Найти в Дзене
ДжулиЯ

На привязи у взлетной полосы

Эта история в 1976 году потрясла Советский Союз. Взрыв эмоций начался с публикации 19 сентября 1976 года в «Комсомольской правде» статьи фотографа и журналиста Юрия Роста под названием «Два года ждет». «Шла посадка на самолет Ил-18, отлетающий куда-то на Север. Люди суетливо семенили за дежурной, спеша первыми сесть на тихие места в хвосте. Лишь один пассажир не спешил. Он пропускал всех, потому что летел с собакой, — писал автор. — Аэродромные техники, свидетели этой истории, утверждают, что у человека был на собаку билет и он спокойно дожидался очереди. Но овчарку в самолет не пустили: не оказалось справки от врача». В итоге мужчина снял ошейник с собаки и отпустил ее, после чего зашел в салон самолета.
Собака поначалу не поняла, что происходит. Решив, что ее просто отпустили погулять, она радостно побежала по бетонной полосе. В это время убрали трап, и самолет стал выруливать на взлет. Овчарка побежала вслед за Ил-18. Лайнер набирал скорость, и она рвалась за ним изо всех своих со

Эта история в 1976 году потрясла Советский Союз.

Взрыв эмоций начался с публикации 19 сентября 1976 года в «Комсомольской правде» статьи фотографа и журналиста Юрия Роста под названием «Два года ждет».

«Шла посадка на самолет Ил-18, отлетающий куда-то на Север. Люди суетливо семенили за дежурной, спеша первыми сесть на тихие места в хвосте. Лишь один пассажир не спешил. Он пропускал всех, потому что летел с собакой, — писал автор. — Аэродромные техники, свидетели этой истории, утверждают, что у человека был на собаку билет и он спокойно дожидался очереди. Но овчарку в самолет не пустили: не оказалось справки от врача». В итоге мужчина снял ошейник с собаки и отпустил ее, после чего зашел в салон самолета.

Собака поначалу не поняла, что происходит. Решив, что ее просто отпустили погулять, она радостно побежала по бетонной полосе. В это время убрали трап, и самолет стал выруливать на взлет. Овчарка побежала вслед за Ил-18. Лайнер набирал скорость, и она рвалась за ним изо всех своих собачьих сил, которые, конечно, не могли сравниться с мощностью двигателей. Самолет улетел, а собака осталась. Осталась в твердой уверенности, что произошла какая-то ошибка и хозяин обязательно вернется за ней. Овчарка поселилась рядом со взлетной полосой и упрямо приходила к самолетам Ил-18, которые прилетали или, наоборот, готовились к вылету. Она смотрела на людей, пытаясь увидеть того единственного, кто не мог ее бросить.

«Вот пока и вся история о верности и любви, — писал репортер в конце своей статьи. — Пока, потому что, может быть, эту заметку прочтет человек, когда-то улетевший в Ил-18 и, вероятно, решивший, что та, которую он по несчастью оставил, уже забыла его. Пусть этот человек срочно возьмет отпуск, достанет денег и летит в Москву. Потому что во Внуковском аэропорту его ждут. Уже почти два года»

Персонал аэродрома прозвал ее Пальма и полным составом подкармливал ее, но близко к себе людей собака не подпускала. За исключением одного человека – техника Николая Васильевича Володина. С ним собака вроде бы поладила, однако с аэродрома уходить не соглашалась ни в какую. Видно, боялась пропустить «свой рейс».

Сотни людей ехали в Москву, чтобы помочь, спасти, забрать ее себе. Некоторые люди, потерявшие четвероногих друзей за тысячи километров от столицы, добирались до Внуково, живя надеждой: а вдруг это их собака?

Время шло.

Что же было дальше? Это волновало авторов тысяч писем, адресованных знаменитой «Комсомольской правде», опубликовавшей статью.

К сожалению, владелец не явился за овчаркой, испугавшись всеобщего осуждения после стольких месяцев разлуки. Была получена только анонимная записка, в которой автор утверждал, что около двух лет назад оставил овчарку на московском аэродроме. Описывая свою собаку, он уточнил, что у нее порвано ухо и болен левый глаз, и именно поэтому он не смог получить медицинскую справку. Поскольку о больном глазе не упоминали газеты, можно предположить, что автор записки действительно был хозяин Пальмы.

В конечном итоге Пальма отправилась в Киев с доцентом педагогического института Верой Котляревской, которой пришлось приложить неимоверные усилия и большое терпение, чтобы вызвать у овчарки доверие. Перелет из Москвы в Киев Пальма провела под действием снотворного в компании новой хозяйки и ветеринара. На новом месте Пальме вначале чувствовала себя некомфортно, однако со временем прижилась и, на радость хозяевам, родила трех щенков.

А эта история легла в основу фильма «На привязи у взлётной полосы», снятого Киевской киностудией в 1988 году. В 2020 году вышла новая киноверсия этой истории - "Пальма".