Найти в Дзене
Мир моих увлечений

Хэллоуин по-нашему: Топ-7 современных российских фильмов ужасов, за которые не стыдно

Оглавление
  • 50-я публикация на моём канале просто не могла не стать квинтэссенцией любимых мной тем. Хэллоуин — отличный повод в очередной раз поговорить о фильмах ужасов. Но о каких? Опять создать типовую подборку знакомых каждому хорроров, как я сделал это здесь? Рассказать об относительно неизвестных, но пугающих ужастиках? Нет, было! Что ж, почему бы не окунуться с головой туда, куда многие любители хорроров даже нос совать боятся? Сегодня мы вновь поговорим о российских фильмах ужасов, но не так подробно, как было тут и тут, а тезисно и предметно.
  • Скажу сразу: я не стану включать в подборку ряд специфических ужастиков из 90-х, которые так сильно пиарит один известный киноблогер. Я считаю их безумно устаревшими и уж слишком экзотическими для массового зрителя. Лишь "Прикосновение" (1992) и "Упырь" (1997) и по сей день смотрятся неплохо. Также стоит отметить, что "вкусовщина" всегда стоит во главе угла: вы можете быть в корне не согласны с моим мнением, это нормально. Я лишь призываю к трезвому взгляду на вещи. У многих киноманов есть очень плохая привычка выискивать недостатки отечественных фильмов, закрывая глаза на аналогичные проблемы у зарубежных. Не надо так! Что ж, предисловие окончено, приступим...

7-е место — "Диггеры" (2016)

Поджанр — слэшер, монстр-хоррор;
Возрастное ограничение — 16+;
Бюджет — ~850 тыс$;
Хронометраж — 1:20;
Рейтинг КП — 3,1/10.

Данный фильм шокирует зрителя ещё до начала просмотра. Речь, конечно же, о его запредельно низком рейтинге и, что ещё удивительнее, огромном количестве рецензий, значительная часть из которых — отрицательные. Серьёзно, даже собравшая гораздо более внушительную кассу "Пиковая дама" имеет меньше отзывов на "КиноПоиске". Лично я убеждён, что досталось "Диггерам" абсолютно незаслуженно. Сюжет фильма рассказывает о группе людей, волею случая оказавшихся вместе в метро. Их поезд не останавливается на конечной и уходит в закрытую часть катакомб, а из соседних вагонов доносятся человеческие крики. Собратьям по несчастью приходится бежать в туннели в поисках выхода. Через несколько дней друзья двух молодых людей, оказавшихся в числе пропавших, организуют спасательную экспедицию в метро, заручившись поддержкой опытного диггера. Но они даже понятия не имеют, что ждёт их под землёй...

-2

Главной "фишкой" фильма является, если можно так сказать, "параллельное повествование". В течение всего хронометража мы наблюдаем за развитием событий, происходящим в двух временных линиях: настоящем времени и за несколько дней до. Скажу честно: данный приём в "Диггерах" выполнен отлично. Во время просмотра у меня ни разу не возникло ощущения сумбура или путаницы. Перебивки между временными линиями ясны и понятны, а то, как события в финале сходятся в одной точке, вызывает чувство уважения к создателям. Да, сюжет у фильма получился действительно достойным и, что удивительно, вполне логичным (если не считать туповатую завязку). Осознание этого приходит при повторном просмотре. Также к достоинствам ленты стоит отнести работу с камерой и звуковое сопровождение. "Диггеры" буквально наполнены интересными операторскими решениями, а саундтрек надолго врезается в память. Запоминаются и персонажи. Да, многие из них кажутся гротескными и карикатурными, однако что внешне, что поведенчески все они индивидуальны. Ближе к финалу даже появляется нормальная такая драматургия.

-3

А что там с проблемами? Без них никуда. В фильме, как мне кажется, недостаточно сцен насилия. Кровавые эпизоды есть, но их преступно мало, многие убийства оставлены за кадром. Почему авторы не пошли в этом направлении дальше, имея все возможности — я не знаю. Также нельзя назвать убедительной игру некоторых актёров. Тем не менее, "Диггеры" — это крепкий ужастик категории "В" в интересном сеттинге Московского Метро. Он мог бы быть значительно хуже, если бы не одна особенность — хронометраж. Фильм достаточно короткий, из-за чего при просмотре зритель элементарно не успеет заскучать. Или найти слишком много проблем с режиссурой...

-4

6-е место — "Республика Z" (2018)

-5

Поджанр — зомби-хоррор, комедия;
Возрастное ограничение — 16+;
Бюджет — ~60 000 тыс$;
Хронометраж — 1:27;
Рейтинг КП — 6,2/10.

А вы знали, что существует целая серия якутских фильмов ужасов? Что ж, сейчас я расскажу о, пожалуй, самом достойном и нетривиальном из них (извините, но хвалёный "Иччи" (2020) — та ещё муть). "Республика Z" — это практически любительская поделка с бюджетом в 3,5 млн рублей (цена одного полноразмерного кроссовера в те годы). Действие фильма разворачивается через несколько лет после условного зомби-апокалипсиса. Двое мужчин, ставшие товарищами по несчастью, пытаются выжить в новом пугающем мире. Серия досадных случайностей сводит их с молодой женщиной, обладающей внушительным арсеналом оружия и крайне активной жизненной позицией. Вместе им предстоит пройти сложный путь через толпы мертвецов, чтобы наконец-то найти смысл существования в постапокалиптической Якутии.

-6

Да, лента выглядит дёшево, но 3,5 миллиона рублей... Гонорары многих актёров измеряются большими суммами, а тут — бюджет приключенческого фильма ужасов, в котором, на минуточку, довольно много экшена. Конечно, грим зомби оставляет желать лучшего, а визуальные эффекты далеки от совершенства, однако ко всему этому в процессе просмотра привыкается. "Республика Z" внезапно демонстрирует нам огромное количество интереснейших локаций, подавляющее большинство из которых является реальными точками на карте. Национального колорита в фильме предостаточно. Проявляется он и в диалогах, и в природе, и в специфике застройки населённых пунктов. Но главное — это идеологическое наполнение. "Республика Z" не так мрачна и реалистична, как какая-нибудь "Дорога" или "28 дней спустя", в фильме есть комедийные элементы, однако это не рушит атмосферу. Наоборот, мы смотрим зомби-хоррор, в котором авторы сосредотачивают внимание зрителя не на грязи и чудовищных поступках людей, а на взаимовыручке и сострадании. В фильме нет как таковых отрицательных персонажей, а все немногочисленные главные герои проходят путь и заметно меняются ближе к финалу. Лично мне такой акцент очень понравился — мрачного постапокалипсиса снято уже достаточно.

-7

Ждать от "Республика Z" какого-то глубокого лора или проработанного сюжета не стоит. Фильм увлечёт вас повествованием, слегка рассмешит обыгрыванием стереотипов о русском (и, видимо, якутском) менталитете, а также впечатлит неплохо поставленными экшен-сценами, которые сняты длинными планами. Лента выглядит куда дороже своего бюджета, однако на 6-й строчке нашего топа ей самое место.

-8

5-е место — "Мёртвые ласточки" (2018)

-9

Поджанр — мистика, фолк-хоррор;
Возрастное ограничение — 12+;
Бюджет — ~425 тыс$;
Хронометраж — 1:33;
Рейтинг КП — 6,7/10.

Пожалуй, наиболее удачный пример фолк-хоррора, снятого в России (не считая 2-го места подборки, но там немного другое). "Мёртвые ласточки" — это довольно простая и лаконичная история, рассказывающая о приключениях двух работников театра, отправившихся в глухие места на рыбалку. На лоне природы молодые люди встречаются лицом к лицу с самой настоящей нечистой силой и вступают с ней в опасную игру. При этом, естественно, у каждого из героев есть пара скелетов в шкафу, а рыбалка эта вовсе не так проста, как может показаться на первый взгляд.

