Острый Тур. Поход-разведка

Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым. Ночь была тихая и ясная, по небу рассыпались звезды. Водитель спокойно вел нашу «мини-яхту», и спать было весьма приятно.

Два часа по кочкам

Рано утром прибыли к базе «Серебрянский камень», выгрузились, переоделись. На улице было тепло и таинственно. Свежий горный воздух предвещал приключения! Около 4 утра, как и договаривались, подъехали ребята на вахтовках и УАЗиках. Сегодня у них много работы – на Серебрянку приехала половина Екатеринбурга и других городов. Ну, а мы были самыми первыми клиентами по заброске.

Загрузились в «буханку», и водитель с ветерком помчал нас в дебри. Аж дух захватывало! Удивительно, как хорошо он ориентировался в поворотах лесных дорог. Вначале проехали асфальт до Кытлыма, свернули на грунтовку, ушли на Косьвинский камень. Потом – долго по лесу, брод через Тылай, брод через Косьву и заброшенный поселок Усть-Тыпыл. Там и выгрузились. Дорога заняла 2 часа по кочкам лесной дороги. Но в пути мы встретили чарующий яркий рассвет!

Выгрузившись на краю поселка в лесной сырой воздух, быстро собрались, перепаковали и распределили общественный груз. И уже через 7 минут мы бодро шагали по старой дороге, ведущей дальше в Пермский край, а нас – к поляне у Косьвы.

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-3

Минут за 30-40, не замечая пути из-за разговоров, дошли до стоянки у реки. Здесь бывают сплавщики и местные рыбаки-охотники. А теперь место заняли мы. Разбили лагерь на ровном месте среди кустов и развели на берегу костерок. Поставили готовиться завтрак. Глядя на еловый лес на том берегу, поднимающемся на горку Каменная, на чистейшую реку и наслаждаясь чистотой и тишиной, потрапезничали перед дорогой. Скажу я вам, что в такие моменты даже самая простая еда кажется царским обедом! Собрали снаряжение для восхождения и в 8:40 вышли из лагеря.

С этой стороны Конжак не знают

С первых шагов тайга дала понять, что просто не будет. Тропы начали попадаться только через километр, и то звериные, нам не по пути и легко теряющиеся. Каждый шаг давался с некоторым усилием, ведь нечасто приходится ходить по мхам, густым травам, вперемежку с поваленными деревьями.

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-4

Искать тропу между буреломами и кустами. Петлять, как заяц, выбирая кусты или поваленное дерево: продраться или перешагнуть. Впрочем, через полчаса уже вполне вошли в ритм и стало как-то полегче. А вот первый раз, посмотрев на навигатор, я был весьма удивлен цифрой в 150 метров вместо ощущаемых 800. А через километр встретили поистине великанское древо – огромный кедр, вызвавший крики удивления и восторга.

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-5

Кстати, лес очень красивый! Вначале было больше мха и папоротников, елей-кедров и сумрачной атмосферы таежного темнохвойного леса. Потом –рощицы березняка с разнотравьем и малиной, залитые солнцем, следы лосей и медведей, грибы.

Ближе к вершине лес поредел и появился папоротник по пояс высотой, сквозь который и земли не видно – ямка ли, пенек, приходилось идти на ощупь. Потом начался ощутимый подъем и большие поляны с видами на вершину. Ближе к верху травы обрели осенние краски – необычно и тревожно. Неужели лето закончилось?

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-6

Безветрие и жара вызывали потоки пота по телу, с нетерпением мы ожидали выхода на открытые продуваемые места.

Огромная поляна на отроге, истоптанная медведями, и травой выше головы. По примятой траве идти легче. Время от времени оповещаю зверей свистом, на голову постоянно падают семена трав, отодвигаемых мной. Тишь и осознание дикости места, кто еще тут и когда побывает? И когда был кто-то тут до нас?

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-7

Приближается курумник, на бугорке замечаем крупную спелую чернику. В атаку! Припали, как шальные, и минут 15 жадно объедали заросли. После нас как будто меньше и не стало, но ягодный голод слегка утолили. Пошли дальше, в надежде, что на вершине тоже могут быть ягоды. Буквально через 20 метров стало понятно, что ягод здесь до самого конца. Появилась голубика, брусника, малина – ели на ходу, иногда приседая у кустиков, ягоды которых казались особенно крупными. Ну как тут пройти мимо?!

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-8

И все-таки, наевшись, стали проходить мимо. Короткий подъем по курумнику – и мы наверху. Открылась вершина с плато, окружностью метров 300, и виды на Острый Тур, Ослянку, Конжаковско-Серебрянский массив. Благодать! Тут и ветерок обдувает, начали просыхать от пота. И солнышко греет, и виды сногсшибательные. Особенно приятен Конжак. С этой-то стороны его никто и не знает!

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-9

Некоторое время просто сидели лицом в сторону Конжака. Отдыхали от тяжелого подъема и любовались заслуженными видами, радовались погоде и ягодам, которые здесь, конечно же, тоже «колосились» в изобилии. Приятная вершинка – ровные плиты камней, островки ягеля с ягодками, очень уютно! И ни следа человека, за исключением триангулятора и бутылки с запиской.

Острый Тур действительно острый

Обедать решили на плато под вершиной – там виднелись скальные останцы. Решил их посмотреть, узнать, какие виды с них, да и от ветра надо спрятаться.

