Эней был царем в Украине (лауреат Нацпремии имени Тараса Шевченко Валерий Бебик). Украина одной из первых в мире создала подлодку на казацкой тяге – с помощью которой атаковала турецкие корабли (украинское ТВ в рамках нацпроекта «Країна». У Дональда Трампа есть украинские корни, предки его родни жили в Тернопольской области (телеканал Украина, программа «Сегодня»). Украинский язык – один из древнейших языков мира […] Уже в начале нашего летоисчисления он был межплеменным языком мира […] Есть основания считать, что Овидий писал стихи на древнем украинском языке (учебник «Украинский язык для начинающих» (Киев, 1992) и исследования Гнаткевича «От Геродота до Фотия». В те времена, когда Римская республика только готовилась ещё стать владычицей мира, Украина уже была. И уже была великой (внеклассное чтение для украинских школьников).

Все это уже очень серьезно. Боюсь, это тоже потерянное поколение: прошло тридцать лет, теперь им от сорока до пятидесяти, все тот же правящий класс. Как Вы считаете, я вам сейчас рассказываю про политику, или про культуру? Вы понимаете, какое бремя наложено на вас из-за нас? Какие косяки вам придется исправлять? И исправить их можно исключительно если вы станете эффективными послами культуры. Но для этого вы тоже, в свою очередь, должны быть «подкованными», образованными, в том числе в политике и геополитике, одной культуры и знания классиков будет недостаточно.

Так что же и как мы можем и будем передавать миру? В западных соцсетях, до тех пор, пока я вообще не отказался от их посещения, меня банили ежеквартально на месяц (то есть, примерно по четыре месяца в году) по самым вымышленным предлогам, например, потому что тремя годами ранее, в годовщину Пушкина, я позволил себе напомнить, что у него были африканские корни. Забанили «за разжигание расовой ненависти». Закрываются поголовно все, а их десятки, российские каналы средств массовой информации, и неважно, будь они новостные, спортивные или культурные, в Ютюбе, Инстаграме, Фейсбуке, Твиттере. Остаются их прямые сайты. Так нет, затмевают доступ, если ваш IP находится на Западе. Конечно, вы можете использовать VPN, но объективно, какая доля западного населения столь подкована? Все это особо обидно на фоне культуры. Почему нельзя заслушать трансляцию из Большого Театра, поговорить о Булгакове, увидеть современные театральные постановки? Такое впечатление, что мы действительно возвращаемся в эпоху железного занавеса, только именно со стороны тех, кто ранее жаловался на глушилки «Голоса Америки» и «Радио Свободы», без интернета. И все же, нет у нас другого пути, «красота спасет мир», и мы, а точнее вы, должны быть и стать в первых рядах, ибо наше дело правое, а отступать некуда. Как всегда.

Хочу все же закончить мое выступление на положительной ноте, в подтверждение того, как и что транслировать, по крайней мере в Европе. В условиях, когда температура на улице и, что гораздо важнее, дома, неуклонно падает, Русские дома и культурные центры в европейских столицах открыли с минувшего воскресенья свои двери для всех, в рамках акции «Из России с теплотой». Пока цены на газ и электричество остаются высокими, центры будут работать как пункты обогрева. Россия готова протянуть руку помощи жителям европейских стран и продемонстрировать традиционное русское гостеприимство, невзирая на проявления русофобии в мире. Гостей угощают чаем, предоставляют возможность бесплатно зарядить гаджеты, а также предлагают посмотреть художественные и мультипликационные российские фильмы. В программе бесплатного кинопоказа из России фильмы «Илья Муромец», «Руслан и Людмила», «Снежная сказка», «Сказка о царе Салтане» и многие другие. «Тепло в домах и человеческое тепло от России — то, что нужно мёрзнущим европейским семьям. В условиях растущей социальной напряженности в Европе, а также русофобии, гуманитарная акция Русских домов должна продемонстрировать наше традиционное гостеприимство и отогреть сердца замерзающих европейских семей». Культурные центры вне политики, Русские дома ждут всех, кому дороги общение, взаимопонимание и душевное тепло.

Разумеется, в западных СМИ посыпались массовые обвинения в троллинге. Лично мне очень понравился ответный комментарий Евгения Примакова. Готовность России дарить европейцам тепло, тогда как их собственные правительства этой задачей не занимаются, нельзя считать издевательством. Когда акцию называют троллингом, это «немного обидно». Акция станет еще одним напоминанием, что в русских центрах всегда есть чем заняться, там «светло, уютно и хорошо», что бывает очень кстати, когда снаружи холодно и темно. Троллинг – это не метод работы Россотрудничества. «Мы добрые эльфы, а не тролли».

-2