Золотом вписана страница в русскую историю 1805 года. Страшная бойня в сочетании с высоким мастерством воинской тактики, смекалкой русского человека, хитростью профессионального воина и ошеломительная наглость русских.
Россия воюет с Наполеоном, заключив коалицию с Австрией. Австрийцы уже не блистают воинской славой, а британцы, морская держава, примкнувшие к коалиции, не умели хорошо воевать на суше.
Баба-хан Персии, внимательно отслеживающий ситуацию на военных полях, со счастливым мурлыканьем, придумал, как насолить русским. Прошлогоднее поражение болезненно прошлось по самолюбию хана. Он решил взять реванш.
Момент выбрал удачный. Русская армия, пытающаяся спасать весь мир, и ее косорукие союзники, не смогут прислать войска. Разведка хана донесла, что в городе Шушу стоит менее пятисот воинов и 2 орудия.
Хан направил в поход наследника Аббас-Мирзу с огромным войском. Прослышав об авантюре персов, князь Цицианов, прислал помощь русскому гарнизону, во главе с полковником Павлом Михайловичем Карягиным. Но ее перехватил передовой отряд персов.
На Кавказе не считается зазорным вступать в схватку с противником, в десятки раз меньшим числом. Персы писали в донесении, что проведены учения в условиях, максимально приближенных к боевой ситуации.
Опытный полковник выстроил солдат в каре, отбрасывая бессмысленные атаки. В результате конников сильно потрепали. Они отступили к своим, увозя много раненых, бросив убитых.
Русские использовали в обороне метод, называемый «гуляй-поле», выстраиваемый из обозных телег. Войска передвигались по Кавказскому бездорожью с внушительным запасом продовольствия и оружия.
Персы атаковали русских вечером, до ночи бесплодно пытаясь прорвать оборону. Но и на войне бывает затишье. Надо хотя бы умыться от крови и растащить по могилам груды мертвых тел.
Прочитав утром донесение от наследного принца, Баба-хан понял, что русских на испуг не возьмешь. Если русским удалось укрепиться, нет смысла атаковать их в лоб. Они победят. Шах приказал использовать пушки.
Артиллерия персов начала утюжить «гуляй-поле» русской обороны, стараясь оттеснить их от реки. Но солдаты, пробравшись на батареи противника, взорвали их, разметав остатки пушек по округе, часть утопив в реке.
Смелость города берет, но через сутки Павел Карягин понял, что всю армию врага ему не уничтожить. Среди воинов нашлись предатели. Перешел на сторону персов поручик Лисенко и шестеро солдат. Девятнадцать солдат ушли утром.
Трусливые пацифисты, отсутствие воды, невыносимая жара, бесконечная стрельба. Неуютно как-то. И кольцо врагов вокруг. Карягин собрал офицеров, решив провести совет. Приняли решение о прорыве окружения персов. Далее штурм недалекой крепости.
Они были русскими. Под покровом ночи, уничтожив персидских сторожевых, не дыша, бойцы вышли из окружения, но наткнулись на дозор персов. Бешенная скачка лошадей, стрельба, стоны раненых…
Все смешалось у желающих выжить тогда, когда выжить нельзя. Темный лес помог оторваться от погони. Выйдя к крепости Шах-Булах, участники воинского марафона по пересеченной местности, разбили ядрами ворота.
Четверо суток жестоких бесконечных боев, рукопашных схваток, прятки в лесах Кавказа. Войдя в крепость, Карягин спросил усталым голосом: Будете сражаться с нами? Или так уйдете?
Персы разбежались, кто куда. Но два хана погибли. Умельцы из крестьян успели починить крепостные ворота до прихода врага, который искренне желал встречи с противником. Тут вдруг обнаружилось, что провизии в крепости нет.
Свои продуктовые телеги русские бросили, потому что вывозили из окружения пушки. Карягин сказал солдатам — «Нас 175 человек, много раненых, нет воды, продовольствия, боеприпасов.
И под стенами крепости стоит враг. Они не смогли взять русских в бою. А теперь ждут, что голод нас уничтожит. Я, полковник Карягин, запрещаю вам умирать. Мы должны жить.
Предлагаю прорвать оборону, и уйти на штурм другой крепости, где есть вода и продовольствие. Наберитесь всей наглости, какую встречали в жизни. Сегодня она понадобится нам».
Оставив часовых на стене крепости, они ушли. За тринадцать дней бесконечных боев, потеряно много товарищей. Отчаянные люди шли, лишь от сильной злости. Поход, названый в последствии невероятным и даже немыслимым. Они шли, но движение было тяжелым.
Темнота, дикая боль раненых, голод сводил с ума, хотелось пить. Перед ними лежал ров. Где взять бревна, когда враг «сидит» на плечах? Четверо русских солдата молча легли под пушки, вместо бревен.
Из рва смогли встать двое. Имя одного сохранилось в памяти – Гаврила Сидоров. Они знали, что останутся во рву. Пушки проехали по живым телам. В Касапете впервые русские солдаты смогли напиться, умыться и поесть.
Отряд двинулся дальше, к крепости Мухрат. За три версты до ворот крепости персы, атаковав русских, отбили пушки, но зря. «Спасайте пушки», крикнул Карягин. Солдаты знали, как нужны будут пушки при очередном штурме.
В кровопролитной безумной битве пушки отбили. Карягин послал рапорт князю Цицианову, что они живы, но половина персидской армии гонится за ними по пятам. Князь Цицианов с войском, придя на помощь товарищам, разбил персов.
Павел Михайлович Карягин награжден золотой шпагой. Все, кто остались живыми, тоже награждены. Кроме того, им выплатили жалованье, часто задерживаемое в войсках. Гаврила Сидоров…Ему поставили памятник в полку, где он служил.
Боевые действия Павла Карягина на Кавказе против персидских войск не похожи на реальные события. Подмывает сказать, что это легенда. Но поход отражен во многих донесениях со скрупулёзной точностью описываемых событий. Он обессмертил русское оружие и нравственную силу русского солдата.
Наш герой скончался в 1807 году от желтой лихорадки, подцепил которую в очередном воинском походе. Солдаты выпили за упокой его мятежной души из железных кружек, смахнув слезу. Незадолго до смерти о получил последнюю награду – Владимира III степени. ©
#русские #персы #кавказ
#война #подвиг