Обед приготовили на небольшом костре в камнях. Наблюдали, как на западе формируются грозовые тучи. Ясное небо начало потихоньку заволакивать. Над нами стали пролетать облака, бросая тень. Затягивать обед не стали –  времени уже 4 часа от начала старта прошло. Преодолели 5 километров, а впереди еще 4 км до Острого Тура и 4 км до лагеря. Надо успевать! В 14:30 вышли на путь к следующей вершине.

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-10

Вначале пошли напрямик от останцев, но, увидев крутой склон, скорректировали маршрут – пошли вдоль края плато на перевал между вершинами, где более пологий спуск и наименьший сброс высоты. Склон в этом месте был особенно красным, осенним – красота!

Ребята начали уже подуставать, а я начал прикидывать, как бы нам не по темноте возвращаться. Когда закончилась тундра и началась трава – прибавил темп. Так как я тропил и не мог физически передвигаться быстро, команда по тропе за мной вполне успевала. Немного «промазали», прошли мимо самого легкого спуска и вышли на крутой курумный склон. Пришлось спуститься в лес, где трава еще выше. Предвкушая новый сложный этап травохождения, внезапно вышел на верховое болото. Какой кайф! Низенькая трава и мхи позволили идти намного быстрее, легче и безопаснее, а воды в болоте почти не было. Зато была в изобилии морошка. Правда, после голубики и черники на нее уже никто особо смотреть не стал. Попробовали и пошли дальше.

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-11

Вдруг посреди болота, в 20 метрах от нас, раздался громкий хлюп и за ним еще один. Испугавшись медведя или лося, засвистели и закричали. С той стороны послышался треск деревьев и тишина. Осторожно пошли дальше, набрели на лужу с мутной водой. Среди деревьев видел мелькнувшее темное и высокое нечто. Я предположил, что лось провалился, его засосало в грязь, и он с хлюпом выбирался, когда мы его напугали криками. Вокруг полно лосиных следов – наверное, все-таки не медведь был.

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-12

Адреналин отхлынул, успокоились, пошли дальше. Уже показался сквозь деревья Острый Тур. Крутой подъем и в 18:00 мы на поляне перед скалами. Бросаем вещи, напиваемся воды и карабкаемся наверх. 10 минут подъема и Острый Тур открывает нам свои великолепные виды.

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-13

Во-первых, этот скальный гребень с крутыми склонами действительно острый! Во-вторых, внизу течет, извиваясь, Косьва, теряясь в дымке горизонта. А в-третьих, взгляд обратно проявляет тот самый красный склон Чердынского Камня! С этого ракурса он выглядит максимально ярко!

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-14

Кстати, Острый Тур – это самая южная вершина плато Кваркуш! Вогульский камень с него, конечно, не видно – очень далеко.

С паутиной на лице

На вершине дул сильный ветер, а со стороны Конжака стали доноситься раскаты грома. Поэтому мы спустились и двинули в сторону живописных останцев на краю горы. За ними оказался высокий и не менее живописный обрыв. Пройдя вдоль обрыва, нашли спуск с него и самый короткий путь к лагерю. У меня снова проснулся голод, поэтому, пробегая вперед и ожидая команду, успевал срывать пригоршни ягод и уплетать их.

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-15

Добрались до еще одних скал, уже среди леса. Пока их огибали, пошел дождь. К счастью, на нашем пути уже закончились скалы и камни. Остался спуск через лес. Десять минут спустя дождь закончился. Но лес уже безнадежно промок – пришлось до конца идти в дождевике, собирая на себя влагу с травы.

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-16

Спуск показался бесконечностью. Каждые полчаса я убеждался, что мы прошли в четыре раза меньше, чем ощущалось. Ноги налились свинцом и заплетались. Медленно идти получалось трудно – терял равновесие, не в силах удержать себя в вертикальном положении. Но и быстро идти не вариант – не бросишь же ребят. Лес как будто стал менее проходимым. Больше коряг и поваленных деревьев, пеньков и кустов, трава как будто гуще и больше цепляется за обувь.

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-17

Разговоры стихли, шли в давящей тишине. Пока на очередной остановке не стали смеяться над какой-то глупой шуткой. Тут настроение поднялось и ногам стало легче – понеслись быстро, стараясь добить оставшиеся километры. На лицо постоянно налипала паутина с веток, от усталости ее было трудно замечать, соответственно, по телу ползали залетные паучки, потом добавились мошки, брр!

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-18

Бесконечность спустя мы вышли на дорогу и, скинув дождевики, налегке преодолели оставшиеся 800 метров, созерцая покрасневшие закатные тучи.

А дальше: купание в реке, приготовление ужина в сгущающихся сумерках и радость от преодоления испытания и полностью осуществленных планов!

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-19

Утром над рекой висел туман. Выспались после такой нагрузки превосходно, сон был крепкий! Солнце сновал засияло и как-то тепло на душе, ощущение, что уже день третий пошел. Позавтракав, устремились обратно в Усть-Тыпыл навстречу заброске. Пришли за две минуты до установленного времени, и ровно в 10 часов за нами приехала «буханка».

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-20

И долгий путь домой…

Опубликовано в журнале Уральский следопыт

Эта поездка начиналась так же, как многие предыдущие, но с совершенно другими ожиданиями и настроем! Собрались, погрузились и в ночь поехали 440 км до поселка Кытлым.-21

Автор: Ватолин Никита

Инструктор по спортивному туризму, сооснователь турклуба «Первая вершина». Организовал более 100 походов по Уралу и Сибири

✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях