Найти тему
ГРАУНД Солянка

Три места, где тебя точно услышат

Ансамбль Reheard
Ансамбль Reheard

ГРАУНД Солянка, Российская академия музыки им. Гнесиных (РАМ) и Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) объединились и с 11 по 14 октября провели фестиваль Gnesin Contemporary Music Week. В нашей рубрике «По горячим следам» Ксения Ламшина рассказывает об этом уникальном фестивале.

Вот уже второй год ГРАУНД Солянка сотрудничает с Gnesin Contemporary Music Week, а вообще это пятый по счёту фестиваль-лаборатория современной музыки. Проект появился в 2018 г. по инициативе студентов и аспирантов Российской академии музыки имени Гнесиных. Лаборатория направлена на создание, изучение и исполнение современной музыки.

-2

13 октября в ГРАУНД Солянке при полном зале прошёл концерт-перформанс под названием «Объекты и субъекты». Главной темой было исследование разных способов взаимодействия людей: друг с другом, с музыкальными инструментами и произведениями, бытовыми предметами и объектами. Связующим звеном стали эпизоды оперы британского композитора Тима Паркинсона Time with people, где он сочетает произнесение текстов с музыкальными и шумовыми звуками. Проговоренный в разных ритмах текст как дополнительный инструмент, мусор как способ звукоизвлечения — соединения привычных по отдельности звучаний в непривычную мозаику — это красиво, это интересно, и это уже точно не что-то слишком андеграундное.

Программа фестиваля этого года связана с мультимедийной и электроакустической композицией и с Янисом Ксеникисом. Лет пять назад это показалось бы космическим андеграундом, сегодня же вполне привычным и даже родным.

-3

С одной стороны, практически все современные композиторы в той или иной степени обращаются к жанрам мультимедийной и электроакустической музыки, с другой, может, строго говоря, уже и нет никаких границ жанра. Мы видим достаточно скомплектованную группу любимых композиторов, кочующих из ГЭС-2 на фестиваль на Камчатку, затем в ГРАУНД Солянку и через Гнесинку в Рахманиновский зал и далее по кругу. Кстати, именно сейчас и до 6 ноября в ГРАУНД Солянке проходит выставка Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ), в которой композиторы принимают участие уже и в ипостаси художников.

-4

Сегодня мы наблюдаем, как не самая простая, но самая «затейная» музыка всё больше популяризируется. А значительное расширение аудитории всегда и для всех имеет большое значение. В итоге расширяется круг вовлечённых в новую академическую музыку, происходит колоссальный приток нового поколения, и это уже те, кто следует за героями книги Сергея Уварова «Голос миллениалов», композиторы поколения 30-летних — те, кто родился в эпоху перестройки и сразу после неё, — и эти люди имеют совершенно другие другие технологии популяризации такого рода музыки и самих себя как композиторов и исполнителей.#nbsp;Другое поколение, другие способы продвижения, страсть, органичность мультимедийной музыки в современном мире, и огромный труд всех активных участников этой сферы последние лет 20-30 — всё это вместе и даёт ощущение, что мы прямо живём в период расцвета и видимости новой музыки. Кстати, в фестивале принимал участие ансамбль теоретиков. Это отдельное прекрасное событие — когда люди, изучающие что-то, буквально пробуют всё на себе.

-5

Но существует и достаточно назойливый спектр проблем. В образовательных курсах практически не встретишь блоки, связанные с новой академической музыкой. Все композиторы говорят одно и тоже: пока на уровне музыкального образования не появятся в программах сочинения композиторов второй половины XX века, а может ещё и современных композиторов, исполнительские навыки воспитываться не будут. Об этом часто говорит Николай Попов, директор и художественный руководитель ЦЭАМа, — это ровно то, чем в первую очередь он и занимается с тех пор, как возглавил центр — популяризацией электроакустической музыки. И ровно этим занимается фестиваль Gnesin Contemporary Music Week. Фестиваль делают весьма молодые люди, исходившие из очень простого понимания, – пока сам не создашь площадку для исполнения, размышления, даже коворкинга для себя самих (теоретиков, композиторов, исполнителей), никто тебе подобную платформу не предоставит. Такая самоорганизация не может не нравиться.

-6

Ещё одна из проблем, о которой мало, кто задумывается: у нас практически нет площадок, оснащённых для подобных концертов необходимым оборудованием. Николай Хруст, Николай Попов и их друзья-коллеги в командировки берут микроскопические рюкзаки с личными вещами и огромные чемоданы с оборудованием и инструментами.

Но братство трёх площадок в организации Gnesin Contemporary Music Week и поддержка, которую долгие годы оказывает ГРАУНД Солянка развитию электроакустической музыки, безусловно, придают надежды на расширение границ новой музыки.

-7