Найти тему
ИА Новороссия

От хлеба до обогревателей: как помогают жителям Донбасского фронта

Новые автобусы, подаренные Горловке, буквально сразу же были уничтожены украинской артиллерией.
Новые автобусы, подаренные Горловке, буквально сразу же были уничтожены украинской артиллерией.

Листая социальные сети, нередко можно видеть критику в адрес администраций прифронтовых городов, где большинство гневных отзывов касается гуманитарной помощи местному населению. Поводы для недовольства у людей разные: у кого-то выдают неполные наборы, а у кого-то и вовсе украли всё. Тут же на носу и отопительный сезон, в канун которого людям не включат тепло… Так ли это? Корреспондент ИА «Новороссия» попытался выяснить, помогают ли людям в Горловке и Ясиноватой.

Задача – пережить зиму

Посёлок Гольмовский, расположенный на севере Горловки, сегодня является ещё и фактическим севером Донецкой народной республики, если не учитывать те территории, которые пока ещё подконтрольны врагу. Все восемь лет боевых действий в Донбассе Гольма, как называют её в простонародье, - настоящая передовая, даже в те дни, когда на бумагах киевский режим был сторонником бесчисленных «хлебных», «школьных», «новогодних», «рождественских» и других перемирий, включая «бессрочное и тотальное».

Многострадальным этот большой посёлок называют не просто так: стреляли по нему со стороны противника даже тогда, когда вдоль всей линии боевого соприкосновения действительно фиксировалось затишье. Стреляли по мирным жителям, по гражданским объектам и объектам инфраструктуры, ранили и убивали людей: детей и стариков. С момента эскалации зимой текущего года обстановка в Гольмовском, как может показаться на первый взгляд, серьёзно обострилась, но по факту, мало чем отличается от предыдущих дней, месяцев и лет.

Здание местного дворца культуры не миновала участь любого другого строения на территории Гольмовского, за исключением, пожалуй, того, что били по нему особенно прицельно, и таки достали. На протяжении нескольких дней снаряды падали в непосредственной близости от культурного учреждения, пока украинская артиллерия не дотянулась: несколько прямых попаданий в крышу и фасад. Война с культурой – один аспект, другой – это общеизвестный факт, что Гольмовский ДК являлся гуманитарным центром посёлка. Били именно по складу с продуктами, лекарствами, по очереди стариков, которые пришли за спасительной гуманитаркой.

Но деваться некуда. Попасть в эпицентр вражеского обстрела на территории посёлка можно абсолютно в любом месте, в то время как свернуть гуманитарную деятельность нельзя: десятки людей в сложившихся обстоятельствах выживают только благодаря помощи со стороны местной администрации и администрации города. А потому представители властей вынуждены день за днём ездить по простреливаемой дороге, а люди, преимущественно старики, бежать по обстреливаемым улицам за помощью.

Мы также въезжаем в Гольму по пристрелянному уже врагом участку, да и нет других вариантов. Следы от попаданий украинских снарядов на асфальте тут и там. Становится не по себе, когда видишь такое количество воронок, от которых расходятся неверной волной пятна выбоин – тяжёлые осколки долбили по дорожному полотну, не зная о его крепости и плотности. Что уж говорить о том, что делают они с телами несчастных, оказавшихся не там и не тогда. Но мы пробираемся в посёлок в бронежилетах, десятки же людей, ежедневно курсирующих этим маршрутом – без амуниции.

Среди них – Елена Ходусова, глава поселковой администрации. С этой героической женщиной мы знакомы уже далеко не один год, и всегда видели её на местах самых страшных обстрелов, которые в любой момент могли повториться. Теперь же она, загрузив небольшой служебный автомобиль, вместе с помощниками везла в посёлок обогреватели, причём уже в который раз.

Елена Ходусова - глава гольмовской поселковой администрации
Елена Ходусова - глава гольмовской поселковой администрации

Обогреватели – мера вынужденная. Гольмовский – один из тех населённых пунктов, в котором отопительного сезона можно не ждать: слишком велик процент разрушений коммуникаций, слишком велик процент брошенного или разрушенного до основания жилья, из-за чего даже попытка запустить отопление может обернуться только гораздо большими проблемами.

- У нас есть дома, многоквартирные, в которых живёт только одна семья. А крыша полностью разрушена, прямое попадание с повреждением системы отопления, которая проходит как раз по чердаку. Во-первых, мы просто не можем отправить туда ремонтную бригаду, мы не можем подвергнуть людей такому риску для жизни. Во-вторых, мы не сидели без дела, и не кинулись только сейчас: просто все эти прилёты – свежие, и мы физически не успеем восстановить это к сроку. В-третьих, мы не знаем всего масштаба разрушений по каждому многоквартирному дому, и к некоторому жилью у нас нет доступа: люди уехали. Запустим отопление – и зальём весь дом, - на пальцах объясняет Елена Ходусова, почему обогреватели на сегодняшний день – самый оптимальный выход.

Само собой, конвектор – не решение всех проблем, и мера исключительно временная, но в сложившихся условиях – это выход из ситуации, и самое главное – помощь тем, кто даже самый бюджетный обогреватель позволить себе не может. Средний по цене в торговом центре известной в ДНР сети обойдётся почти в шесть тысяч, что составляет более половины от средней пенсии. Выводы можно сделать самому.

- Мы очень благодарны руководству города, руководству республики, - просит отдельно отметить Ходусова. – Мы получаем это бесплатно, и людям раздаём тоже бесплатно. Хотя посёлок и большой, мы хорошо знаем каждого человека, и знаем, кто действительно остро нуждается в помощи. И город отреагировал на наше обращение, предоставив те же самые обогреватели по каждому адресу. Люди смогут пережить зиму.

Помочь любым способом

Гуманитарная ситуация в Ясиноватой весной-летом текущего года была близка к состоянию катастрофы. Во всяком случае, Киев делал всё во имя того, чтобы погрузить небольшой городок, вытянувшийся вдоль линии авдеевского фронта, в этот ужас. Единственная дорога, соединявшая город с «большим миром» регулярно обстреливалась, наносились удары по самому центру Ясиноватой: сосчитать работавшие магазины и аптеки можно было на пальцах одной руки, и только «скорые» и «пожарки» мчались по городу во всех направлениях, в то время как гражданских машин было не встретить.

На первый взгляд кажется, что ситуацию взяли в свои руки, тем самым спасая не выехавшее население, волонтёры, которые, рискуя собой, начали доставлять в город гуманитарную помощь. Однако, на фоне информационной поддержки, которая активно шла в социальных сетях, кажется, затерялись те, кто сделали самый большой вклад в то, чтобы город не оказался на грани трагедии. И речь здесь – о местной администрации.

Мэр Ясиноватой Дмитрий Шевченко скромно перечисляет способы решения гуманитарного вопроса, где и как удавалось разжиться продуктами питания, медикаментами, водой и медицинскими принадлежностями. Ещё более скромно, и вовсе не для публикации, рассказывает о том, что покупал сам, за личные деньги. А самое главное в этой ситуации – два момента. Во-первых, помощь начали оказывать всем и сразу, во-вторых, продолжают делать это по сей день.

Дмитрий Шевченко, глава Ясиноватой
Дмитрий Шевченко, глава Ясиноватой

Ситуация оказалась Уроборосом: многие уехали, а те, кто остались, боялись выходить из дома по вполне понятным причинам. Соответственно, не оплачивались услуги ЖКХ, не оплачивалась электроэнергия, газ и другие услуги. Соответственно, не получали зарплаты, ввиду отсутствия поступлений в бюджет, сотрудники соответствующих инстанций, не имея возможности купить банально продукты питания… Ясиноватая сделала то, чего не добились даже в столице: установила регулярный график получения гуманитарных наборов сотрудниками всех организаций, предприятий и учреждений, которые либо остались без зарплат, либо получали их в урезанном объёме.

- Это и руководство республики, и партия «Единая Россия», и город, который взял над нами шефство – Челябинск, это и отдельные общественные организации, волонтёры, добровольцы, - рассказывает глава Ясиноватой Дмитрий Шевченко о том, откуда удавалось и удаётся добывать всё новые и новые объёмы гуманитарной помощи.

