Найти тему
БФ "Яркая жизнь"

Сегодня на улицах Петербурга, по данным статистики, проживает около 50 тысяч бездомных людей.

«Благотворительная больница» – один из проектов на платформе “Хочу помочь”.

Сейчас для помощи проекту требуются волонтеры-парикмахеры для стрижки бездомных пациентов на улицах Петербурга. Им очень нужны ваши умелые руки, чтобы привести в порядок волосы и бороды подопечных!

Сегодня на улицах Петербурга, по данным статистики, проживает около 50 тысяч бездомных людей. Без документов и регистрации они оказались отрезаны от возможности устроиться на работу, получить медицинскую помощь или денежное содержание. Это те, кто никогда не придет в больницу сам, какие бы проблемы со здоровьем они не испытывали. В крайних ситуациях их может забрать скорая помощь. При этом сотни людей ежегодно умирают на улице от болезней, которые можно вылечить.

С этой проблемой уже 3 года сражаются врачи из команды проекта «Благотворительная больница», готовые оказать медицинскую помощь любому нуждающемуся человеку.

Мы поговорили с организатором и исполнительным директором, Сергеем Иевковым, о том, как родилась идея «Благотворительной больницы», что дает ему силы не перегореть, работая с бездомными, и с какими проблемами ему пришлось столкнуться, делая первые шаги в благотворительности.

– Сергей, как вам пришла идея организовать «Благотворительную больницу»?

– Идея пришла в 2018 году. Я достаточно много работал в реанимации, выгорел эмоционально, и понял, что работа больше не приносит того удовлетворения, как раньше. Я решил сменить деятельность. Всегда обращал внимание, что некоторые категории людей находятся вне системы здравоохранения в России. Они не имеют право получать базовую медицинскую помощь в поликлиниках, стоматологиях, в женских консультациях. В этой категории – и дети мигрантов, и люди без гражданства, и, как оказалось, бездомные люди.

Этот вопрос касается не только России, это мировая проблема. Услуги здравоохранения распределены по планете неравномерно, и до сих пор есть определенные барьеры, чтобы их получить.

Тогда я начал изучать опыт других стран, и обнаружил, что существует такое понятие, как уличная медицина. Это благотворительная деятельность, когда врачи и социальные работники, медсестры, фельдшеры оказывают посильную медицинскую, медико-социальную помощь бездомным людям на улицах города. Они приходят к тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, и консультируют прямо на месте. Еще это называется outreach-работа, и меня это очень вдохновило и заинтересовало. Это было созвучно с моим пониманием медицинской помощи. И я решил начать заниматься этим в своей стране, погружаясь в новую для себя сферу благотворительности.

В то время, весной 2018 года, у меня еще не было команды, и я в одиночку начал практиковать на улицах, приходить к бездомным, посещать приюты, точки кормления, пункты предоставления временного ночлега, и консультировать людей. Позже ко мне присоединились такие же энтузиасты: и дипломированные практикующие врачи, и волонтеры без медицинского образования.

Первая волонтерская встреча прошла 26 июня 2018 года. На ней мы придумали название проекта и логотип. Так и появилась «Благотворительная больница».

С тех пор проект значительно вырос, в прошлом году мы стали некоммерческой организацией, у нас появился штат сотрудников. Сейчас мы ведем серьезные проекты, нас знают и к нашему мнению прислушиваются. Мы постоянно работаем над тем, чтобы увеличить возможности оказания медицинских услуг и варианты той помощи, которую могут получить люди в беде.

– Есть ли проблемы, с которыми вы не ожидали встретиться в начале пути?

– Новая сфера всегда полна сложностей, которые не видны с первого взгляда. Например, для того чтобы перевязывать раны бездомным людям на улице не разово, а на регулярной основе, нужны не только врач и бинты. Нужно обеспечение и финансы. Сначала я покупал медикаменты на свои деньги, но когда объемы помощи возросли, делать это стало труднее. Нужна команда, куда входят врачи и ассистенты, чтобы охватить медицинской помощью всех пациентов: со временем я один уже не справлялся с потоком тех, кто нуждается в лечении. Запрос на помощь стал слишком велик. Нужны специалисты по снабжению, PR-менеджер, водитель и т.д. И если все это есть – только тогда можно оказывать помощь регулярно и системно. Важно собрать воедино очень много разных звеньев и обеспечить их эффективную работу.

Мы в какой-то момент стали настоящей больницей. Да, больницей без стен – у нас до сих пор нет конкретного помещения, где мы принимали бы пациентов. Поэтому мы ведем прием на улице или в фургоне. Так что идея помощи масштабировалась в глобальный проект, и задач стало больше.

Основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в процессе работы – это организационные сложности. В России нет готовых алгоритмов по уличной медицине для бездомных пациентов. Мы адаптировались, стали изучать, как устроены внутренние процессы, работали над улучшением эффективности системы помощи.