-10

У фильма целый вагон достоинств и, пожалуй, едва ли не единственный недостаток. Но сперва о хорошем. Фолк-хоррор — это про "Мёртвые ласточки". Фильм прямо-таки дышит культурным кодом, который сладким дымом сочится из каждого кадра с видами русского леса, а также окутывает зрителя в сценах появления мифологических персонажей. Создатели намешали сюда сразу нескольких героев славянских страшилок (не только кикимору) и сделали это достаточно умело (привет Подгаевскому с его "Ягой" (2020)). На месте и смысловое наполнение: фильм на понятном языке рассуждает о человеческих пороках и алчности. Актёрские работы, персонажи — всё на уровне.

-11

Проблемы... Наверное, с режиссурой, помноженной на недостаток бюджета. Фильм выглядит так, будто он снимался для ТВ. Нет, там есть сносные визуальные эффекты, однако работа со звуком и постановкой некоторых сцен прямо-таки выдаёт дешевизну. Именно из-за этого и растрачивается "пугательный потенциал", которого поначалу в картине невероятно много. Что ж, окажись сценарий "Мёртвых ласточек" в руках более опытного постановщика, располагающего вменяемым бюджетом, возможно, фильм запрыгнул бы и на ступеньку-другую повыше. Но что имеем, то имеем.

-12

4-е место — "Мёртвым повезло" (2017)

-13

Поджанр — слэшер, комедия;
Возрастное ограничение — 18+;
Бюджет — ~8,5 тыс$;
Хронометраж — 1:29;
Рейтинг КП — 5,7/10.

Чёрная комедия или комедийный хоррор — решать вам. Лично я всё равно включу этот фильм в список, ведь он, по сути, является крепким слэшером. Завязка сюжета здесь прямиком из криминальных комедий а-ля Гай Ричи: два брата с группой самых настоящих фриков идут на "мокрое дело", главная цель которого — замаскировать заказное убийство под действия серийного маньяка. Само собой, у горе-киллеров всё идёт не по плану, после чего, как пелось в песне, отлично подходящей данному фильму по настроению, начинается мрачный замес...

-14

Главная особенность "Мёртвым повезло" в том, что это самое настоящее любительское кино. Бюджет ленты оценивается в 500 000 рублей, а это даже по российским меркам является сущими копейками (тут и "Республика Z" отдыхает). Однако не спешите вешать ярлыки: в фильме есть и сцены насилия, и кровь. Просто этого добра не так много, как хотелось бы. В целом картина сделана весьма сносно, она не выглядит какой-то невнятной короткометражкой, снятой на домашнюю камеру. Недостаток бюджета выдают лишь некоторые сцены и малое количество спецэффектов. Экшен экшеном, но во главе угла здесь, конечно же, злая ирония, хлёсткие диалоги и, внезапно, сюжет. Не скажу, что финал картины прямо-таки удивляет, однако назвать сценарий плохим язык не повернётся. Одни только специфические герои чего стоят...

-15

"Мертвым повезло" — фильм, безусловно, не для всех. Понравится он, прежде всего, любителям чёрного юмора и фанатам работ пресловутого Гая Ричи. А также тем, кто жаждет получить дозу национального колорита в виде панк-рока и угарных диалогов. Картина абсолютно не страшная, однако авторы и не стремились пугать зрителя. Развлечение — вот то, с чем "Мёртвым повезло" справляется весьма неплохо. К тому же, фильм стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы узнать, что можно сделать, имея на кармане полмиллиона рублей и море энтузиазма.

-16

3-е место — "Кольская сверхглубокая" (2020)

-17

Поджанр — боди-хоррор;
Возрастное ограничение — 16+;
Бюджет — ~1,9 млн$;
Хронометраж — 1:55;
Рейтинг КП — 5,1/10.

Боди-хорроры выходят ежегодно, однако их "золотой век" остался где-то в 80-х и 90-х... Тем не менее, до отечественного кинематографа этот поджанр фильмов ужасов добрался буквально только-только. Сюжет "Кольской сверхглубокой" рассказывает о чрезвычайном происшествии на секретном научном объекте, разбираться с последствиями которого отправляют отряд десантников и вирусолога. История косвенно основана на легенде из 90-х, согласно которой в процессе бурения породы горняки наткнулись на огненные палаты Ада, из которых доносились крики грешников. С реальностью картина связана ещё меньше: создатели демонстрируют нам огромные подземные помещения и шахты, тогда как настоящая скважина в диаметре не достигала и метра. Однако я не назвал бы эти моменты недостатками фильма. Фантастика есть фантастика...

