«Красный – архетипический цвет, первый цвет, который человек подчинил себе, научился изготавливать, воспроизводить и разделять на оттенки, сначала в живописи, затем в красильном деле. Это на долгие тысячелетия обеспечило ему первенство среди цветов. Это также объясняет, почему во многих языках одно и то же слово означает «красный», «красивый» и «цветной» - пишет Мишель Пастуро в своей книге «Красный. История цвета».
«Именно красный стал для человека опытной площадкой, на которой он учился обращаться с цветом, достиг в этом первых успехов, а затем выстроил свой хроматический мир. Самой ранней цветовой гаммой, которую открыл для себя человек, стала гамма красного: на ее основе он выработал свою первую палитру, создавая различные тона и оттенки – об этом свидетельствуют древнейшие из известных нам хроматических терминов».
«Главенство красного наблюдается как в повседневной жизни, так и в материальной культуре. На всем побережье Средиземного моря этот цвет с ранних пор занимает важное место в строительстве отдельных жилищ и целых городов (кирпич, черепица), в домашнем быту и убранстве домов (гончарные изделия и керамика), в производстве тканей и одежды (красные тона – признак высокого положения), а также в изготовлении драгоценных уборов и аксессуаров (в этой области он рассматривается как оберег, украшение и залог удачи). В различных изображениях и ритуалах он также часто ассоциируется с идеей власти и священного, сопровождается богатейшим символическим рядом, а порой, по-видимому, еще и обладает некоей сверхъестественной силой.».
У красного цвета с самого начала было две основные ассоциации – огонь и кровь.
«Согласно средневековой теологии, кровь Иисуса отличается от обычной человеческой крови. Пусть даже сын Бога стал человеком, его кровь не может быть тождественна крови простых смертных. Это кровь искупления и спасения, пролитая в возмещение грехов человечества. Некоторые авторы утверждают, что цветом она светлее и ярче, нежели кровь людей, неизбежно загрязненная их грехами. А художники иногда пытаются сделать это различие зримым: на их картинах кровь, вытекающая из ран Христа или святых мучеников, другого оттенка, чем у обычных людей, – в первом случае она чистая и яркая, во втором мутная и темная. Но такое можно увидеть в основном в станковой живописи позднего Средневековья.»
А еще красный - цвет власти, это утверждение сформировалось благодаря средневековой традиции облачения Папы Римского и кардиналов.
«В текстах и на изображениях, начиная с каролингской эпохи, император бывает одетым в красное чаще, чем папа, – во всяком случае, когда его одежда имеет эмблематическое или даже символическое значение. Цвет одежды императора свидетельствует о том, что именно он – истинный наследник властителей Древнего Рима, и имеет равные права с императорами Византии, которые всегда носят пурпур.» - пишет Мишель Пастуро.
«На исходе Средневековья красный цвет вступает в бурный и противоречивый период своей истории. Его статус первого из цветов, «главного цвета», начинают оспаривать, и в последующие столетия эта тенденция будет только усиливаться. Мало того что во многих областях жизни ему придется выдерживать конкуренцию с синим, ставшим настолько популярным, что порой его даже предпочитают красному, так еще надо противостоять наступлению черного, который теперь в большой моде при европейских дворах, где он на долгие десятилетия станет символом роскоши и элегантностим.»
Процесс противостояния цветов продолжится вплоть до рубежа XVI–XVII веков, когда красный цвет окончательно переходит на второй план.
Однако, художники любили красный цвет во все времена и эпохи, Мишель Пастуро так описывает этот феномен: «Очень рано цветовая гамма красного стала дробиться на различные оттенки; он позволял создавать более разнообразные и более нюансированные хроматические эффекты, чем какой-либо другой цвет. Художники нашли в красном возможности, позволяющие выстраивать целое живописное пространство, высвечивать отдельные зоны и планы, расставлять акценты, создавать ощущение ритма и движения, выделять те или иные фигуры. На стене ли, на полотне, на дереве или на пергаменте, музыка красных тонов всегда получается более богатой смыслами, более ритмичной и звучной, чем у других цветов.»
И конечно красный цвет - это цвет Рождества. цвет радости и праздника!
«Рождество, праздник, наступающий вскоре после зимнего солнцестояния, в хроматическом отношении представляет собой сочетание зеленого (елка), белого (снег) и красного (Санта-Клаус, он же Дед Мороз).»
Также в европейской традиции красный цвет является цветом оперы и театра (особенно в сочетании с золотом).
В более современной культуре красный цвет широко используется, как предупреждение об опасности - это дорожные знаки, оградительные ленты и сигналы.
«Таков сегодня парадокс красного, который перестал быть нашим любимым цветом, которого все меньше в нашей повседневной жизни, который во многих областях уступает место синему или зеленому, но вместе с тем обладает более мощным символическим потенциалом, чем все прочие цвета. Странная судьба для цвета, пришедшего к нам из такой глубокой древности, несущего в себе столько смыслов, породившего столько легенд, столько грез! Но, быть может, его долгая история уже стала неподъемной для наших современных обществ, уставших от неверия в собственные ценности и каждый день поворачивающихся спиной к своему прошлому, своим мифам, символам и цветам?» - заканчивает историю красного цвета Мишель Пастуро.
В интерьере красный цвет используется реже, в основном это цвет акцентов и аксессуаров. Отчасти это связано с психологической реакцией человека на красный цвет, как сигнал опасности или предупреждения.
Но, также силу воздействия красного цвета можно использовать для повышения жизненной силы и активизации внутренней энергии. Здесь важно учитывать Ваши личные отношения с красным цветом - что Вы чувствуете при контакте с этим цветом? Вам нравится красный цвет в одежде, макияже? Вы используете красный цвет в декоре - красные салфетки и скатерть на праздник, красные подушки на мягкой мебели или красный диван?
Историю меняющейся популярности красного цвета в XXI веке мы можем проследить по каталогам IKEA: