Найти тему

Питание и доверие к себе. Где связь?

Для чего мы едим?

-поддержать энергетический баланс в организме;

-восполнить количество витаминов и минералов, белков, жиров, углеводов;

-утолить чувство голода;

Это из очевидного.

А из не очевидного:

- заполнить время;

-согреться;

-отдохнуть, отвлечься;

-за компанию;

-заесть стресс, напряжение;

-порадовать себя, получить удовольствие;

-про запас (сейчас не хочу, но вдруг потом не будет возможности);

-порадовать близких (чаще это старшее поколение, для которых накормить - это проявить любовь и заботу).

Казалось бы, так естественно и природосообразно - есть только тогда, когда истинно голоден. Но паттерны пищевого поведения закладываются в детстве, поэтому важно, чтобы взрослые, находящиеся рядом с ребенком, имели здоровое отношение к приему пищи.

В школе «Золотые Бусины» это возможно.

Потому что у нас ребенок может выбирать:

- есть ли ему сейчас: промежутки между приемами пищи небольшие, так что если ребенок не чувствует голода сейчас, значит точно проголодается и поест в следующий раз.

- что есть и сколько: при каждом приеме пищи есть альтернатива - не хочешь суп, поешь второе; не хочешь горячее - поешь овощи или фрукты; не хочешь есть - попей компот или воды. Педагог не регламентирует объем порции, ребенок накладывает сам. Можно положить пару ложек и если блюдо понравится, вернуться за добавкой.

Toddler-класс с 1,5-3 лет
Toddler-класс с 1,5-3 лет

Педагог держит фокус на том, что повара для нас трудились, готовили, и какой длинный путь проделали продукты, прежде чем оказаться у нас на столе. Хорошо бы это ценить и не выбрасывать. Но если все-таки не удалось рассчитать объем порции, и наелся быстрее, чем ожидал – можно не доедать – так у ребенка формируется чувство меры.

Эти простые пункты позволяют сохранить нашим воспитанникам связь с собой, телом, доверять себе. Формировать чувство меры «сколько мне достаточно, чтобы почувствовать сытость?»

Взрослый в глазах детей непрекословный авторитет. Если прием пищи обязателен, объем порции регламентирует педагог или родитель, а если еще звучат фразы «пока не доешь, из-за стола не встанешь» или наоборот «тебе достаточно» очень сложно сохранить связь с собой, изучить свои вкусовые предпочтения, развить чувство меры, безопасно расширить пищевой репертуар. Ребенок предает себя, отключает чувствование ради сохранения связи со значимым взрослым.

Это как в анекдоте:

-сынок иди домой!

-мама, я замерз?

-нет, ты проголодался.

Было бы смешно, если б не было так грустно.

Важно чтобы и педагог и семья относились к приему пищи одинаково, а именно - верили, что ребенок лучше знает о своих потребностях, передали ответственность за свое тело и физиологию ребенку. Были рядом, демонстрируя эталоны здорового питания. И тогда наши дети будут уметь осознавать истинные мотивы приема пищи «я сейчас действительно хочу поесть? Или заедаю стресс/хочу отдохнуть/не хочу обидеть бабушку отказом?» Они смогут вылить кофе, если «мне достаточно», оставить не съеденным блюдо, если наелся или невкусно. Это, пожалуй, то к чему многие взрослые идут сейчас путем серьезной работы над собой.

У наших детей есть шанс сохранить связь со своим телом, доверие к себе.

 

Халиуллина Гузель

Школьный психолог