Найти тему
Психология

Что такое тревожность, как с ней справляться.

Оглавление

Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Не путайте тревожность и тревогу. Это два разных понятия в психологии.

Тревога определяется как неприятное эмоциональное состояние, причина которого либо не легко идентифицируется, либо воспринимается как неконтролируемая или неизбежная; "страх", в свою очередь, является эмоциональной и физиологической реакцией на признанную внешнюю угрозу. Термин "тревожное расстройство" включает страхи (фобии), а также тревоги.

-2

К тревожным расстройствам относятся:

  • генерализованное тревожное расстройство;
  • фобические расстройства;
  • паническое расстройство;
  • агорафобия (боязнь открытого пространства);
  • социальное тревожное расстройство;
  • посттравматическое стрессовое расстройство;
  • эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста;
  • ситуативная тревога;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • селективный мутизм (потеря способности говорить в определённых ситуациях).

Лечение тревожного расстройства

Варианты лечения включают изменения образа жизни, терапевтические методы и лекарства. В настоящее время не существует доказательств того, какой именно метод лечения является наиболее эффективным. Поэтому выбор способа лечения зависит от пациента. В большинстве случаев люди с тревожными расстройствами в первую очередь прибегают к терапевтическим методам.

Когнитивно-поведенческая терапия

Это лечение одинаково оказывает положительное воздействие как при непосредственном сеансе терапии с пациентом (лично), так и при удалённом проведении терапии (через интернет).

Ведение дневника тревог — одна из ключевых практик в методе когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ).

-3

Применение лекарств

Для лечения тревожности применяют:

  • антидепрессанты — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) и селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН);
  • бензодиазепины — психоактивные вещества со снотворным и успокоительным действием.

Как бороться с приступами тревоги самостоятельно

Техника диафрагмального дыхания:

1. Наблюдение за дыханием (1 минута). Удобно расположитесь на стуле, закройте глаза. Сфокусируйтесь на дыхании. Обращайте внимание на глубину, частоту дыхания, на то, какие мышцы задействованы.

2. Дыхание животом (5 минут). Положите одну руку живот, а другую — на грудь. Дышите так, чтобы при вдохе и выдохе поднималась и опускалась только та рука, которая находится на животе, а рука, расположенная на груди, оставалась неподвижной. Вдох происходит через нос, выдох – через рот. Важно, чтобы вдох был короче выдоха. Для удобства на вдохе можно мысленно считать до 5, на выдохе — до 7. Также продолжайте фокусироваться на дыхании и чувствовать движение воздуха.

3. Ноздревое дыхание (3 повторения). Усилить эффективность упражнения можно, если, дыша животом, вдыхать левой ноздрёй, зажимая правую пальцем, и выдыхать правой ноздрёй, зажимая левую пальцем. После чего вдыхать ей же, продолжая удерживать левую ноздрю пальцем, и выдыхать уже левой ноздрёй при зажатой правой ноздре. Повторите серию из четырёх счётов три раза, после чего снова вернитесь к вдохам через нос и выдохам через рот.

Техника осознанности: "Здесь и сейчас"

1. Удобно расположитесь на стуле и понаблюдайте за своим окружением. Не фокусируйтесь на отдельных предметах, их свойствах, а наблюдайте всё как "целостную картину". Не составляйте каких-либо оценочных суждений о предметах и их свойствах. Используйте осознанное зрение в течение одной минуты. Посчитайте 10 источников света в поле зрения. Оцените своё эмоциональное состояние после этого упражнения.

2. Закройте глаза. Начните подобным образом вслушиваться в окружающие звуки, не называя их и не оценивая. Используйте осознанный слух в течение одной минуты. Назовите 10 источников звуков вокруг вас. Оцените своё эмоциональное состояние после этого упражнения.

3. Ваши глаза по-прежнему закрыты. Вы начинаете концентрироваться на своих физических ощущениях, которые возникают при соприкосновении разных частей вашего тела с теми или иными предметами. Сосредоточьтесь именно на ощущениях, а не на представлениях о том, как, например, спина касается спинки кресла или ноги упираются в пол. Применяйте осознанные ощущения одну минуту. Насчитайте 10 источников ощущений в вашем теле. Оцените своё эмоциональное состояние после этого упражнения.

-4

Может ли тревожность влиять на учебную деятельность?

Критерием учебной деятельности является, как известно, успеваемость. При этом, как
показывает практика, существует множество причин, оказывающих влияние на школьную успеваемость. Одной из наиболее важных является тревожность. Существуют несколько точек зрения на проблему влияния тревожности на успеваемость
школьников. Одни исследователи считают, что у высокотревожных учащихся чаще встречается высокая успеваемость (см. Э.А. Голубева), другие - чем выше тревожность школьников, тем ниже их успеваемость и показатели интеллектуального развития (Н.Б. Пасынкова).

-5

Связь тревожности со школьной успеваемостью имеет сложный характер и работает по принципу «заколдованного психологического круга». Пусковым механизмом может быть любая школьная ситуация, связанная с неудачей и негативным эмоциональным опытом.

-6

Опрос

Я решила провести опрос на тему «Тревожность у подростков». В опросе учувствовало 25 человек.

Вопрос №1: «Как вы считаете, психология - это наука?»

«Да» - ответило 25 человека

«Нет» - ответило 0 людей

-7

Вопрос №2: Знаете ли вы что такое тревожность?

«Да» - ответило 25 человек

«Нет» - ответило 0 людей

-8

Вопрос №3: «Как вы считаете, бывает ли тревожность у детей школьного и дошкольного возраста?»

«Да» - ответило 24 человека

«Нет» - ответил 1 человек

-9

Вопрос №4: «Есть ли среди ваших друзей или знакомых люди с тревожностью?»

«Да» - ответили 18 человек

«Нет» - ответил 1 человек

«Я точно не уверен(а)» - ответили 6 человек

-10

Вопрос №5: «Вы интересовались этой темой?»

«Да» - ответило 3 человека

«Нет» - ответили 6 человек

«Я слышал(а) про неё, но никогда не интересовался(лась) глубоко» - ответили 16 человек

-11

Вопрос №6: «Как думаете, тревожность можно вылечить самостоятельно?»

«Да» - ответили 13 человек

«Нет» - ответили 9 человек

«Другое» - ответили 3 человека

-12

Вопрос №7: «Тревожность - это болезнь?»

«Да» - ответили 9 человек

«Нет» - ответили 16 человек

-13

Вопрос №8: «Ходите ли вы к психологу (психотерапевту)?»

«Да» - ответили 2 человека

«Нет» - ответили 23 человека

-14

Вопрос №9: «Как вы считаете есть ли у ваших детей тревожное расстройство? (Вопрос для родителей)»

«Да» - ответили 10 человек

«Нет» - ответили 9 человек

«Другое» - ответил 1 человек

«Мы раньше не разговаривали на эту тему» - ответило 3 человека

-15

Вопрос №10: «У вашего ребёнка тревожное расстройство. Вы бы заметили это? (Вопрос для родителей)»

«Да» - ответили 21 человек

«Нет» - ответило 2 человека

-16

Вывод

На основании полученных результатов из опроса, можно сделать вывод. Что около 30% опрошенных родителей знают, что у их детей тревожное расстройство. А 91% родителей ответил, что точно увидит если у его ребёнка будет тревожность. Родители знают, что такое тревожность, но не сильно углублялись в эту тему.