Найти в Дзене
Барабанщиков Кирилл

Проблемы нового Положения о местной организации Всероссийского общества слепых

Оглавление

Всем привет! Сегодня мне хотелось бы поговорить о Всероссийском обществе слепых вот в каком контексте.

Еще в апреле от аппарата управления ВОС мне поступило предложение принять участие вместе с другими юристами в разработке положения о местной организации ВОС. Я с большим удовольствием принял это предложение и включился в работу над проектом.

ВОС под лупой
ВОС под лупой

Сразу же хочу поблагодарить всех, кто участвовал в этой работе, за открытый диалог, за конструктивную критику, за настойчивость и вовлеченность в работу.

Я упущу долгий процесс непосредственно разработки проекта положения, в ходе которого обсуждались различные формулировки и предложения, а также критические замечания. Мы собирались несколько раз в формате видеоконференции с сотрудниками аппарата управления ВОС, чтобы обсудить самые сложные и спорные моменты в тексте положения о местных организациях ВОС.

В итоге, разработанный нами проект с достаточно серьезными правками со стороны аппарата управления ВОС был утвержден членами Центрального Правления ВОС и размещен на официальном сайте ВОС в разделе «Основные нормативные акты ВОС».

Именно об этих правках, инициаторами которых были сотрудники аппарата управления ВОС, речь и пойдет ниже, так как я с ними категорически не согласен, а одна из них, на мой взгляд, является вредной и опасной для общества слепых.

Кроме этого, в тексте положения есть и другие юридические неточности, которые попали в итоговый вариант, но они не носят принципиального значения, поэтому про них я писать не буду, а то и так статья получилась большой.

Если вы согласны с моими доводами, приведенными ниже, прошу вас распространить данную статью среди активных и неравнодушных членов ВОС. Чем больше людей будет знать и понимать происходящее, тем легче нам будет исправлять ошибки, которые руководство ВОС совершает сегодня. Все в наших руках, а выборы, которые должны состояться в 2026 г., не за горами.

Кто желает обсудить эту статью, добро пожаловать в мой telegram канал.

1. Обесценивание голосов рядовых членов ВОС

Как вы знаете, высшим руководящим органом любой общественной организации, в том числе и местной организации ВОС, является общее собрание ее членов или конференция.

Решением конференции МО ВОС избирается коллегиальный орган управления МО ВОС – бюро МО ВОС, председатель МО ВОС, председатель контрольно-ревизионной комиссии МО ВОС и ее члены. Кроме того, на конференции избираются делегаты для участия в конференции региональной организации ВОС.

Для того чтобы провести конференцию, необходимо избрать делегатов по заранее определенной норме представительства. В обществе слепых делегатов на конференцию местной организации избирают на общих собраниях групп.

В итоге, каждый делегат на конференции представляет интересы определенного числа членов. Голосуя за то или иное решение, делегат должен, в первую очередь, исходить из интересов представляемых им членов ВОС, а не из своих собственных.

Таким образом, исходя из принципа равноправия, мы можем однозначно сказать, что голос каждого члена ВОС, вне зависимости от занимаемой должности, является равным. А для того, чтобы принять участие в конференции, необходимо получить поддержку от членов ВОС на собрании в группах.

В новой редакции положения это равноправие решили поправить.

Так, согласно пункту 6.13, делегатами конференции по должности, помимо утвержденной нормы представительства, являются действующие председатель МО ВОС, председатель контрольно-ревизионной комиссии МО или лица исполняющие обязанности соответствующего председателя.

Ни в предыдущей редакции положения о МО ВОС, ни в предложенном нами проекте такой нормы не было.

И вот теперь нам предлагают, что кроме избранных членами ВОС делегатов, в работе конференции МО ВОС без процедуры предварительного избрания будут принимать участие и голосовать по всем вопросам действующий председатель МО ВОС и председатель контрольно-ревизионной комиссии МО ВОС.

Такая формулировка противоречит нормам действующего законодательства, в частности нормам Конституции РФ (ст. 19) и положениям Федерального закона N 82-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (ч. 2 ст. 6). Об этом мы неоднократно сообщали представителям аппарата управления ВОС.

Но аргумент с их стороны был достаточно весомый: практически идентичная формулировка, за исключением фразы «…или лица исполняющие обязанности соответствующего председателя», содержится в новой редакции Устава ВОС, который был зарегистрирован Министерством юстиции РФ.

Оставим юридический момент на совести сотрудников Министерства Юстиции. Меня больше интересует другой аспект.

Я повторюсь, так как это важно, что каждый делегат на конференции является лицом, представляющим интересы определенного количества членов. А чьи интересы представляет действующий председатель МО ВОС и председатель КРК?

