Найти тему
Made in Petersburg

Простой и понятный маршрут по Эрмитажу от вольного гида

Оглавление

Составила для вас последовательный обзорный маршрут по залам русского ковчега. Честно говоря, даже не знаю как там правильно по методичке, так что допущу вольность и проведу как хочу, как люблю и как знаю и да простят меня музейные сотрудники

Часы "Павлин" в Павильонном зале Эрмитажа
Часы "Павлин" в Павильонном зале Эрмитажа

Оставить мысли

Прогулки по Эрмитажу, как мне кажется, не стоит начинать так, как это делает большинство туристов. Во-первых - не рекомендую сразу бежать на Иорданскую лестницу. Дело в том, что там на вас обрушится золото империи, барокко и роскошь после которых вы уже вряд ли оправитесь и сможете воспринимать что-то менее грандиозное. Как итог - быстро заскучаете. Во-вторых - в Эрмитаже есть некоторая последовательность эпох, а это значительно улучшает восприятие...

Главное - сделать всё правильно…

Во время прогулки не поленитесь окунуться в историю произведений, в сюжеты, замыслы и биографии авторов...с этим поможет сайт Эрмитажа, где есть подробные описания большинства экспонатов.

Но помните! Ваше внимание не бесконечно, так что отнеситесь к своему восприятию трепетно и следуйте инструкции. Надеюсь, вам понравится. Карту с маршрутом найдёте в конце статьи. Приятной прогулки.

Галерея к залу Древнего Египта
Галерея к залу Древнего Египта

И так...пройдя досмотр, контроль и прочие неприятные процедуры на входе следуйте к Иорданской лестнице и сразу же перед ней поворачивайте направо - там будет длинная галерея, где сувенирные магазины, кафетерии и прочие радости, но если на них не отвлекаться, то здесь можно оставить мысли, настроиться на восприятие вечного и успокоить ум…наконец...

Главное - не смотрите по сторонам или под ноги…наверх..только наверх..

Залы Древнего Ближнего Востока

Не поддавайтесь соблазну из галереи сразу же повернуть к Древнему Египту. Лучше не поленитесь и пройдите до конца, чтобы заглянуть в залы Древнего Ближнего Востока

Оказавшись здесь, смело направляйтесь в последний зал (налево), где следы цивилизации древней Месопотамии, ассирийские цари, жрецы и джинны. Последних можно отличить по крыльям за спиной. Джиннов обычно помещали в дверях и углах — то есть в тех местах, куда могли проникнуть злые духи, или где они могли прятаться, так что в Эрмитаже всё сделали правильно. Запрятали в дальний уголок.

Древний Египет

Из дальнего восточного уголка возвращайтесь в галерею и направляйтесь к залу Древнего Египта

Хронологически артефакты в этом зале нужно рассматривать по часовой стрелке, начиная слева от входа, но мы же помним, что важно беречь своё бесценное внимание, так что идём против течения. Начинаем справа, ходим зигзагами и как попало. Главное - налюбоваться саркофагами, выразить сочувствие бедной мумии, которой все эти саркофаги всё же не смогли обеспечить вечный покой и пробежать по мелкой пластике - кошечки, жучки, божки - прелесть!

Античный мир

После Древнего Египта выбор у вас не велик, точнее его нет совсем - как по учебнику истории окажетесь в Античности

Все залы Античного мира осматривать за раз не стоит. Для краткой ретроспективы хватит зала Юпитера, Римского дворика и зала Диониса (они будут справа после перехода из зала Древнего Египта).

На последнем слайде - настоящее сокровище - подлинная греческая работа - да, именно греческая, не римская - Афродита Таврическая. Она же - первая античная скульптура вообще появившаяся в России (приобрёл её, конечно же, Пётр I). Все остальные скульптуры здесь не менее ценные - римские копии в основном I-III вв. н.э.

Кроме Афродиты советовать больше ничего не буду. Сами выбирайте героев и сюжеты по душе. Я, к примеру, при каждом визите, неизменно приветствую Клио (др -греч. "дарующая славу” муза истории).