Еще пациенты сами «непростые», не всегда следуют назначениям, теряют лекарства, не ориентируются во времени. Это последствия социальной исключенности. Порой я переживал собственное бессилие, раз за разом повторяя правила приема таблеток или объясняя, как часто нужно измерять сахар или давление.

Но все это интересно и увлекательно, и эта работа продолжается до сих пор. Ведь мы не можем сегодня помогать, а завтра прекратить работу и оставить наших пациентов без помощи. Потому что медицина – это процесс, а не проект.

– Как формировалась ваша команда? Что нужно, чтобы присоединиться к вам?

– Команда росла постепенно. Люди узнавали о деятельности «Благотворительной больницы», о наших проектах, об успехах из социальных сетей, публикаций в СМИ или путем “сарафанного радио”. Заполняли анкету волонтера, и присоединялись к нашей команде. Сейчас в нее входят как люди с медицинским образованием, так и специалисты из других сфер, которые помогают администрировать проект, ассистируют на приемах. Они вовлекаются в нашу работу, участвуют в проектах и находят в работе «Благотворительной больницы» себя.

Несколько лет назад Благотворительная больница подружилась с сообществом православной молодежи «Кинония». Руководитель социального служения Виталий Курдеко приобрел с поддержкой жертвователей фургон Газель.NEXT и предложил его переоборудовать под медицинскую помощь бездомным. Так началось наше плодотворное сотрудничество: проект назвали «Мобильная клиника», медики Больнички начали выезжать к бездомным и оказывать медицинскую помощь прямо в фургоне, как в кабинете врача, а волонтеры «Кинонии» продолжали организовывать раздачу горячего питания и выдачу средств гигиены и одежды всем нуждающимся. Мы стабильно выезжаем шесть раз в неделю по разным районам города, а также в аутрич к тем бездомным, кто находится далеко от приютов и центров помощи и не может до них добраться.

– Как изменилась ваша жизнь и работа после получения премии Юрия Дудя*?

– Я получил финансирование от Юрия Дудя*. Благодаря этому гранту я закончил курс для лидеров НКО в Московской школе профессиональной филантропии. Это помогло сделать «Благотворительную больницу» устойчивой в финансовом плане, сформировать четкую и ясную миссию и стратегию проекта. Этот процесс продолжается, но те знания и умения, те знакомства, которые я получил в школе, очень помогают мне в работе.

Я занимаюсь благотворительностью, и хочу делать это профессионально и качественно, решая те социальные проблемы, которые остро стоят сегодня. Я хочу, чтобы бездомные люди не умирали на улицах от болезней, которые можно вылечить.

– Что даёт силы сохранять оптимизм и не выгореть?

– Бывает непросто понять мотивы тех, кто прожил не один день в условиях острой нужды в тепле, в еде, в безопасности, с обострившимися заболеваниями. Особенно когда бездомные люди отказываются от нашей помощи. Но я не ставлю крест на человеке, если ему невозможно помочь здесь и сейчас. У каждого человека есть выбор: принять помощь или нет, и эту возможность решать важно оставить за ним. Это порой нелегко, но, сделав над собой усилие однажды, становится проще коммуницировать с людьми на улице. От масштабного, тотального выгорания спасает и понимание своих собственных границ, того, что мои силы и возможности моей команды ограничены свободой воли наших пациентов.

Часто бывает так, что, выстраивая отношения с человеком, удается не только предложить ему помощь, но и увидеть, что человек ее принял, и его жизнь стала лучше. Может, изменения не настолько радикальные и кардинальные, чтобы образ жизни человека начал соответствовать некоторой норме общества. Но тут нужно поразмышлять над тем, что такое норма. Я пришел к выводу, что нормы не существует. Вернее, у каждого она своя. И это дает нам свободу помогать так, как это требуется человеку, а не как кажется правильным нам. Обеспечивать его базовые потребности, в которых он нуждается, не требуя взамен, чтобы завтра он устроился на работу, и его стиль жизни стал похож на наш с вами.

Поэтому я поддерживаю теорию “малых шагов”. В каждом человеке, кто приходит к нам сам или к кому мы приезжаем и оказываем помощь на месте, можно увидеть эти малые шаги в стремлении изменить жизнь к лучшему. И это вселяет оптимизм, сохраняет наши силы и энтузиазм, чтобы продолжать делать то, что мы делаем.

Видеть в каждом человеке человека – это не просто красивая фраза, это наш принцип. Для нас важно, чтобы никому не было холодно, голодно и больно. Наша команда в это верит. И мы считаем, что каждый имеет право получать базовую медицинскую помощь, независимо от наличия документов и крыши над головой. В то же время любой человек имеет право отказаться от помощи и вмешательства в свою жизнь, и выбрать путь, по которому ему идти. И это тоже про свободу.

Чтобы стать волонтером, нужно:

– скачать мобильное приложение для

Android

IOS

– выбрать Помощь взрослым

– найти проект Ищем парикмахеров для стрижки пациентов и стать участником.

*Юрий Дудь признан в РФ иностранным агентом.

Фото Виталия Курдеко.

-2
-3
-4

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц