По информации «Ассоциации производителей пива», объем выпуска пенных напитков в первой половине 2022 г. стал рекордным за последние 7 лет: 410 млн декалитров. Это на 2,7 % больше прошлогоднего показателя. При таких темпах развития отрасли есть шанс построить прибыльный бизнес — открыть пивной магазин с нуля. В статье будет ряд рекомендаций, которые позволят сократить до минимума срок выхода на точку безубыточности.
Краткое резюме проекта
Финансовые показатели:
- первоначальные инвестиции: 831 352 руб.;
- ежемесячная чистая прибыль: 76 948 руб.;
- срок окупаемости: 10,8 месяца;
- рентабельность продаж: 13,96 %.
Сумма ежемесячных затрат вместе с пополнением ассортимента составит 460 552 руб.
Анализ пивного рынка
Согласно данным аналитического агентства NielsenIQ, продажи пива показывают самые высокие результаты на российском рынке алкоголя. Весной 2022 г. начались проблемы с логистикой, что повлияло на снижение доли продаж импортных напитков (-30,7 %). Зато у местных производителей появился шанс выйти из тени. Все чаще на полках появляется продукция локальных брендов.
В 2022 г. наметился еще один тренд. Если раньше ассортимент хмельных напитков постоянно расширялся, то из-за ухода из РФ западных торговых марок разнообразие напитков уменьшилось. Значит, открытие пивного магазина не потребует закупки товара у десятка поставщиков. Начиная с апреля 2022 г. россияне решили сократить расходы. Поэтому продажи напитков высокого ценового сегмента упали с +9,9 % до -4,4 % в среднегодовом отношении. Бизнесмену не стоит покупать много премиального алкоголя. Лучше сделать акцент на торговых марках среднего и низкого ценового сегмента.
Пивной рынок не растет бешеными темпами. Он остается стабильным. Это индикатор надежности для начинающего или опытного бизнесмена. В кризисные времена люди стремятся отвлечься от тяжелой реальности. Алкоголь помогает расслабиться, снять стресс. Поэтому в сложные годы уровень потребления растет, если государство не начинает внедрение очередного сухого закона. Вот как менялось предложение пива по годам по данным агентства BusinesStat:
Пик упадка производства и поставки пива пришелся на 2017 год. Но цифра в -6,5 % только выглядит большой. По предварительным данным Центробанка, инфляция в 2022 г. составит от 12 % до 15 %. Поэтому колебания на рынке алкоголя можно назвать минимальными. Они не угрожают бизнесу.
Законодательные ограничения
Для реализации пива не надо оформлять лицензию. Владельцы и работники торговых точек обязаны соблюдать закон № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. Нормативный акт регулирует производство, оборот алкоголя. Продавать пенный напиток в розницу разрешено лишь в стационарных объектах. Поэтому вариант работы в передвижной палатке отпадает. Предпринимателям, желающим открыть магазин разливного пива с нуля, стоит знать, что торговля разрешена лишь с 8 до 23 часов. Региональные власти могут установить собственный график, а то и вовсе наложить запрет в дни проведения праздников.
Чтобы вести легальную деятельность, предпринимателю нужно подключиться к ЕГАИС — единой государственной автоматизированной информационной системе.
Розничные продажи невозможны без установки онлайн-кассы. Все сведения о транзакциях через ОФД — оператора фискальных данных поступают в базу Федеральной налоговой службы. Есть и другие требования:
- каждый день заполнять журнал учета объема розничной торговли;
- продавать пиво только совершеннолетним покупателям;
- разливать пенный напиток в тару с объемом не более 1,5 л.
Перед бизнесменом встает проблема учета. Производители не всегда заливают в кеги то количество пива, что указано в накладной. Продавец вряд ли сможет отследить, сколько он налил в кружку или стакан покупателя с точностью до миллилитра. Поэтому недостачи будут всегда. С этим стоит смириться.
Пиво попадает под действие закона об обязательной маркировке. С 1.04.2023 г. владелец торговой точки обязан подключиться к системе «Честный знак». Это дополнительная нагрузка на бюджет и персонал. Придется вести учет одновременно в двух системах: ЕГАИС и «Честный знак».
Пошаговый план открытия
Перед тем, как открыть магазин разливного пива, предпринимателю стоит разработать бизнес-план и календарный график. Он поможет последовательно пройти все этапы и ничего не забыть. Пример расписания на 3 месяца:
Нельзя начинать бизнес без постановки на учет в местной ФНС. За работу без регистрации можно получить штраф. Контролирующие органы конфискуют товар, опечатают помещение.
Государственная регистрация
От выбора формы собственности зависит дальнейшая стратегия развития, бухгалтерская отчетность. Есть два варианта:
- ИП — индивидуальный предприниматель. Подходит для самостоятельной организации бизнеса.