-18

Чем же хороша "Кольская"? Ну, скажу честно: первая половина фильма практически безупречна. Темп развития событий, постановка сцен, диалоги между клишированными, но колоритными героями, постепенное нагнетание атмосферы — всё это выглядит шикарно. Мы буквально погружаемся в мир катакомб, расположенных на огромной глубине, знакомимся с персонажами и их характерами, заражаемся той жуткой и загадочной неопределённостью, которая витает в воздухе. Несколько по-настоящему эпичных сцен даже врезается в память. Фильм держит в напряжении до начала 3-го акта, в котором, увы, несколько сдаёт позиции. Там пропадает какой-либо реализм, а то, что в любом боди-хорроре ближе к финалу демонстрируется во всей красе, в "Кольской" появляется лишь мельком. Нет, фильм не совсем уж "сливает" концовку, однако немножко сворачивает с пути, по которому двигался основную часть хронометража.

-19

Тем не менее, я люблю "Кольскую" за сеттинг и задумку, а также звуковое сопровождение. Серьёзно, эти ужасные крики будто действительно из Преисподней доносятся. Также порадовало внимание к деталям и довольно-таки неплохое отражение духа времени ("перестройка", все дела). Самобытны здесь и эффекты. Их много, и выглядят они на тот бюджет, которым располагали создатели (к слову, это один из самых дорогих российских хорроров). Не то, чтобы особенно хорошо, но и глаз не режут. А радует его Милена Радулович, особенно ближе к финалу... Своей актёрской игрой, конечно, а вы о чём подумали?!

-20

2-е место — "Пиковая дама: Чёрный обряд" (2015) и "Пиковая дама: Зазеркалье" (2018)

-21

Поджанр — мистика;
Возрастное ограничение — 16+;
Бюджет — ~685 тыс$ (~1,185 млн$);
Хронометраж — 1:33 (1:23);
Рейтинг КП — 5,1/10 (5,3/10).

Вторая полнометражная работа несостоявшегося "российского Джеймса Вана" Святослава Подгаевского до сих пор остаётся лучшей в его фильмографии. Лишь относительно сносная "Невеста" (2017) может приблизиться к "Пиковой даме" по уровню качества. Увы, что "Русалка" (2018), что "Яга" (2020), что "Приворот" (2021) — откровенно неудачные работы молодого режиссёра с большим потенциалом. Последним же его "появлением" вообще стал мерзкий сериал про вампиров "Пищеблок" (2021), в котором оголтелой антисоветчины оказалось больше, чем кровососов. Однако это не отменяет того факта, что "Пиковая дама" — объективно один из лучших российский хорроров на данный момент.

-22

Фильм не изобретает ничего принципиально нового и не пытается быть тем, чем не является. Это по-настоящему шаблонный мистический ужастик, снятый будто бы по жанровой методичке. Но созданный качественно, с душой и знанием дела. Во главе сюжета "Пиковой дамы" находится старинная страшилка об одноимённой женщине, убивавшей детей. Как понятно из синопсиса, герои фильма вызывают этого злобного духа, после чего оказываются в смертельно опасной ситуации. Картина вряд ли удивит вас неожиданными поворотами, однако и равнодушным не оставит. Потому что в довольно простеньком мистическом хорроре, внезапно, есть и проработанный главный герой, и его развитие, и грамотно поставленный конфликт, и размышления над темой потери близкого человека. А фоном для этого служит самобытный и достаточно грамотно прописанный лор, а также довольно жуткие сцены, полные саспенса. Подкачала лишь компьютерная графика, которой, к счастью, в фильме не так уж и много. На выходе мы получаем мистический хоррор, не уступающий подавляющему большинству зарубежных аналогов. "Пиковая дама" — это шаблон, доведённый до принципиального совершенства. С типовыми проблемами и слабыми сторонами, но зато интересный и атмосферный.