На одной из таких раздач удалось побывать и нам, причём – с момента формирования наборов, в процессе которого принимают участие сами же сотрудники. Это не волонтёры, а тем более, не те, кто получают за это дополнительную плату. Просто люди, которые вызвались помочь – таким же как они: своим соседям, своим коллегам, и тем, кого они никогда в жизни не видели, но знают – они все «в одной лодке».

Состав продуктовых наборов, к слову, оказался более чем не скромным и не бедным. Порой у волонтёров, работающих с гораздо меньшим количеством заявок, не удаётся сформировать столь же достойный состав продуктовых пакетов на каждую семью. Руководству же Ясиноватой, с большими объёмами работы, удалось не только охватить все слои населения, но и поставит это на поток.

Сегодня обстановка в городе заметно стабилизировалась, хотя и крайне далека от мира. И, тем не менее, объём гуманитарной поддержки со стороны местной власти не урезают, и продолжают поддерживать всех, кто в этом нуждается.

Только ли коты любят коробки?

Было бы, определённо, не честно рассказать только об одной стороне медали сложившейся ситуации. Во всяком случае, это противоречит основным принципам журналистики, если сегодняшнее информационное противостояние ещё сколько-нибудь можно измерять теми канонами, которые для нас выстроил информационный противник, и сам же им не соответствует. Но всё же, попробуем.

Так или иначе, в социальных сетях можно встретить немало критики в адрес местных администраций прифронтовых городов касательно гуманитарной помощи. Не удовлетворяют объёмы, частота, способы выдачи. Многие из таковых – сторонние, то есть, те, которые оставляются безликими страницами, не имеющими ни фото, ни кого-либо в «друзьях» и так далее – характерный пример подложных аккаунтов, которые активно использует украинская сторона. А вот у них на поводу идут и настоящие жители, те, кто реален, и в эти минуты находится сам в паре километров от передовой.

«Проведите, пожалуйста, журналистское расследование, куда делись новые автобусы, которые отправляли в Горловку», - пишет один из жителей города в соцсети, заставляя всех напрячь память. Новенькие «ЛиАЗы», действительно, были доставлены в город, вот только не исчезли бесследно, как пишет украинская пропаганда, а вышли на маршруты, и через пару дней были уничтожены киевской артиллерией, в результате прямого попадания в ночную стоянку общественного транспорта 24 февраля текущего года.

-4

- Мне сказали, что гуманитарка, которую выдавали в коробках, была лучше, чем там, которую дали в пакетах! – делится глава Ясиноватой. – А дело в том, что пока давали коробки, я в них и раздавал, а потом дали просто общим грузом. Надо же рассортировать? Пошёл, купил пакеты… За свои деньги! И выдали в пакетах – то же самое!

С момента этого диалога прошло уже немало времени, но ещё можно встретить в социальных сетях мнение о том, что наборы в коробках были гораздо лучше, нежели те, которые выдают в пакетах. Местные волонтёры, которые также занимаются раздачей гуманитарной помощи населению, предполагают, что виной всему – синдром кота. Не важно, что внутри, главное, дабы была коробка.

Уже без шуток, добавляют, что подобные моменты, действительно, бывают. Особенно на фоне того, что люди быстро привыкают к хорошему, и получение гуманитарной помощи раз в месяц некоторых уже не устраивают: требуют еженедельной доставки на дом, а ещё лучше – через день.

-5

Ещё одна распространённая ситуация, с которой приходилось сталкиваться лично, это обвинения в адрес администраций в нежелании решать проблемы жителей города. Люди рассказывают душещипательные истории, добавляя в финале, что никакой помощи от местных властей так и не дождались. И вдруг, на уточняющий вопрос о том, обращались ли они, собственно, в администрацию, люди признаются: нет.

- А чего туда ходить?! И так же ясно, что ничем не помогут! Это же всем понятно!

Впрочем, радует тот факт, что таких людей на фоне общего числа жителей хоть Ясиноватой, хоть Горловки, единицы. Единицы тех, кто всегда был, есть и будет – представителем другой части, обратной стороны медали. Но в подавляющем же большинстве своём, люди, которые сегодня оказались в нужде, не имеют ни малейших претензий, и наоборот – благодарны местным администрациям за оказываемую помощь. Для кого-то это – серьёзное подспорье, а для кого-то – единственная возможность выжить.

Тект и фото: Георгий Медведев