Италия

Оставив позади три античных зала вы окажетесь у парадной лестницы, которая символично поднимет вас от базы, от изначальной красоты древнего мира к высокому искусству

Надо сказать, что изначально именно здесь у входа с атлантами, в этой части Нового Эрмитажа когда-то и находился главный вход. Только представьте как хорошо...

Когда подниметесь по ступеням на второй этаж, то окажетесь в Галерее истории древней живописи со скульптурами его величества Кановы.

Я бы сказала, что этот зал - сладкая и нежная прелюдия перед Большим и Малыми Просветами.

Просветы Нового Эрмитажа

Торжественно, гордо и не скрывая восторга выходите в залитые светом парадные залы итальянских просветов

Помню как в юности я не сразу уловила связь стеклянных потолков и слова “просвет”, думала что залы так называются из-за эпохи просвещения, что в целом логично и даже не очень далеко от истины, но всё же Просветы они из-за верхнего естественного освещения..

Большой итальянский Просвет

В Эрмитаже есть один Большой и два Малых просвета, в них - самые крупные полотна императорской коллекции. Эти залы украшают торшеры из порфира и родонита, огромные вазы на пьедесталах, ампирные столы и прочая роскошь.

Здесь я также предлагаю вам самостоятельно определиться с произведениями и выбрать своих фаворитов. В зале Большого Просвета мой любимчик, например, - Лука Джордано и его “Оплакивание Христа”, “Сон юного Вакха” и конечно невероятная “Кузница Вулкана”.

Малый итальянский Просвет

Из зала Большого итальянского просвета поворачиваем направо продолжая итальянское погружение

В зале Малого просвета - “Мученичество апостола Петра” и “Введение Марии во храм” - это то, ради чего здесь вообще стоит оказаться. А ещё на канале в телеграм оставила отрывок из Русского Ковчега, который всякий раз вспоминаю в этом зале :)

Лоджии Рафаэля

Итальянской живописи в Эрмитаже целое крыло и серия кабинетов. Им можно посвятить отдельную прогулку, но сейчас задерживаться здесь не будем. Лучше завершим итальянским десертом - лоджией Рафаэля

Какая же это красота и нереальность, друзья мои! Полная копия росписей в Ватикане была выполнена для русского императорского двора ещё в конце XVIII века. Здесь последовательно представлены ветхозаветные и новозаветные события - от истории Адама и Евы до Тайной Вечери, завершающей цикл.

Кстати, панели в лоджии (на втором и третьем слайдах) мне всегда мерещатся раздвижными, как будто бы в один момент можно их сложить гармошкой и схлопнется ваш итальянский балкончик :)

Фландрия

После всего пережитого Итальянского величия предлагаю пройти к залам Фландрии, одним из самых красивых во всём ковчеге. Если вы как и я не испытываете особенного трепета перед доспехами, оружием и всем воинственным, то смело проходите рыцарский зал насквозь и поворачивайте направо

Здесь наконец можно отдохнуть душой от глубин и серьёзности библейских сцен, посидеть у натюрмортов Снейдерса и думать только о том какой красивой может быть рыба и капуста и как же смешно будет, когда обезьянка всё же навернётся со своей корзиной абрикосов.

После рыночных сцен и анималистики Снейдерса в следующем зале вас ждёт благородное английское общество. Портреты членов королевского парламента, ученых, писателей, банкиров, коллекционеров и прочих добрых ребят кисти Ван Дейка.

Ну и, наконец, зал Рубнеса, где уже точно знакомые по учебникам и альбомам работы вроде Вакха, серия триумфальных арок в которых, концентрированный Рубенс как во флакончике, ну и, конечно, библейские и мифологические сюжеты, среди которых - героическое и пафосное воскрешение Христа в золотом.

