Порой задумываешься, насколько тернист и печален быть путь некоторых изобретателей фотографии. Сначала Ньепс незаслуженно лишился лавров первооткрывателя длительного способа фиксации изображений, получаемых с помощью солнечного света и камеры-обскуры. А вслед за ним потерпел фиаско Генри Тальбот, который медлил с публикацией своей работы, как он сам о ней сообщал: "об искусстве фотогенного рисования или получении рисунков и изображений природных объектов посредством солнечного света."
Если Ньепс не смог рассказать о завершении своей многолетней работы по причине смерти, то Тальбот опоздал представить результаты своего труда по причине подготовки объёмного письменного доклада. Дагер не самолично представил своё изобретение на заседании Парижской академии наук. За него это сделал физик Франсуа Араго. И он вёл переписку с физиком Тальботом, когда тот предъявил свои притязания на изобретение фотографии. Во всей этой истории есть элемент некой тайны, хотя Тальбот считал это случайностью.
Вот как он рассказывал об этом одному журналисту:
"Не могу не думать о том, что на мою долю выпала весьма редкая случайность (или несчастье). Я потратил много труда и сил на усовершенствование своего изобретения, и когда довел его, как мне кажется, до уровня, на котором оно заслуживает внимания научного мира, и занялся его описанием, дабы представить на суд Королевского общества, — именно в этот момент то же изобретение было обнародовано во Франции."
Он был вынужден опубликовать свой доклад позже, после доклада Араго, "для того лишь - по словам Тальбота в своих письмах, - чтобы предотвратить последующие утверждения о том, что я позаимствовал свою идею у него (Дагера) или что я обязан ему или ещё кому-либо в способах преодоления основных затруднений."
Первые фотографии Тальбота на бумаге, обработанной химическими препаратами, были получены летом 1835 года. Это были снимки архитектурных деталей его дома. Про них он утверждал, что это "... дом нарисовал свой собственный портрет". Тальбот, пожалуй, первым назвал фотографию искусством, где "изображение создаёт само себя." Орудием этого действа он считал солнечный свет, который, проходя сквозь линзу, попадает на подготовленную бумагу и оставляет на ней образ предмета, находящегося перед ним. Изобретения Дагера и Тальбота во многом похожи, кроме одного принципиального момента, а именно, изготовления копий фотографии предмета. Если Дагеру для этого требовалось повторно фотографировать предмет, то Тальбот делал копии с уже полученного изображения методом повторного переноса.
Оба изобретения, по причине несовершенства светочувствительных материалов, подразумевали необходимость длительного освещения носителя, от тридцати минут до часа. Поэтому первыми фотографиями были не изображения людей, а изображения строений и пейзажей. Согласитесь, мало кому захочется высидеть неподвижно перед камерой около часа. Все люди, которые фотографировались в те времена, не смотрели в камеру и слегка прикрывали глаза, чтобы реже моргать.
Изобретение Дагера принесло ему невероятный коммерческий успех ещё и потому, что его изображения на металлических пластинках - дагеротипы, были более стабильны и качественны, нежели калотипы Тальбота. Любой желающий во Франции мог получить лицензию на изобретение Дагера совершенно бесплатно, так как патент был выкуплен правительством. Тальбот также получил патент на своё изобретение в 1841 году, но вынужден был сам его распространять, и стоил бы тот патент в наши дни около 18000 долларов. Естественно, при такой разнице в цене изобретение Тальбота почти не пользовалось спросом. Его патент выкупали ради тиражирования копий и издания книг с первыми фотографическими иллюстрациями.
Изображения: The J. Paul Getty Museum, The Metropolitan Museum of Art, Wellcome Collection, Wikimedia Commons, National Trust Collections, National Portrait Gallery
#фотография #Тальбот #дагер #калотип #историяфотографии