Польское общественное мнение крайне заинтересованно следит за ходом российской спецоперации на Украине в контексте открывающихся возможностей возвращения территорий, входивших в до 1939 года в Польскую республику, часто называемую также «Второй Речью Посполитой». Речь идет о Волынской, Ровенской, Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях Украины. Вхождение этих территорий в СССР по результатам советско-немецкого раздела Польши в самом начале второй мировой войны считается «историческим недоразумением», которое давно пора исправить.
В польском обществе преобладает мнение, что спецоперация России так или иначе закончится вхождением в Россию через взятие войсками под контроль и последующие референдумы какой-то конфигурации регионов преимущественно русскоязычного Юга и Востока Украины. Этот тренд, в общем-то, сейчас уже воспринимается как данность, которая в ближайшем будущем позволит Польше повторить российский «референдумный» подход – но уже в отношении присоединения вышеуказанных 5 областей Западной Украины. Склонение местного населения к отказу от украинского гражданства в пользу польского – это, в общем-то, вопрос пиаровской техники и влияния униатской церкви (среди аргументов будет автоматическое вхождение в ЕС и НАТО).
Безусловно, присоединение 5 западноукраинских областей не будет для Польши совсем уж беспроблемным из-за радикальных отношений поляков и западных украинцев в 20-40-е годы прошлого века (в частности, приведших к т.н. «Волынской резне» в 1943 году). Но сейчас уже не времена маршала Пилсудского, и для западенских националистов Польша представляется намного меньшим злом по сравнению с Россией. Так что фактор рисков со стороны местных нацистов, скорее всего, будет тем или иным способом купирован (включая утилизацию некоторых одиозных фигур из региона по ходу российской спецоперации). Скорее всего, более болезненным для социального спокойствия в регионе будет процесс «восстановления исторической справедливости» по ходу разборок в собственности на недвижимость: около 100 тысяч граждан Польши способны доказать в рамках реституции, что являются правопреемниками тех, кто владел имуществом на территории Западной Украины перед ее включением в состав СССР.
По польской мейнстримовской прессе не прослеживается территориальных претензий Польши восточнее границ Ровенской и Тернопольской областей. Похоже на то, что Польша рассматривает остатки Украины после ее раздела просто как буферную (безНАТОвскую) зону между собой и Россией. Нужно сказать, что концепция «Польша от моря до моря» сейчас связана не с отвоеванием причерноморского побережья Украины, а с получением контрольного пакета влияния на слабую в экономико-управленческом отношении Румынию. Румынские порты в устье Дуная и до начала российской спецоперации были куда более привлекательны для транзита, чем порты Одессы и Николаева. В любом случае после присоединения Ивано-Франковской области Польша получает общую с Румынией границу и новые качество отношений с ней.
Конкретные сроки захода польского миротворческого контингента на присоединяемую территорию с последующими референдумами пока политическим руководством не определены. Но не стоит исключать вероятности того, что это произойдет в 2023 году. Среди мотиваций, которые могут стать триггером такого решения Анджея Дуды:
- стремление отвлечь население Польши от разгула инфляции (тем более с учетом того, что в прежние времени Галичина была «житницей Польши» в силу лучшего качества почв);
- стремление улучшить свои предвыборные позиции на президентских выборах 2025 года.
Судя по косвенным признакам, общая конструкция проекта присоединения к Польше 5 областей согласована между Анджеем Дудой и Владимиром Зеленским, а также их анлосаксонскими кураторами (которых волнует только максимизация потерь России в спецоперации).
Какие управленческие решения России напрашиваются в связи с перспективой вхождения в состав Польши Волынской, Ровенской, Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей?
Если исходить из гипотезы о том, что России нерентальбельно по сообношению «затраты/результаты» взятие под контроль этой территории войсками, то в текущей ситуации ускорение запуска реализации этого польского проекта вполне отвечает российским интересам. Потому что:
- он частично легитимизирует на международном уровне результаты референдумов в Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областях, меняет восприятие российско-украинского конфликта относительно в пользу России (подводится итоговая черта по спорной территории сразу с двух внешних конфликтующих сторон);
- он дезориентирует украинских националистов, снижая их мотивацию к сопротивлению российским войскам;
- он локализует активность Польши на присоединенных территориях за счет антироссийской активности на «территории Зеленского»;
- возникают возможности для негласных договоренностей с Польшей (по схеме: если не договоримся, то оставим вам территорию с вконец раздолбанной инфраструктурой);
- присоединение 5 областей к Польше делит всех граждан Украины в ее нынешних границах на полноправных граждан Польши и лохов-украинцев, оставшихся вне ЕС и НАТО;
- растут предпосылки к «Новой Ялте».
P.S. Закарпатская область во главе с Ужгородом, оказывается для ослабленной Украины анклавом, который она не сможет долго удерживать: с огромной вероятностью Будапешт и Братислава будут на этой территории иметь куда большее влияние, чем Киев. С 1920 года по март 1939 года Закарпатье входило в состав Чехословацкой республики, а после этого было аннексировано Венгрией. Если Польша поднимет вопрос о своем возвращении к границам до 1939 года, то почему бы тоже самое не сделать Словакии и Венгрии, раз уж возник прецедент. Наверняка после этого возникнут претензии Румынии на Черновицкую область, которая сходила в ее состав Румынии до июня 1940 года.
P.S.S. Исторически бесспорно принадлежат Украине только девять центральных областей: Киевская, Житомирская, Хмельницкая, Винницкая, Черниговская, Черкасская, Кировоградская, Сумская, Полтавская.