Залы Голландской живописи

Из зала Рубенса вы попадёте в зал фламандской и голландской живописи. Осмотревшись здесь смело поворачивайте направо к зелёным залам голландцев

Голландцы - это про спокойствие и размеренность. Если вы любите трепетные бытовые сюжеты из жизни деревенских обывателей, то можете ненадолго задержаться здесь, но если ваше внимание уже в достаточной мере рассеянно, то просто дайте себе отдых и без зазрений совести прогуляйтесь по залам быстрым шагом.

Испания

К голландцам хорошо приходить зимой и умиляться радостям повседневности, но мне, признаться, ближе страсть и надрыв, так что не могу не пригласить вас в зал испанского просвета и в испанский кабинет

В зале испанского просвета стоит оказаться как минимум ради “маленького испанца” Хусепе де Рибера (его найдёте в дальнем правом углу), а в испанском кабинете ради апостолов Петра и Павла кисти Эль Греко (самый драматичный и психологичный их портрет из существующих imho)

Зал Рембрандта

Здесь можно свериться с картой, чтобы точно не потеряться и случайно не пропасть в бесконечности итальянских кабинетов

В зале Рембрандта вас встретит жена художника, написанная им в образе Флоры. Эта работа - символ самого радостного и яркого момента в жизни автора. Удача, слава, любовь, расцвет творчества и молодость всё это он выразил в образе богини весны и цветов. Далее..изучив самые разные сюжеты к которым Рембрандт обращался в течение жизни вы придёте к Возвращению блудного сына, написанной им за несколько месяцев до смерти. Здесь глубокое раскаяние, очищение, отпущение грехов и бесконечное прощение.

Дворцовые залы

После этого важного момента оказываемся на Советской лестнице, но не убо́йтесь, здесь государственный совет, не советы..

Наконец, после созерцания всего, что так или иначе взаимодействовало и оказывало влияние на русскую культуру пришло время обратиться к ней самой, к её истокам, к её самобытности...

От лестницы поворачивайте налево

Павильонный зал

И часы "Павлин"

Бывший кабинет Екатерины между широкой Невой и висячими садами, от которого и возникло слово Эрмитаж. Здесь соединились мотивы античности, ренессанса и востока. Русская роскошь во всём великолепии!

Полный катарсис и часы “Павлин”.

Реплика из фильма Сокурова "Русский ковчег", произнесённая в этом зале:

..и всё таки как я...как я был не прав порицая ваших царей...ругая их за всю эту красоту и пышность..ну и подумаешь.. подумаешь... самодуры..ааа..но красиво то как...а...

Россия

К истокам

Авторов здесь нет, только области, земли, города, народы..

честно говоря, я не знаю что здесь писать.

Русские иконы затрагивают во мне самые глубинные эмоции, иногда обездвиживают иногда возвышают, тревожат и успокаивают, примиряют. В общем дарят весь спектр переживаний, которые до этого по частям собирала зв предыдущих залах... вот только здесь их получаешь в сжатом концентрированном, а главное, глубоко понятном состоянии.

Парадные залы

От русской иконописи, через коридор европейского средневековья выходите в священное и властное пространство Георгиевского зала, затем через Военную галерею 1812 года в Гербовый зал.

В Гербовом зале. Русский ковчег:

..обожаю роскошь и царственную пышность всё таки...всё таки ваш Стасов неплохой архитектор...он любит дисциплину, но и оставляет зато место воздуху...

ничего к этому добавлять уже не буду..

Иорданская лестница

Прежняя отделка лестницы, созданная Растрелли была уничтожена пожаром ещё в 1837, но тогда же и была восстановлена тем же Стасовым

В XVIII веке эта лестница - Парадная, затем Посольская, позднее - Иорданская, потому как не только встречала важных гостей и послов, но и вела к проруби (иордань), которую прорубали во льду Невы в день Богоявления и к которой императорская фамилия спускалась по ступеням лестницы..

Так что спускайтесь к священной реке, и помните, что со всей этой красотой и жить нам вечно..и плыть нам вечно...

#madeinpetersburg #эрмитаж