Составила для вас последовательный обзорный маршрут по залам русского ковчега. Честно говоря, даже не знаю как там правильно по методичке, так что допущу вольность и проведу как хочу, как люблю и как знаю и да простят меня музейные сотрудники
Оставить мысли
Прогулки по Эрмитажу, как мне кажется, не стоит начинать так, как это делает большинство туристов. Во-первых - не рекомендую сразу бежать на Иорданскую лестницу. Дело в том, что там на вас обрушится золото империи, барокко и роскошь после которых вы уже вряд ли оправитесь и сможете воспринимать что-то менее грандиозное. Как итог - быстро заскучаете. Во-вторых - в Эрмитаже есть некоторая последовательность эпох, а это значительно улучшает восприятие...
Главное - сделать всё правильно…
Во время прогулки не поленитесь окунуться в историю произведений, в сюжеты, замыслы и биографии авторов...с этим поможет сайт Эрмитажа, где есть подробные описания большинства экспонатов.
Но помните! Ваше внимание не бесконечно, так что отнеситесь к своему восприятию трепетно и следуйте инструкции. Надеюсь, вам понравится. Карту с маршрутом найдёте в конце статьи. Приятной прогулки.
И так...пройдя досмотр, контроль и прочие неприятные процедуры на входе следуйте к Иорданской лестнице и сразу же перед ней поворачивайте направо - там будет длинная галерея, где сувенирные магазины, кафетерии и прочие радости, но если на них не отвлекаться, то здесь можно оставить мысли, настроиться на восприятие вечного и успокоить ум…наконец...
Главное - не смотрите по сторонам или под ноги…наверх..только наверх..
Залы Древнего Ближнего Востока
Не поддавайтесь соблазну из галереи сразу же повернуть к Древнему Египту. Лучше не поленитесь и пройдите до конца, чтобы заглянуть в залы Древнего Ближнего Востока
Оказавшись здесь, смело направляйтесь в последний зал (налево), где следы цивилизации древней Месопотамии, ассирийские цари, жрецы и джинны. Последних можно отличить по крыльям за спиной. Джиннов обычно помещали в дверях и углах — то есть в тех местах, куда могли проникнуть злые духи, или где они могли прятаться, так что в Эрмитаже всё сделали правильно. Запрятали в дальний уголок.
Древний Египет
Из дальнего восточного уголка возвращайтесь в галерею и направляйтесь к залу Древнего Египта
Хронологически артефакты в этом зале нужно рассматривать по часовой стрелке, начиная слева от входа, но мы же помним, что важно беречь своё бесценное внимание, так что идём против течения. Начинаем справа, ходим зигзагами и как попало. Главное - налюбоваться саркофагами, выразить сочувствие бедной мумии, которой все эти саркофаги всё же не смогли обеспечить вечный покой и пробежать по мелкой пластике - кошечки, жучки, божки - прелесть!
Античный мир
После Древнего Египта выбор у вас не велик, точнее его нет совсем - как по учебнику истории окажетесь в Античности
Все залы Античного мира осматривать за раз не стоит. Для краткой ретроспективы хватит зала Юпитера, Римского дворика и зала Диониса (они будут справа после перехода из зала Древнего Египта).
На последнем слайде - настоящее сокровище - подлинная греческая работа - да, именно греческая, не римская - Афродита Таврическая. Она же - первая античная скульптура вообще появившаяся в России (приобрёл её, конечно же, Пётр I). Все остальные скульптуры здесь не менее ценные - римские копии в основном I-III вв. н.э.
Кроме Афродиты советовать больше ничего не буду. Сами выбирайте героев и сюжеты по душе. Я, к примеру, при каждом визите, неизменно приветствую Клио (др -греч. "дарующая славу” муза истории).
Италия
Оставив позади три античных зала вы окажетесь у парадной лестницы, которая символично поднимет вас от базы, от изначальной красоты древнего мира к высокому искусству
Надо сказать, что изначально именно здесь у входа с атлантами, в этой части Нового Эрмитажа когда-то и находился главный вход. Только представьте как хорошо...
Когда подниметесь по ступеням на второй этаж, то окажетесь в Галерее истории древней живописи со скульптурами его величества Кановы.
Я бы сказала, что этот зал - сладкая и нежная прелюдия перед Большим и Малыми Просветами.
Просветы Нового Эрмитажа
Торжественно, гордо и не скрывая восторга выходите в залитые светом парадные залы итальянских просветов
Помню как в юности я не сразу уловила связь стеклянных потолков и слова “просвет”, думала что залы так называются из-за эпохи просвещения, что в целом логично и даже не очень далеко от истины, но всё же Просветы они из-за верхнего естественного освещения..
Большой итальянский Просвет
В Эрмитаже есть один Большой и два Малых просвета, в них - самые крупные полотна императорской коллекции. Эти залы украшают торшеры из порфира и родонита, огромные вазы на пьедесталах, ампирные столы и прочая роскошь.
Здесь я также предлагаю вам самостоятельно определиться с произведениями и выбрать своих фаворитов. В зале Большого Просвета мой любимчик, например, - Лука Джордано и его “Оплакивание Христа”, “Сон юного Вакха” и конечно невероятная “Кузница Вулкана”.
Малый итальянский Просвет
Из зала Большого итальянского просвета поворачиваем направо продолжая итальянское погружение
В зале Малого просвета - “Мученичество апостола Петра” и “Введение Марии во храм” - это то, ради чего здесь вообще стоит оказаться. А ещё на канале в телеграм оставила отрывок из Русского Ковчега, который всякий раз вспоминаю в этом зале :)
Лоджии Рафаэля
Итальянской живописи в Эрмитаже целое крыло и серия кабинетов. Им можно посвятить отдельную прогулку, но сейчас задерживаться здесь не будем. Лучше завершим итальянским десертом - лоджией Рафаэля
Какая же это красота и нереальность, друзья мои! Полная копия росписей в Ватикане была выполнена для русского императорского двора ещё в конце XVIII века. Здесь последовательно представлены ветхозаветные и новозаветные события - от истории Адама и Евы до Тайной Вечери, завершающей цикл.
Кстати, панели в лоджии (на втором и третьем слайдах) мне всегда мерещатся раздвижными, как будто бы в один момент можно их сложить гармошкой и схлопнется ваш итальянский балкончик :)
Фландрия
После всего пережитого Итальянского величия предлагаю пройти к залам Фландрии, одним из самых красивых во всём ковчеге. Если вы как и я не испытываете особенного трепета перед доспехами, оружием и всем воинственным, то смело проходите рыцарский зал насквозь и поворачивайте направо
Здесь наконец можно отдохнуть душой от глубин и серьёзности библейских сцен, посидеть у натюрмортов Снейдерса и думать только о том какой красивой может быть рыба и капуста и как же смешно будет, когда обезьянка всё же навернётся со своей корзиной абрикосов.
После рыночных сцен и анималистики Снейдерса в следующем зале вас ждёт благородное английское общество. Портреты членов королевского парламента, ученых, писателей, банкиров, коллекционеров и прочих добрых ребят кисти Ван Дейка.
Ну и, наконец, зал Рубнеса, где уже точно знакомые по учебникам и альбомам работы вроде Вакха, серия триумфальных арок в которых, концентрированный Рубенс как во флакончике, ну и, конечно, библейские и мифологические сюжеты, среди которых - героическое и пафосное воскрешение Христа в золотом.
Залы Голландской живописи
Из зала Рубенса вы попадёте в зал фламандской и голландской живописи. Осмотревшись здесь смело поворачивайте направо к зелёным залам голландцев
Голландцы - это про спокойствие и размеренность. Если вы любите трепетные бытовые сюжеты из жизни деревенских обывателей, то можете ненадолго задержаться здесь, но если ваше внимание уже в достаточной мере рассеянно, то просто дайте себе отдых и без зазрений совести прогуляйтесь по залам быстрым шагом.
Испания
К голландцам хорошо приходить зимой и умиляться радостям повседневности, но мне, признаться, ближе страсть и надрыв, так что не могу не пригласить вас в зал испанского просвета и в испанский кабинет
В зале испанского просвета стоит оказаться как минимум ради “маленького испанца” Хусепе де Рибера (его найдёте в дальнем правом углу), а в испанском кабинете ради апостолов Петра и Павла кисти Эль Греко (самый драматичный и психологичный их портрет из существующих imho)
Зал Рембрандта
Здесь можно свериться с картой, чтобы точно не потеряться и случайно не пропасть в бесконечности итальянских кабинетов
В зале Рембрандта вас встретит жена художника, написанная им в образе Флоры. Эта работа - символ самого радостного и яркого момента в жизни автора. Удача, слава, любовь, расцвет творчества и молодость всё это он выразил в образе богини весны и цветов. Далее..изучив самые разные сюжеты к которым Рембрандт обращался в течение жизни вы придёте к Возвращению блудного сына, написанной им за несколько месяцев до смерти. Здесь глубокое раскаяние, очищение, отпущение грехов и бесконечное прощение.
Дворцовые залы
После этого важного момента оказываемся на Советской лестнице, но не убо́йтесь, здесь государственный совет, не советы..
Наконец, после созерцания всего, что так или иначе взаимодействовало и оказывало влияние на русскую культуру пришло время обратиться к ней самой, к её истокам, к её самобытности...
От лестницы поворачивайте налево
Павильонный зал
И часы "Павлин"
Бывший кабинет Екатерины между широкой Невой и висячими садами, от которого и возникло слово Эрмитаж. Здесь соединились мотивы античности, ренессанса и востока. Русская роскошь во всём великолепии!
Полный катарсис и часы “Павлин”.
Реплика из фильма Сокурова "Русский ковчег", произнесённая в этом зале:
..и всё таки как я...как я был не прав порицая ваших царей...ругая их за всю эту красоту и пышность..ну и подумаешь.. подумаешь... самодуры..ааа..но красиво то как...а...
Россия
К истокам
Авторов здесь нет, только области, земли, города, народы..
честно говоря, я не знаю что здесь писать.
Русские иконы затрагивают во мне самые глубинные эмоции, иногда обездвиживают иногда возвышают, тревожат и успокаивают, примиряют. В общем дарят весь спектр переживаний, которые до этого по частям собирала зв предыдущих залах... вот только здесь их получаешь в сжатом концентрированном, а главное, глубоко понятном состоянии.
Парадные залы
От русской иконописи, через коридор европейского средневековья выходите в священное и властное пространство Георгиевского зала, затем через Военную галерею 1812 года в Гербовый зал.
В Гербовом зале. Русский ковчег:
..обожаю роскошь и царственную пышность всё таки...всё таки ваш Стасов неплохой архитектор...он любит дисциплину, но и оставляет зато место воздуху...
ничего к этому добавлять уже не буду..
Иорданская лестница
Прежняя отделка лестницы, созданная Растрелли была уничтожена пожаром ещё в 1837, но тогда же и была восстановлена тем же Стасовым
В XVIII веке эта лестница - Парадная, затем Посольская, позднее - Иорданская, потому как не только встречала важных гостей и послов, но и вела к проруби (иордань), которую прорубали во льду Невы в день Богоявления и к которой императорская фамилия спускалась по ступеням лестницы..
Так что спускайтесь к священной реке, и помните, что со всей этой красотой и жить нам вечно..и плыть нам вечно...
#madeinpetersburg #эрмитаж