#ЭмоциональнаяГрамотность
Мама рассказывает на консультации: «Я себя очень сильно виню за то, что регулярно злюсь и кричу на ребенка утром перед садом, потому что он медленно одевается. В итоге ребенок тормозит еще больше, с плохим настроением идет в сад - и не хочет там оставаться. А у меня нет сил и времени ждать, уговаривать, потому что спешу на работу. Я - косметолог, и у меня утром вредная клиентка. И просто уйти и бросить его не могу. И так каждый день. Помогите, что делать?»
Что выяснили в процессе работы. Мама собирает на работу себя и еще двоих детей. Еще и муж в это же время собирается на работу. Один ребенок быстрый, другой медленный. При этом мама, ориентируясь на более младшего ребенка, который одевается быстро, имеет претензии к старшему, что тот «тупит».
Мама спешит отвезти детей в сад и школу – и потом бегом на работу. Если они выйдут позже на 10 минут, мама вынуждена будет ловить такси и тратить лишние деньги, которых и так не хватает. Вечером объяснять мужу, почему опять не смогла выйти вовремя. Есть и другая причина: мама очень боится воспитательницу одного из детей. Ей невыносимо получать от воспитательницы выговоры за опоздания.
Что делать?
Было принято несколько решений:
- Принять тот факт, что одному из детей необходимо больше времени на сборы. Учесть то, что в стрессе медленный становится еще медленнее. Отправлять медленного ребенка одеваться раньше, чем второго.
- Заложить в утренние сборы время на накладки. Что-то может пойти не так. Как следствие вставать раньше на 10 минут.
- Делегировать мужу часть задач по утреннему сбору детей. А также поделить дни, когда детей водит в сад папа, когда мама. Или договориться, что утром отводит муж, а вечером забирает она.
- Разобрать тайминг дома совместно с мужем и отследить пиковые места в квартире, где все оказываются одновременно и друг другу мешают. Развести во времени и пространстве членов семьи.
- Поговорить с воспитательницей из позиции взрослого человека, и предупредить, что иногда ребенок будет опаздывать на 10-15 минут. Если воспитательница не поймет и будет продолжать делать выговоры, поговорить с администрацией.
- Поговорить с клиенткой и спросить: есть ли у нее возможность встречаться немного позднее.
- Увидеть, что стоит за «обвинением себя» и «злостью на ребенка».
Вина указывает на то, что женщина видела единственно возможный выход из ситуации – торопить ребенка, повышая голос. Это было обусловлено:
- отсутствием понимания, что у каждого человека свой темп, и что когда на медленного кричат, он еще больше замедляется;
- накладками в семейном утреннем расписании;
- единоличной ответственностью за все происходящее;
- высокой значимостью фигуры воспитательницы и вредной клиентки;
- страхом напрасно потратить на такси деньги и получить осуждение мужа.
Чувство вины помогло осознать попытку через крик избежать цепочки последствий и найти другие варианты решить этот вопрос. А также задуматься над причинами, по которым всю ответственность за ситуацию она брала на себя.
Злость проявляет в действиях другого человека то, что человек хочет сделать сам, но по какой-то причине запрещает себе это или считает невозможным. В данном случае женщину раздражала медлительность ребенка. Ей тоже хотелось бы замедлиться не только утром, но и в течение дня. Но ей казалось, что это невозможно.
Были найдены перерывы в течение дня, во время которых женщина позволяла себе отдых. Также постепенно были пересмотрены приоритеты в делах.
Результаты:
Как только у женщины была выстроена четкая схема и планы на разное развитие ситуации, произошло следующее:
- Вредная клиентка отказалась от услуг, и утром освободилось время, которое женщина тратила на занятия только для себя: прогулка, чтение… Более того, буквально в течение нескольких дней пришли две новые приятные клиентки.
- Муж взял на себя обязанность помогать со сборами детей в сад и стал регулярно отводить их.
- Даже когда ребенок «тормозил», это не вызывало раздражения у мамы, так как на это было заложено время. И более быстрый ребенок тоже еще не был одет и не парился. А в это время мама спокойно считала ему книжку или играла.
- Воспитательница больше ни разу не сделал замечание, хотя опоздания иногда повторялись.
Автор: Наталья Стрим, психолог, тренер по изменениям в жизни и масштабированию бизнеса через эмоциональную грамотность, тренинги компетенций и раскрытие ресурса и потенциала личности. Управляющий партнёр PR альянса «Профи», маркетолог, бренд и PR-эксперт, бизнес-стратег.