- ООО — общество с ограниченной ответственностью. Когда планируется совместная деятельность.
Если коммерсант хочет заниматься продажей пива, и у него есть деньги на запуск торговой точки, лучше работать в одиночку. Тогда все решения можно принимать единолично. При недостатке финансирования целесообразно привлечь инвесторов, которые покроют недостающую сумму.
При заполнении заявления на госрегистрацию стоит указать следующие коды классификатора ОКВЭД-2:
В качестве системы налогообложения можно выбрать УСН со ставкой 15 % от разницы между доходами и расходами. Упрощенку со ставкой 6 % от оборота не используют, если расходы составляют более 60 % от доходов. Есть альтернативный вариант — патент. На ПСН бизнесмен платит фиксированную сумму, ведет минимальный учет.
Выбор помещения
Закон № 171-ФЗ запрещает размещать пивные магазины ближе 100 м от школ, детских садов, спортивных, медицинских и военных учреждений. Нельзя открывать торговые точки вблизи остановок общественного транспорта.
Центр города — плохой выбор. Лучше обратить внимание на локацию в спальном районе. Тут действует простая психология. Люди покупают пиво, когда возвращаются домой с работы, особенно в пятницу. Если провести анализ популярных пешеходных маршрутов, то можно выбрать идеальный вариант. Помещение на первой линии лучше, чем невзрачная торговая точка во дворах, закрытая со всех сторон стенами домов.
Открытие магазина в торговом центре обойдется дорого. Стоимость аренды в таких местах в 3-4 раза превышает средние тарифы по городу. Есть и другая опасность. Администрация ТЦ в любой момент может расторгнуть договор аренды, чтобы отдать свободную площадь другому арендатору, готовому заплатить больше.
При анализе местности предпринимателю стоит обращать внимание на конкурентов. Лучше держаться от них подальше. Минимальная дистанция — 800 м. Для полноценной работы хватит площади 29 кв. м. Придется отдавать 24 000 руб. ежемесячно. Арендодатель на старте берет деньги за первый и последний месяц. Это 48 000 руб. единовременно. Помещение можно разделить на две зоны. В первой будет торговый зал, а во второй — подсобное помещение с кегами пива.
Аренда предпочтительнее покупки. Неизвестно, насколько удачным окажется место. А деньги, вложенные в покупку помещения, «отбить» получается далеко не всегда. Может случиться всякое. Типичный пример: за 50 метров от магазина городские власти установили пешеходный светофор. Существенная часть трафика уйдет на другую сторону улицы, а раньше люди были вынуждены двигаться по траектории, проходящей мимо торговой точки. Со сменой маршрута владелец бизнеса потеряет 10-20 % прибыли.
Ремонт магазина
Не стоит использовать премиальные материалы в качестве финишной отделки помещения. Лучше выбрать недорогие пластиковые панели или кафельную плитку, которую легко мыть. В торговом зале обязательно должно быть 2-4 столика для посетителей, желающих употребить пенный напиток, не отходя от кассы. Основная зона — барная стойка, она же прилавок. Надо установить ее прямо напротив входной двери, чтобы люди не сканировали пространство в поиске.
Следует оформить интерьер в темных тонах, а в осветительные приборы вкрутить лампочки теплого желтого цвета. Диапазон цветовых температур составляет 3000-4000 К. Это создаст в помещении расслабляющую атмосферу. Посетителю будет приятно посидеть за столиком или остаться в магазине подольше.
При большом трафике предприниматель не заинтересован, чтобы в зале было битком народа. Покупатель закажет пару бокалов пива и будет разговаривать с приятелями больше получаса. Чтобы мотивировать людей как можно быстрее освободить зал, столики с удобными стульями надо убрать, а поставить на их место высокие столы, за которыми стоят в полный рост.
Закупка оборудования
Чтобы открыть прибыльный магазин разливного пива, нужно вложить немалую сумму в покупку оборудования. Вот что понадобится в первую очередь:
Чтобы сэкономить, можно взять оборудование, бывшее в употреблении. Но гарантии работоспособности нет. Некоторые поставщики газированных напитков и пива при заключении соглашения предоставляют владельцам магазинов холодильники и оборудование на разлив.
Получение разрешительных документов
Первым делом стоит получить разрешение на торговлю, которое выдают муниципальные государственные органы. Чиновники проверят, чтобы помещение находилось на достаточном удалении от школьных и дошкольных учреждений, а также остановок общественного транспорта. Понадобятся и другие бумаги:
- договоры аренды помещения, на вывоз бытовых отходов, дератизацию, дезинсекцию;
- разрешения от Роспотребнадзора и пожарников;
- договор на обработку фискальных данных с оператором.