-23

А что до 2-го фильма? Сиквел? Нет, спин-офф от другого режиссёра и другой группы сценаристов. "Зазеркалье" практически не связано с "Чёрным обрядом" сюжетно, однако находится в той же вселенной. Тут и кроется главный его недостаток. Спин-офф обладает довольно проработанным и интересным лором, который, увы, совершенно не вяжется с историей оригинального фильма. Не хочу спойлерить, просто поверьте, что сценаристы наворотили здесь что попало. Однако в остальном "Зазеркалье" представляет собой неплохой мистический ужастик. Фильм уходит вперёд в техническом плане относительно первой части, демонстрирует нам неплохих персонажей и, что самое главное, не даёт заскучать. События в картине развиваются стремительно, а это, как мне кажется, всегда идёт на пользу развлекательному кино. Поэтому, если обособиться от "Чёрного обряда", "Зазеркалье" вполне можно поставить на второе место в списке российских ужастиков. Да и вместе оба фильма выглядят весьма интересно. В конце концов, это единственная отечественная хоррор-франшиза, пусть и в формате дилогии...

-24

1-е место — "Синдром" (2022)

-25

Поджанр — мистика;
Возрастное ограничение — 16+;
Бюджет — н/д;
Хронометраж — 1:36;
Рейтинг КП — 4,9/10.

На мировом уровне фильмы ужасов переживают не лучшие времена. Засилье псевдоинтеллектуальных хорроров и бесконечных сиквелов и риквелов очень редко даёт выйти в свет чему-то по-настоящему классному. Однако российское кино варится в своей кастрюле, поэтому отечественные ужастики ещё не достигли своего плато, не начали стагнацию. "Синдром" — полнометражный дебют режиссёра и сценариста Вячеслава Руденко, дающий нашим хоррорам надежду на светлое будущее. Фильм рассказывает о череде сaмoубийcтв, происходящих в Санкт-Петербурге в наши дни. Перед гибелью все жертвы утверждали, что видели таинственную белую фигуру, сводящую их с ума. Полиция не даёт никаких комментариев, поэтому к поиску ответов приступают брат и сестра, чьи родители погибли за 5 лет до этого при схожих обстоятельствах. Вскоре они выходят на молодого человека по имени Егор, который, как им кажется, очень тесно связан с происходящими событиями...

-26

Пожалуй, сразу скажу о недостатках фильма, коих немного. Наверное, здесь во главу угла стоит поставить несколько недоработанный лор. Авторы выдают нам объём информации, необходимый для понимания происходящего в фильме, однако в детали предыстории событий решают почему-то не вдаваться. Сюда же можно добавить некоторые диалоги и парочку глуповатых эпизодов (стандартные для жанра беспрепятственные побегушки по режимным объектам, например). В остальном фильм действительно хорош. Это очень атмосферная картина, отдающая холодом пропитанного дождём Петербурга, с неплохими напряжёнными сценами и вменяемо поставленными скримерами. Сюжет довольно прост, но при этом логичен и увлекателен. Ровный темп повествования не даёт зрителю заскучать и выйти из состояния напряжённости. А ещё здесь на удивление круто прописанные герои, у каждого из которых есть бэкграунд, характер и мотивация. Не стоит забывать и о том, что перед нами самостоятельное произведение, не имеющее первоисточника в виде городской легенды или конкретного зарубежного ужастика. Очень важная деталь для понимания того, насколько фильм хорош.

-27

"Синдром" действительно сделан трепетно и с душой. Несколько проигрывая "Пиковой даме" по проработке лора, он при этом не является совсем уж заштампованным и предсказуемым. А относительно стерильный финал пусть и оставляет вопросы, зато радует своей однозначностью и бескомпромиссностью. Я считаю "Синдром" не только лучшим российским фильмом ужасов на момент написания статьи, но и достойной картиной даже на мировом уровне. Не "Синистер" (2012), конечно, хотя уже довольно близко. И уж точно не "красный" рейтинг "КиноПоиска", которым картину наградили "знатоки жанра".

-28
Такие вот дела. Понравилась подборка? Узнали для себя новый фильм? Не согласны с чем-то? А может, знаете пару-тройку вариантов, достойных попасть в топ? Пишите в комментариях!