Напомним, частичная мобилизация в стране началась 21 сентября. Планировалось призвать 300 тысяч человек. Право на отсрочку получили многодетные отцы минимум с тремя детьми до 16 лет. 14 октября решение об отсрочке для многодетных отцов довели до военкоматов.
Через некоторое время к нам в редакцию обратилась семья Дмитрия Нечталенко, который воспитывает трех несовершеннолетних детей. Его жена находится в декретном отпуске. Глава семьи, помимо этого, ухаживает за пожилой бабушкой, которая проживает вместе с ними. Дмитрия мобилизовали, косить от армии он даже не думал и отправился на учебные сборы в Новосибирск.
– Моего младшего брата призвали в рамках частичной мобилизации. У нас родителей не осталось, только бабушка, за которой он ухаживает, а также супруга и трое несовершеннолетних детей. Он еще в школе влюбился в свою будущую жену, отцом стал рано, в 17 лет. Срочную службу брат прошел в морской пехоте в городе Балтийске. Супруга его дожидалась из армии. Сейчас она сидит в декрете с младшей дочкой. К мобилизации Дмитрий был морально почти готов, ранее призвали его друга, и он сказал, что прятаться не будет. Как патриот, сказал, что пойдет защищать свою страну. В выходные ему пришла повестка, а 26 сентября он пришел в военкомат, и через день его уже отправили в Новосибирск. Брат – человек сдержанный, своими впечатлениями делится скудно, говорил, что тут как в армии, жить можно. Его эшелон уже должен был отправиться на Запад, и брат очень хотел увидеться с детьми и женой. Жена с сыновьями приехали к нему на выходные. Ему дали увольнительную, они гуляли по городу перед отправкой, – рассказывала сестра Дмитрия Олеся Захарова. Для семьи это было тревожное время.
Фото: Кирилл Шипицин
Дмитрий работает электромонтером на заводе, обеспечивает непрерывную работу станков, следит за исправностью сетей и оборудования. Но бронь работодатель на него не сделал. Однако Министерство обороны Российской Федерации приняло решение о предоставлении права на отсрочку от призыва в рамках проведения частичной мобилизации мужчинам, имеющим на иждивении трех и более детей в возрасте до 16 лет. И казалось бы, мужчина, от которого зависит большая семья, должен был отправиться домой. Но не тут-то было.
Дмитрия домой не отправили. А родственники начали обивать пороги военкоматов – но ничего не могли добиться.
– Я услышала, что отцам, у которых трое детей, дается отсрочка. Позже я увидела указание генштаба от 4 октября и решила пробовать отправить жалобы через «Госуслуги». Мы звонили и ездили в военкоматы, направляли жалобы в военную прокуратуру по Новосибирскому и Иркутскому гарнизонам. Также я писала заявление на отсрочку в военкомате Шелехова. Но везде получала ответ, что закона-то нет, это всего лишь рекомендация. Звонила я на горячую линию «122», ответ был такой: «У нас нет такого документа. Но вообще этим должен заниматься военкомат по месту призыва». Я очень хотела его вернуть в семью. Вся семья живет за городом в частном доме, у них хозяйство, в частный дом нужно заготавливать дрова и возить воду. Он единственный кормилец, - рассказывает Олеся.
Фото: Кирилл Шипицин
Представитель редакции вместе с Олесей поехал в военкомат Шелехова. Нашего корреспондента не пустили даже на порог заведения. Сестра мобилизованного написала очередное заявление, его обещали рассмотреть в течение… 30 дней. И родственники справедливо боялись, что через несколько дней Дмитрия уже могут отправить на границу с Украиной.
Тогда за помощью обратились в «Народный фронт». Там обещали помочь.
– За две недели в «Народный фронт» поступило 255 обращений от жителей Иркутской области по вопросам частичной мобилизации. По 24 случаям удалось добиться положительного решения об отмене или отсрочке призыва, по 35 случаям работа еще ведется, остальным даны консультации. Изначально людей больше интересовала законность призыва для граждан свыше 35 лет и многодетных отцов. Сейчас больше всего жалоб поступает от семей, воспитывающих детей-инвалидов, и тех, кто рассчитывает получить отсрочку по состоянию здоровья, – рассказали нам представители ОНФ в Иркутске.
Активистам «Народного фронта», кстати, удалось помочь трем многодетным семьям, где главы семей являются единственными кормильцами, а жены находятся в декретных отпусках. Военкоматы почему-то не принимали во внимание аргумент, что отцы, воспитывающие четверых и более детей в возрасте до 16 лет, имеют право получить отсрочку. При содействии президентского движения удалось организовать проверку оснований мобилизации и аннулировать повестки.
– Поступает, кстати, много жалоб на отсутствие медосмотра в призывных пунктах Иркутской области и нежелание военкомов изучать медицинские документы. Этих историй могло не быть, если бы в военкоматах работали врачи и проводили первичный отбор призывников. С такой инициативой мы обратились в правительство региона. А пока людей отправляют в учебные части Новосибирска или Юрги и обещают, что там будут проводиться медкомиссии. Но и там они проводятся только по заявлению призывника. К сожалению, не все об этом знают. В ситуациях, когда мобилизованные уже находятся на территории воинской части, рекомендуем параллельно с обращением к нам направлять письма в военную прокуратуру и муниципальные призывные комиссии, – заявила руководитель регионального исполкома «Народного фронта» в Иркутской области Елена Зубун.
Фото: Кирилл Шипицин
История Дмитрия Нечталенко закончилась хорошо – его вернули домой. Корреспондент «МК Байкал», который помогал семье, в итоге сделал радостные кадры семейного воссоединения.
Цитатник
Депутат Госдумы от Иркутской области Александр Якубовский – о том, что десять многодетных отцов не были вовремя возвращены домой:– Иркутский областной военкомат занял абсолютно пассивную позицию. Более того, и областная, и районные призывные комиссии в своих отказах ссылаются на законодательную неурегулированность, отправляют в воинские части и так далее, порождая хаос и дискредитируя решения федеральной власти, дискредитируя на самом деле выдающуюся работу губернатора Кобзева.