Достаточно часто комментаторы пишут о том, что не могут понять, как проявляется шизотипическое расстройство у моего старшего сына. Мол, в чём недуг заключается, если человек и учиться хорошо способен, и инопланетян не видит перед собой, и с ножом за людьми не бегает. Конечно, это неправильное понимание проблемы. Поверхностное. Сформированное благодаря стигматизированности диагнозов, начинающихся на "шизо", и с учетом раздутых образов из книг и кино.
В целом и общем, шизотипическое расстройство в нашем конкретном случае - это набор проблем, которые приходится решать постоянно или по мере их возникновения. Не случайно многие специалисты считают этот диагноз обозначением определённого набора черт характера. Это не как изжога: съел таблетку - и стало хорошо. И не ангина: пропил антибиотик, и как новенький. Это то, с чем живешь постоянно. Тем сложнее. Но и в чём-то проще: привыкаешь, и начинаешь на многие моменты реагировать спокойно. Я оцениваю свою жизнь в семье на хорошую, твёрдую "4" с плюсом. Трагедии не происходит.
Наша ведущая сложность - эмоциональность. Пишу "наша", потому что неблагополучие одного члена семьи способно влиять на качество жизни всех остальных. Как это всё проявляется? Приведу простой пример. Пришёл ребёнок из школы после 6 уроков, которые начинаются не с утра. А к обеду поближе. Потому, естественно, весьма уставший. Мы его особо не трогаем. Оценки я и так вижу в электронном дневнике. А если бы произошло что, сын позвонил бы первый.
Но тут что-то пошло не по сценарию: брат забрал из комнаты предмет, представляющий ценность в конкретный момент для старшего. Или сломал неумышленно либо из вредности машину, собранную из лего. Или ещё что-то произошло наподобие - неожиданно, без предупреждения, так сказать. Старший начинает закипать, и притормозить себя не может. Сноска: сейчас это получается у него в разы лучше, чем пару-тройку лет назад.
Как результат - нашему подростку плохо. Он во фрустрации. Потому в ход идёт всё:
- рассказы, что семья могла бы быть более понимающая, умная и иное под настроение;
- горькие рассуждения на тему "Меня никто не любит" или "У меня нет друзей", или "Это ужасная проблема, решить которую невозможно";
- воспоминания, как его обидели в 5 лет. Но не просто как воспоминание, а как повод поругаться именно сейчас;
- мысли, как он вырастет, уедет от нас и в гости ездить не станет (это такая жестокая месть родителям по версии её создателя);
- громогласные заявления, что "так" жить нельзя, и лучше вообще умереть. К счастью, без суицидальных попыток. Больше как позерство.
- желание кинуть что-то, хлопнуть дверью. К счастью, без осколков, обломков и иного реального вреда для имущества.
Сколько это продолжается? Минут 15. До подбора подходящего лечения могло быть намного дольше. Громче. Трагичнее в его восприятии.
Чем всё заканчивается? Обычно после выплеска лишней эмоциональной энергии сын сам приходит к выводу, что расходился напрасно. Что можно было иначе выйти из ситуации. Извиняется, если обидел кого-то. Становится тихим и даже уставшим. Часто жалуется после такого цунами чувств на ухудшение самочувствия. Ничего критичного. Просто своеобразный упадок сил. Быстро проходящий.
Предвижу пару моментов в возможных вопросах от читателей. Потому сразу дам несколько уточнений.
1. Убрать совсем такую эмоциональность спортом или дополнительной учебной нагрузкой не получается. Она с одинаковым успехом возникает как на недостаток занятий, так и на их избыток. Да и при золотой серединке в нагрузках случается иногда. Если что-то выбило из колеи. Отследить момент сложно. Это своеобразный приступ, сюрприз, периодически добавляющий к моей и так генетически склонной к седине головушке парочку серебряных ниточек.
2. Это нельзя списать только на характер и темперамент. До начала проблем в 2017 году такого не случалось. И это не тот масштаб проблемы, который актуален для ребёнка, не имеющего потребности в посещении врача-психиатра.
3. Сын не агрессивный. Мне нет нужды искать от него пятый угол. Куда правильнее подойти и крепко обнять, пожалеть. Писать, что когда-то "его переклинит", и мне наступит хана, не надо. Наша врач убеждена, что воспитание и природную доброту пальцем не размажешь. Тем более что подростковый период для всех людей непростой. Понимать надо и входить в положение.
4. Да, многие подростки ведут себя так. Да, это с годами проходит. Не у всех. Без терапии мы были. Знаем, что пятнадцатью минутами не отделались бы.
5. Нет, нам не нужен идеальный ребёнок. Нам нужен этот. Любимый и прекрасный. Обязательно живой и в ресурсе, чтобы продолжать нормально существовать своей подростковой жизнью. А главное - радоваться ей.
Я уже не считаю проблемой сына рассеянность. То, что иногда зацикливается на какой-то одной теме, вообще не беда. Темы ведь в 9 случаях из 10 интересные, интеллектуальные. Бытовая беспомощность, которая периодами находит, бывает бесючей, но проходит. А вот эмоциональность, своими проявлениями превосходящая повод для её возникновения, - вот это да. Оно. Но ничего. И тут научимся справляться.
Кстати, сын уже многое проработал с психологом. Уже заучил как мантру, что "нерешаемых проблем нет". Потому периодичность эмоциональных взрывов снизилась существенно. Верю и знаю, что и это одолеем.