Аниме является одним из популярных видов анимации в мире. Количество ежегодно выпускаемых мультфильмов, которые можно отнести к аниме, сравнивают с общим количеством фильмов, выходящих в прокат по всему миру.
Аниме рассчитано на каждую категорию аудитории, начиная от детей 3х лет, заканчивая преклонным возрастом. Но несмотря на огромное количество людей, которые смотрят аниме, мало кто знает, откуда вообще оно взялось, куда уходят корни и кто стал создателем этого потрясающего жанра.
История появления аниме
История аниме корнями уходит к началу XX-го столетия, когда японцы стали проявлять заметный интерес к иностранным техникам создания анимационных фильмов.
«Аниме» — японская анимация. Само слово «аниме» есть не что иное, как японизированное сокращение от английского animation, причем сам термин появился сравнительно недавно. До этого использовалось выражение «манга-эйга» («кино-комикс») которое до сих пор используют любители аниме старшего поколения.
Самым первыми аниме является лента, состоящая из 50 кадров. Там был изображен обыкновенный японский школьник, который наносил на доску надпись. В переводе она означала «активные фотографии». Затем мальчик оборачивался к зрителям, снимал шляпу и кланялся. Автор анимации, к сожалению, остался неизвестен.
Принято считать, что первые аниме-мультяшки появились в 1917 году. Пока в России процветала революция, в Японии зарождался новый жанр киновселенной. Режиссёром первой анимации стал Симокава Дэкотэн, назвавший свою ленту «Новый альбом набросков», а через год выпустивший анимацию «Момотаро». Немного позднее выпускается анимационный фильм Китаямы Сэйтаро «Сражения обезьяны и краба». Благодаря этим режиссёрам появился жанр японской анимации.
Первые анимационные мультипликации были довольно короткими, их длительность составляла от 2 до 5 минут. В основном в них была показана японская мифология или сказки.
В 1958 году анимационные фильмы превратились в отдельное направление японской мультипликации. К концу двадцатого века их официально признали искусством. В тот период широкая аудитория смогла ознакомиться со множеством картин.
Цензура и государственное контролирование аниме в Японии
После прихода к власти императора Хирохито в стране началось усиление цензуры. В 1936 году был создан «Отдел информации и пропаганды», который отвечал за выпуск официальных пресс-релизов. В официальном руководстве для людей, отвечающих за цензуру, указывалось, что любая новостная статья или фотография, которая показывает Императорскую армию в «неблагоприятном» свете, должна быть не допущена к выпуску. При этом активно поощрялись статьи о «зверствах китайских солдат и жителей». В японских СМИ активно продвигались фотографии улыбающихся в лагерях китайцев и нанкинских беженцев, мирно торгующих едой на улице. При этом если на фотографиях присутствовали трупы, то перед выпуском их оттуда удаляли.
Поэтому цензура также не обошла аниме. Многие художники-мультипликаторы в то время испытывали финансовые трудности, и поэтому вынуждены были выполнять заказы Министерства образования, создавая образовательные произведения для показа в школах или же работать над пропагандистскими материалами для японских военных. После усиления цензуры и более активного ввода японского милитаризма и национализма в художественные произведения многим мультипликаторам было предложено хорошее финансирование в обмен на создание пропагандистских аниме, восхваляющих японский дух и национальную японскую принадлежность. В результате в предвоенные годы появилось большое количество пропагандистских аниме, снятых по заказу военных.
В преддверии разразившейся Второй мировой войны стиль аниме начал заметно меняться. Аниме теперь не должно было напоминать западные мультфильмы. Вскоре, в 1943 году, Мицуё Сэо поручили снять первый большой японский анимационный фильм, естественно, пропагандистского содержания. Им стал 37-минутный «Momotarō no Umiwashi», в котором в аллегорической форме воспроизводилось знаменитое нападение японской авиации на Перл-Харбор. Сделан он был для того, чтобы «правильно» рассказать об этом событии японским детям. В 1945 году Мицуё Эдзо снял сиквел, «Momotarō: Umi no Shinpei», в котором в похожей форме рассказывается об освобождении Индонезии и Малайзии от карикатурных рогатых чертей, под которыми подразумевались американцы.
Через четыре месяца после выхода сиквела на экраны Япония капитулировала. После оккупации страны союзными войсками были отменены практически все формы цензуры, а государственное вмешательство в анимацию и мангу свелось практически к нулю.
Становление современного аниме
После окончания войны экономика Японии находилась в упадке. Несмотря на то, что цензура и государственное участие в создании анимации был и практически сведены к нулю, сколько-либо заметных произведений не появлялось практически десять лет. Существенным препятствием развитию анимации стало также то, что с повышением длительности и сложности произведений стало невозможным работать над ними в одиночку или с небольшим числом помощников. «Доморощенные» студии более не могли обслуживать запросы публики, а крупные компании не возникали из-за рискованности предприятия и тяжёлого экономического положения в стране.
Ситуация изменилась с появлением в 1956 году Toei Animation, выпустившей вскоре свой первый полнометражный цветной аниме-фильм «Легенда о Белой Змее» в 1958 году. Возникновение Toei ознаменовало собой начало нового периода в развитии аниме — периода профессионального творчества. Первые полнометражные фильмы студии очень близко следовали канонам произведений Диснея, используя музыкальные и песенные вставки, а также наравне с людьми задействовали животных. Такая стилизация отчасти сохранялась в произведениях Toei Animation до 1970 годов. Компания существует и до сих пор, оставаясь самой старой известной японской анимационной студией.
В 1963 году произошло ещё одно чрезвычайно важное для развития японской анимации событие. Осаму Тэдзука, которого называют «королём аниме и манги», известнейший японский художник, автор ряда популярнейших манг, начал выпускать на своей студии Mushi Productions свой первый анимационный телесериал «Астробой».
Многие художественные приёмы Тэдзука перенял у Уолта Диснея. Так, например, он заимствовал манеру использования больших глаз для более точной передачи эмоций персонажа.
Произведения Тэдзуки на телеэкранах мгновенно обрели ту же популярность, что и их манга-прототипы, и вдохновили других художников на создание телевизионных сериалов. Достижения техники позволили начать выпуск цветных фильмов.
В течение 1970-x аниме активно изменялось, разрывая связи со своими иностранными прародителями и рождая новые жанры.
К 1980-м аниме и манга широко распространились в Японии, и переживали свой так называемый «Золотой век».
1990-е и 2000-е годы стали временем широкого признания аниме за пределами Японии.
Многократно возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжали совершенствоваться технологии создания и отрисовки аниме: студии переходили на компьютерную графику, активно применяя трёхмерную анимацию. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.
Источниками для сюжета аниме-сериалов чаще всего являются: манга (японские комиксы), ранобэ (лайт-новел), или компьютерные игры (как правило, в жанре visual novel). При экранизации обычно сохраняется графический стиль и другие особенности оригинала.