Во всемирной истории мы находим множество сведений о произведениях искусства и других ценных товарах, которые были вывезены из стран их происхождения и/или у их владельцев.
От захвата драгоценных минералов колонистами в странах Латинской Америки до конфискации произведений искусства немцами во время Второй мировой войны подобные случаи всегда рассматривались странами-похитителями как законные действия, поскольку они уважали законы, действующие в то время.
Случай, который продолжается по сей день и вызывает дипломатический шум среди участников, — это греческие скульптуры Парфенона, выставленные в Британском музее (BM) в Лондоне.
Парфенон — чудесное творение человечества, храм был построен в честь богини Афины в греческой столице более 2 тысяч лет назад. Его археологические останки постоянно возвращаются к общественным дискуссиям, когда дело доходит до определения его истинных владельцев. Важная часть храма, фризы, были вывезены из Греции в 19 веке Томасом Брюсом, графом Элгина, и получили «взамен» прозвище Мрамор Элгина.
Набор экспонатов, вывезенных в Англию и позже приобретенных кураторами Британского музея, состоит из 15 панно и 17 мраморных скульптур, которые изначально украшали Парфенон, считавшийся греками главным культурным наследием страны.
Премьер-министр Кириакос Мицотакис пытался договориться о возвращении этих предметов, которые в Греции считаются украденными английским графом. После официального запроса тогда действующий премьер-министр Великобритании Борис Джонсон отказался возвращать предметы, заявив, что он понимает «сильные чувства греческого народа по этому поводу», но что предметы «были законно приобретены лордом Элджином в соответствии с действующими в то время законами и были собственностью Британского музея с момента их приобретения».
В интервью греческой газете Ta Nea Джонсон публично высказался по этому поводу — важно отметить, что просьбы о возврате частей поступали постоянно с момента обретения Грецией независимости в 19 веке точнее с 1832 года. Так получилось, что официальная позиция британского политика и кураторов Британского музея была поставлена под сомнение исследователями и искусствоведами.
Версия, защищаемая БМ, гласит, что граф Элгин получил фирман — разрешение, данное исламским правительственным чиновником в Османской империи — на предоставление ему мраморных частей Парфенона, то есть было разрешение от султана для Элгина иммигрировать со скульптурами.
Однако этот фирман не сохранился бы, остался только итальянский перевод дружеского письма, написанного турецко-османским генералом Каймакамом-пашой, а не султаном, позволяющего Элгину изготавливать формы для скульптур без упоминания разрешения на удаление мрамора.
В интервью греческому государственному телевидению археолог и исследователь Елена Корка, также почетный генеральный директор отдела древностей Афинского университета, заявила, что итальянский перевод не только не санкционировал изъятие фрагментов, но и не является официальным турецким переводом Османского документа, имеющего юридическую ценность.
Сарьян Панахи, иранский исследователь и один из немногих ученых, умеющих читать османско-тюркские тексты, является еще одним авторитетом, который утверждает, что нет ничего, что указывало бы на существование фирмана.
Это утверждение поддержали турецкие исследователи Зейнеп Айген и Орхан Сакин, которые давно изучили официальные документы Османской империи и решительно заявили: этот документ, принадлежащий Британскому музею, может быть личным неофициальным письмом, но не лицензией на вывоз.
Читайте другие статьи на канале, и, пожалуйста, оставляйте комментарии с вашими мыслями по поводу написанного в статье. Спасибо.