Я, когда древние тексты изучаю, все время натыкаюсь на великое множество фактов, указывающих, что народ наш, хоть и принял крещение, не особенно в новой религии разобрался.
Даже священнослужители говорили и делали странные вещи, которые можно отнести к язычеству, но никак не к христианству. Двоеверие, тотальное двоеверие — вот специфика нашей средневековой культуры. И клирики не всегда успешно отличали языческое от не-языческого. Это не хорошо и не плохо, это просто любопытный факт.
Вот, например, история с языческой загадкой:
В "Вопрошании Кириковом"(XII в), где монах уточняет у церковных иерархов разные практические вопросы, есть интересные рекомендации по гардеробу:
А про одежду — в которой хочешь можно ходить, в том нет беды, если даже и в медвежьей.
Оговорка "даже в медвежьей" говорит, что явно была какая-то борьба с этим предметом гардероба. Культ медведя был широко распространен в языческую эпоху, вот и страшились, видно, православные носить этот мех.
Опасение это само по себе имеет абсолютно языческую природу. Как шуба влияет на то, хороший ли ты христианин? Да никак. Нету в Библии такого запрета, не носить медвежьей шубы. И даже не потому, что Писание создавалась в местах с дружелюбным, не в пример нашему, климатом; не поэтому. А потому, что акцент в нем — на поведении, на отношении к ближнему, а никак не на провианте для моли.
Так вот, про свержение идола Перуна. Сама эта история очень показательна, поскольку также никакого отношения к христианству не имеет. Мало того, что идола низвергли, так еще и привязали к хвосту коня, и палками отколошматили. Затем в воду сбросили, отталкивали шестами, чтобы к берегу не пристал, и только когда он уплыл за пороги, наконец угомонились.
Вся эта многоступенчатая экзекуция более чем красноречиво показывает, что никаким христианством здесь не пахнет. Эта расправа подчеркивает, что в Перуна продолжали верить, одушевляли его. Кусок дерева, как хотели христианские миссионеры, так никто в нем и не увидел...
Кстати, в язычестве в принципе существовала практика избивать идолов. Если деревянное божество не исполнило желание или не защитило от врагов, его могли и поколотить.
Да, такая вот архаика мышления. Совсем как ребенок, который бьет какой-нибудь предмет мебели, о который ненароком запнулся...
Избивали и топили Перуна, чтобы устрашить его и лишить силы. Поэтому самый первый шаг к христианству — он языческий по своей сути. Владимир не отказался от деревяшки в пользу Христа, как предполагалось, а просто перешел от одного бога к другому, более могущественному на его взгляд.
Мне это все напоминает историю эпохи воинствующего атеизма в нашей стране, когда велась активная пропаганда материализма среди широких народных масс. Долго одну простую женщину обрабатывали, объясняли ей, рассказывали, что нет никакого Бога.
Она вроде поняла. Через какое-то время эту условную Агафью спросили, есть ли Бог. Она ответила, что есть, но только она его не признает.
Вот и вся история. Простой люд — он к глубоким теоретическим философиям не расположен. У него другие задачи — как бы пропитание на день снискать.
Стоит ли удивляться, что эпоха двоеверия длилась очень долго. Носили змеевики — с одной стороны христианский святой, с другой стороны чудище змееголовое; носили кресты вперемешку с лунницами, в колдовские заговоры добавляли имена архангелов и христианских святых...
Да, по сути, и до сих пор языческая эпоха не закончилась, потому что люди, как и тысячи лет назад, стучат по дереву, носят красную нитку на "разболтанном" запястье, не хотят пересекаться с черной кошкой...
По щелчку пальцев можно разве что идола Перуна утопить или храм в бассейн перестроить, а мышление людское перекроить — это мало кому под силу. Что и показывает история с показательной казнью идола...