В помещении должен находиться огнетушитель, уголок потребителя — вот что нужно для беспрепятственного открытия прибыльного пивного магазина. Пакет документов может отличаться в зависимости от региона.
Наем персонала
Целесообразно сделать рабочими часы, в которые разрешена торговля спиртными напитками: с 8:00 до 23:00. Для выполнения рутинных обязанностей в смене достаточно одного продавца. Второй будет подменять первого по графику 2 через 2. Можно привлечь уборщицу на пятидневке. Она будет заниматься вопросами дезинфекции и мытья полов. Штатное расписание:
У каждого сотрудника должна быть действующая медицинская книжка. Иначе инспекторы Роспотребнадзора выпишут штраф. Для ИП сумма не столь велика — до 1 000 руб., но есть риск того, что чиновники закроют торговую точку на срок до 90 суток. Прийти в магазин с проверкой может и трудовой инспектор. В этом случае штраф для индивидуального предпринимателя может составить 25 000 руб.
Заказ вывески
Рекламные возможности при открытии магазина разливного пива ограничены. Закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. запрещает размещать маркетинговые материалы рядом с торговой точкой. Нельзя ставить штендеры, вешать баннеры. Вывеска остается единственной возможностью привлечь внимание потенциальных потребителей. Поэтому к ее созданию стоит подойти ответственно.
Нужно напечатать на вывеске яркий, запоминающийся слоган и вмонтировать подсветку, чтобы люди хорошо видели и различали буквы даже поздним вечером. Все работы вместе с изготовлением и монтажом обойдутся в 27 000 руб.
Формирование ассортимента
Кроме пива на витринах и стеллажах будет закуска. Это разные виды снеков: вяленая рыба, кольца кальмара, фисташки, соленый арахис и чипсы. В качестве дополнения можно поставить в холодильник газировку. Пенный напиток лучше покупать в таких пропорциях:
Половина кег должна быть наполнена хорошим пивом со средней закупочной ценой. На долю элитного алкоголя стоит выделить 20 %, а для недорогих напитков лучше оставить 30 %. Это примерный расклад. Все зависит от предпочтений целевой аудитории. Офисные сотрудники по дороге с работы домой в район с новостройками предпочтут закупиться пивом средней ценовой категории. Работники промышленной зоны на окраине города будут голосовать рублем за недорогую продукцию. Распределение ассортимента всегда можно скорректировать. Главное — вести учет и статистику.
При работе в ЕГАИС поставщики пересылают в магазин не бумажные, а электронные накладные. Чтобы работать с ними, у продавцов должны быть соответствующие знания. Предприниматель может провести с сотрудниками инструктаж после приема на работу.
Средняя наценка на пиво — 75 %, на снеки — 30 %.
По результатам исследований, российские магазины продают в день 112 литров пива. Значит на месяц понадобятся товарные запасы объемом 3 472 л. При средней цене 80 руб. за 1 л закупка обойдется в 277 760 руб. Еще 50 000 руб. уйдет на снеки, газировку и другие товары. Общая сумма: 327 760 руб.
Сколько стоит открытие пивного магазина
Остается подсчитать конечную сумму, которую придется потратить на запуск бизнеса. Ее всегда можно снизить. Фонд оплаты труда легко скорректировать, если первое время предприниматель будет выполнять функции продавца самостоятельно. Вместо нового оборудования некоторые бизнесмены покупают бывшее в употреблении. Калькуляция:
Запуск торговой точки обойдется предпринимателю в немалую сумму. Вот сколько придется тратить на поддержание ассортимента и оплату труда персонала ежемесячно:
Если предпринимателю удастся распродать за месяц все товары, то выручка от реализации пива составит:
277 760 + 75 % = 486 080 руб.
Аналогичный показатель при продаже снеков:
50 000 + 30 % = 65 000 руб.
Общая сумма выручки будет равна:
486 080 + 65 000 = 551 080 руб.
Чтобы получить прибыль, надо из выручки вычесть ежемесячные расходы:
551 080 — 460 552 = 90 528 руб.
За минусом налога УСН 15 % на старте бизнеса предприниматель будет получать 76 948 руб. чистой прибыли. Срок окупаемости проекта составит 10,8 месяца. Рентабельность продаж будет равна 13,96 %. Со временем финансовые показатели улучшатся, в магазин будет заходить все больше покупателей. Со временем можно масштабировать бизнес и реализовать бизнес-план пивоварни. Собственное производство поможет обеспечить торговые точки алкоголем с минимальной закупочной ценой.
Источник: Бизнес план открытия пивного магазина
Если статья вам понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и не забывайте подписаться на канал!