Не летайте в дождь! Это то, чему учат инструкторы с первого дня занятий. Для современных крыльев этот совет более чем актуален. Эд Эвинг выяснил, почему на мокром можно поскользнуться.
Мы все знаем, что летать на мокром крыле нельзя, но почти все делали это, и многим это сходило с рук. С современными материалами полет на мокром крыле уже не тот, что был раньше.
"Несколько лет назад полет в дождь означал только то, что у вас будет влажный комплект", - сказал Келли Фарина, парапланерный гид и автор книги "Полеты на параплане. Ступени мастерства". "Мы привыкли думать, что задняя кромка накапливает воду, и это приводит к неуправляемому заднему свалу".
В 2013 году Келли наблюдал за стартом нового крыла в небольшую морось. "Только что распакованный intermediate клюнул назад и вошел в парашютирование до самой земли. Пилоту повезло и он не получил травм", - говорит он.
Келли поясняет, почему так произошло: "Я думаю, что новая ткань не позволяет воде впитываться, и капли нарушают обтекание по верхней части крыла, уменьшая подъемную силу, приводя к печальным последствиям".
Гэвин МакКлург так же наблюдал последствия полетов в дождь: "Был день с переразвитием в Бире. Мы все приземлились перед дождем, но некоторые ещё оставались в небе. Больше всех досталось русской пилотессе, когда та зашла на посадку в сильный дождь. Когда она отпустила акселератор, примерно в пятнадцати метрах над землей, её крыло вошло в парашютирование, и она жестко упала, сломав плечо".
Тест пилот Озона и SIV инструктор Рассел Огден тоже рассказывает про такую вещь: "Современные крылья входят в парашютирование гораздо быстрее когда намокают. В прежние времена такое случалось реже".
Производители и спортсмены не могут сказать точно, почему так происходит, но догадки есть. Мы думаем, что раньше передняя кромка крыла была более "мятой" и не так сильно "вылизанной", поэтому капли дождя не приносили столько проблем.
Сейчас передняя кромка сильно сглажена, без морщин. Это приводит к тому, что капли воды, поднимаясь по ней бисером, отделяют поток, что приводит к парашютированию.
Отрыв потока - это термин, который обозначает, что поток газа или жидкости отрывается от поверхности и становится вихреобразным.
Такое происходит не только с крылом. О том, как задержать отрыв потока от мячика для гольфа или теннисного мячика, проведено много исследований. Применение ямочек или ворса - вот ответ на эти вопросы.
На самолетах с тканевыми крыльями имеются "турбулизаторы" - тонкие зигзагообразные строчки, которые расположены на нижней части крыла, они помогают потоку более плавно переходить от ламинарного к турбулентному течению.
В парапланеризме нет "турбулизаторов" и крыльев с "ямочками". Основная задача - сделать крыло как можно более гладким, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Современные крылья, с быстрым и обтекаемым профилем более эффективны и позволяют нам лететь дальше. Но они становятся небезопасными, когда намокают.
"Это касается всех классов парапланов. Чем меньше морщин на "носу", тем больше шансов, что может произойти срыв потока," - утверждает Рассел.
Связано ли это с тем, что водяной репеллент обволакивает поверхность современных тканей? Возможно, но это не точно.
Всё, что знают Рассел и его коллеги по Озону это то, что мокрые крылья парашютируют. Они испытали это сами.
ГЛУБОКИЙ СРЫВ ПОТОКА.
Во время парашютирования аппарат остается полностью наполненным, он теряет горизонтальную скорость и начинает вертикально снижаться со скоростью около 6м/с. Вход в этот режим характеризуется тем, что пропадает звук набегающего потока, ветер не ощущается на открытой коже.
"Посмотрите наверх, нижняя поверхность деформировалась", - поясняет Рассел. - "Крыло теряет часть давления внутри себя и становится чуть-чуть уже в хорде".
Если сильно затянуть клеванты, то можно получить задний свал.
Также в парашютирование можно войти, если плавно отпускать B-ряды во время B-срыва. Это одна из причин, по которой пилоты не любят этот режим. Крыло может войти в парашютирование и после фронтального складывания.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ КРЫЛО ПАРАШЮТИРУЕТ.
