Найти тему
Спорт РИА Новости

Реалити-шоу Валиевой. Почему ее выступления – один жестокий фильм?

   Камила Валиева© РИА Новости / Александр Вильф
Камила Валиева© РИА Новости / Александр Вильф

Влад Жуков

"Чувствовала себя героиней фильма на Олимпийских играх". Слова Камилы Валиевой в интервью Максиму Транькову после короткой программы на этапе Гран-при в Москве. Турнир стал первым для российской фигуристки после тяжелейшей Олимпиады в Пекине.

Есть такой американский ужастик – "Азбука смерти". Одну из новелл снимал режиссер Срджан Спасоевич. Он известен своим "Сербским фильмом" — настолько мерзким и бесчеловечным, но при этом культовым.

Новелла называется "Извлеченный". Вероятно, многие не видели. Если хотите взглянуть на творческое олицетворение постолимпийской истории Валиевой, обвиняемой в нарушении антидопинговых правил, обязательно посмотрите. Потому что "сюжет" с российской фигуристкой в реальности начинает выходить из-под контроля.

Не знаю, какие цели преследует РУСАДА, не оглашая вообще ничего по делу Камилы, но эффект у такого решения сомнительный. Безусловно, она чудесная. На трибунах люди собираются ради того, чтобы посмотреть на ее прокат и поддержать. Но все, что происходит вне льда, больше напоминает реалити-шоу.

Стоя в микст-зоне, журналисты пытаются придумать, как же выудить из нее хоть что-то по актуальной теме. Под кожу к человеку залезают, иголки под ногти суют. Это всегда очень неприятно и в какой-то степени брезгливо. В случае с 16-летней девочкой – просто кощунственно. Мерзкое чувство остается внутри от подобного.

Беда в том, что этого хотят абсолютно все, кто находится по ту сторону экранов. Читателя совершенно не волнует ее чудесность, ему не особо интересно, почему она поменяла платье. "Камила Валиева, чье допинг-дело продолжается, рассказала о своих переживаниях". О таком продукте он мечтает. Его бессмысленно осуждать.

Это следствие того, что происходит вокруг Камилы в публичном пространстве. Она выходит с короткой программой, где отправляет послание самой себе из прошлого. В произвольной с отсылками к олимпийскому кошмару Валиева "снимает с себя один слой и идет рассказывать".

Как и в "Извлеченном", люди смотрят за тем, что у нее под снятым слоем. Сколько у нее их еще осталось? Один, два, может, больше? На какое время ее хватит? Когда она начнет плакать прямо во время выступления? Сиквел "Шоу Трумана", под саундтрек которого спортсменка катается в произвольной. Только нет тут ни режиссера, ни оператора, ни сценариста. Лишь главная героиня и куча зрителей, желающих рассматривать каждую ее слезинку в максимальном увеличении.

Еще тяжелее становится, когда начинаешь осознавать, что в этих сценах Камилы заложено мощнейшее искусство. Жестокое и суровое. Прекрасное и эксклюзивное. Деструктивное, жертвенное, уничижительное, но от этого не менее гениальное.

Не знаю, какую цену платит Камила за главную роль в реалити-шоу. Чтобы давать людям возможность следить за своими переживаниями и болью.

"В произвольной программе рассказываю свою (олимпийскую) историю. Она никуда не делась все-таки. Внешне, может быть, все нормально. Но внутренне она останется в любом случае", — сказала Валиева в микст-зоне.

Вот только внутреннее становится внешним с каждым ее выходом на лед.

При этом она улыбается. Это удивительно. Многим казалось, что во время проката произвольной программы Валиева в какой-то момент уйдет со льда. Настолько было тяжело. Но во время общения с журналистами она эти догадки опровергла.

"Эмоционально. Не то чтобы мне плохо или тяжело, просто на прокатах это нахлынуло, — сказала Камила после "произволки". — Мне было нормально. Я читала много хейта в отношении тренеров и себя, так что оставим это".

Пока не до конца ясно, что же конкретно вызвало ошибку на четверном тулупе. Может быть, "просто сильно хотела его сделать". Но кто знает на самом деле?

Болельщики полагают, что на весь сезон такую программу оставлять просто нельзя. Дескать, слишком трудно ей будет собираться раз за разом на такое. Сама Камила отвечает на эти утверждения однозначно:

"Конечно, готова катать эту программу весь сезон. Если бы не была готова, сказала бы. Мне важно мнение только моих тренеров и людей, которые меня окружают. Я не цветочек, чтобы всем нравиться".

В вопросе жестокого искусства вспоминается, кстати, еще один фильм. "Дом, который построил Джек". Пожалуй, лучшее, что снимал Ларс фон Триер. Герой фильма хотел быть архитектором и строить дома. Со временем он понял, что его искусство заключается в боли и увечьях. Как бы ужасно это ни звучало, но он в итоге оказался прав. Вот и думайте, стоит ли оно того.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции