Найти тему

Почему Третьяков запретил пускать Репина в галерею

Ужасно интересно

Все то, что неизвестно!

… …

Но почему? Да потому, что!..

Иногда встречается интересная информация и хочется ею с вами поделится. Вдруг будет интересно. Как в детстве, не для чего-то, а просто потому, что…

Репин И.Е., Портрет П.М. Третьякова, 1901
Репин И.Е., Портрет П.М. Третьякова, 1901

Так почему же Павел Михайлович Третьяков запретил пускать художника Илью Репина в галерею

По воспоминаниям одного из первых хранителей Третьяковской галереи Н.А. Мудрогеля художник Илья Репин очень любил править свои картины уже после завершения.

Фото И.Е.Репина в залах Третьяковской галереи
Фото И.Е.Репина в залах Третьяковской галереи

И однажды, когда Павла Третьякова не было в городе он пришел в галерею и сказал, что с разрешения Павла Михайловича хочет сделать поправки лица на картине «Не ждали».

                    Репин И.Е., Не ждали, 1884-1888
Репин И.Е., Не ждали, 1884-1888

Растерянные хранители его впустили. Репин быстро подкорректировал голову ссыльного на картине «Не ждали», затем переместился с лесенкой к картине «Иван Грозный и сын», чуть-чуть подрисовал голову Ивана Грозного, но тон лица от этого очень сильно изменился.

Репин И.Е., Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1883-1885
Репин И.Е., Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1883-1885

Хранители ужаснулись, когда увидели, что Репин «перетаскивает этюдник с красками к третьей своей картине «Крестный ход в Курской губернии», на задний план которой он добавил пыли над толпой. «Запылил весь задний план», как пишет Мудрогель.

Репин И.Е., Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883
Репин И.Е., Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883

После этого художник сразу уехал в Петербург.

А Третьяков, вернувшись и увидев эти правки, был страшно возмущен, ругал смотрителей и причитал, что все картины испорчены. После этого он запретил пускать Репина в галерею, как минимум, с этюдником или кистями.

Вот как вредно быть перфекционистом.

Но у истории есть продолжение.

Третьяков купил у Репина портрет Льва Николаевича Толстого, и ему показалось, что у писателя слишком румяный лоб.

«— Будто он из бани! — недовольно говорил Павел Михайлович».

Но Репина к картине подпускать он боялся: «Он все перекрасит и, может быть, сделает хуже». В итоге Третьяков сам взялся за кисти и краски и убавил красноту на лице Толстого.

                                    Репин И.Е., Портрет Л. Н. Толстого, 1887
Репин И.Е., Портрет Л. Н. Толстого, 1887

«Так портрет и остался, поправленный Третьяковым», - вспоминает хранитель галереи.

Если вам нравится узнавать подобные интересные факты пишите в комментариях, подписывайтесь на мою страничку или приходите ко мне в Телеграм-канал https://t.me/svetavlii

Ваша Света В.