"Если ваше крыло парашютирует, поднимите руки вверх и держите их в таком положении. Если это не помогает, выдавите акселератор и удерживайте его до клевка, пока крыло не полетит дальше, до безопасной посадки",- советует Рассел.
А что если толкнуть А-ряды? Идея заключается в том, чтобы опустить нос вниз и уменьшить угол атаки.
"Да, можно, но я предпочитаю использовать акселератор потому, что давить его симметрично проще. Толкать ряды - это старая школа и я так не делаю, хотя это может помочь, но акселератор лучше".
Звучит просто, но это требует полного самоконтроля, чтобы реагировать правильно в стрессовой ситуации.
Крыло у нас мокрое и тяжелое. Тяжелое крыло резче выходит из срыва, также оно легче входит в срыв при минимальном воздействии на клеванты. Вы затягиваете клеванты только на пару дюймов и вот - вы в парашютировании. Неожиданно. Психологически сложно полностью отпустить клеванты в этом режиме.
Ситуация может выйти из под контроля, если пилот реагирует неправильно. Крыло немного идет вперед и вы пытаетесь затормозить его, а оно опять входит в парашютирование. Вы можете это делать еще и еще, а крыло выходит из под контроля.
Лучше всего поднять руки вверх и держать их все время в таком положении. 1.2.3.4.5.6... Если ничего не происходит, то давите аксель и держите его, пока крыло не клюнет и не полетит.
"Я не припомню ситуацию, когда бы это не сработало",- говорит Рассел.
Многие в этой ситуации поднимают вверх руки и ждут. Если ничего не происходит, то они предпринимают что-то еще. Это может быть торможение, которое приведет к заднему свалу. Выход из свала понятен, но если вы не готовы, то это может быть неприятно.
ПРОНЕСЛО...
"Если ваше намокшее крыло стабильно летит, то постарайтесь безопасно приземлиться. Не используйте большие уши или другие сложения, это увеличит сопротивление и приведет к срыву," - советует Рассел.
Вместо этого выдавите на половину акселератор и держите скорость до посадки. Опасность остается, пока вы не снизитесь до безопасной высоты, чтобы отпустить аксель. Как только вы его отпустите, крыло может войти в парашютирование. У вас может не быть времени, чтобы разобраться со всем.
Если вы хотите быстро сбросить высоту, крутите спираль. Большие уши или B-срыв не пробуйте! Нисходящая спираль - хороший способ, но если вы можете обеспечить чистый выход. Главное держать правильный угол атаки и избегать забросов на выходе. При пологой спирали, с резким выходом - тоже можно огрести проблем. Снижайтесь в пологой спирали, плавно выходите и используйте акселератор, чтобы не допустить забросы. Затем держите половину акселя, до посадки.
ВЫСОТА = БЕЗОПАСНОСТЬ.
Если вы высоко, то не беспокойтесь. Держите скорость, пока идет дождь. Лучший способ высушить параплан - лететь быстро, руки вверху, ноги на акселе. Вы можете ударить по рядам - это поможет воде стечь сверху к задней кромке. Не сказать, что это точно поможет, но в этом есть смысл. Лучше держите скорость и вылетайте на солнце. Будет ОК.
ПОЛЕТ РАННИМ УТРОМ.
Основной совет - берегите крыло от намокания. Это значит: предохраняйтесь от утренней росы. Для моторщиков это тоже может быть проблемой. Если есть подозрение, что крыло намокло, отпустите триммера, держите скорость и не набирайте высоту быстро, пока вы внизу. Набирайте высоту не круто, держите скорость больше и прежде чем начать более крутые маневры, наберите высоту.
НЕ ЛЕТАЙТЕ НА МОКРОМ КРЫЛЕ!
Мораль: 1. Не осуществляйте полеты в дождь или на мокром крыле.
2. Остерегайтесь парашютирования.
Если вы на мокром крыле и в дождь, остерегайтесь срыва.
И что, собственно значит "мокрое крыло"? Влажная от росы ткань или же когда вода течет по стропам?
"Хороший вопрос",- сказал Рассел. "Сейчас ни я, ни мы не знаем. Лучший совет - это не летайте на мокром крыле".
https://xcmag.com/paragliding-techniques-paramotoring-skills/really-shouldnt-fly-paraglider-rain/ Оригинал статьи тут