Можем ли мы в этом случае поставить знак равно между голосом избранного делегата и делегата, которого не избирали и не наделяли правом представлять интересы?

Конечно, не можем. Эти голоса не равны между собой. Да, председатель был избран на предыдущей конференции большинством голосов. Но срок его полномочий истек, да и за 5 лет отношение к нему со стороны членов организации могло поменяться.

И вот теперь, не спрашивая людей, председатель местной организации и председатель контрольно-ревизионной комиссии будут участвовать в конференции в обход предварительного избрания на собраниях в группах.

К сожалению, в обществе слепых люди и так очень неохотно принимают участие в жизни организации, не ходят на собрания, не выдвигают свои кандидатуры. Дошло до того, что председателям местных организаций сложно собрать необходимое количество членов группы, чтобы избрать делегатов на конференцию.

А потом люди удивляются, а почему в ВОС все так плохо. А ответ простой, потому что общественная организация - это, в первую очередь, мы с вами – члены ВОС. Именно от нашей с вами активности зависит судьба общества слепых, а не от ее руководящих органов, которые мы избираем.

Именно мы с вами должны ставить задачи перед выборными органами и оказывать им всестороннюю поддержку в решении поставленных задач. А если избранные лица не способны их решить, то у нас есть возможность досрочно прекратить их полномочия и избрать других.

И вместо того, чтобы стимулировать активное участие членов ВОС в выборах, аппарат управления ВОС, а затем и Центральное правление ВОС, принимают абсолютно противоположенное решение.

2. Предприятия ВОС и местные организации

В предложенной нами редакции положения о МО ВОС была абсолютно новая статья, посвященная вопросам взаимодействия местных организаций с предприятиями ВОС, на которых работают инвалиды по зрению – члены ВОС.

Однако статью эту удалили, даже после внесения в нее определенных изменений по просьбе аппарата управления ВОС.

Привожу удаленную статью целиком, чтобы вы не тратили время на поиск первоначальной редакции положения.

«Статья 5. Взаимодействие МО ВОС с хозяйственными обществами ВОС
5.1. МО ВОС в отношении с хозяйственными обществами, учредителем (участником) которых является ВОС (далее хозяйственные общества ВОС) для достижения целей, приведенных в п.2.3 ст. 2 настоящего Положения, вправе:
5.1.1. Обращаться в Наблюдательные советы хозяйственных обществ ВОС по вопросам, затрагивающим права и интересы работающих на предприятиях членов МО ВОС – инвалидов по зрению.
5.1.2. По согласованию с руководством хозяйственных обществ ВОС может заслушивать на заседаниях Бюро МО ВОС, собраниях (конференциях) МО ВОС информацию работников хозяйственных обществ по вопросам, касающимся трудоустройства, загрузки, организации труда инвалидов по зрению, техники безопасности и по другим вопросам, касающимся социальной защиты работающих инвалидов по зрению. Принимать по ним предложения и рекомендации в адрес руководства хозяйственных обществ ВОС.
5.2. Председатель МО ВОС подлежит включению в наблюдательный совет хозяйственного общества ВОС с правом решающего голоса, расположенного на территории муниципального образования, в границах которого осуществляет свою деятельность МО ВОС».

Введение в документ данной статьи продиктовано необходимостью создания новых инструментов контроля над деятельностью предприятий ВОС. Местные организации должны иметь больше прав для влияния на решения руководства предприятий, на которых работают члены МО ВОС.

Конечно, мне хотелось бы создать условия не просто для контроля над деятельностью предприятий ВОС, которые сегодня находятся в очень сложном положении, а создать механизм взаимной поддержки.

В рамках такого механизма руководство предприятия действовало бы более открыто, а актив местной организации, владея полной и достоверной информацией о состоянии дел на предприятии, получил бы возможность вносить на обсуждения конструктивные предложения.

При этом предложения должны быть обсуждены как в рамках предприятия, так и на заседании наблюдательного совета.

Безусловно, это не поможет предприятиям одномоментно выйти из кризиса, в котором они находятся сегодня. Однако это позволит сделать работу предприятий более открытой и привлечь к решению сложных задач всех заинтересованных членов ВОС.

3. Вопросы финансирования деятельности местных организаций

Одним из самых сложных вопросов в деятельности местных организаций ВОС является вопрос финансировании проведения реабилитационных мероприятий.

Сегодня перед председателями местных организаций стоит вопрос, а где брать деньги на выполнение задач, закрепленных за ними основными нормативными документами ВОС (Устав ВОС и Положение о МО ВОС).

Тех денег, которые доводятся до МО ВОС из бюджета ВОС через региональные организации ВОС, недостаточно.

Остается один вариант - привлекать ресурсы, в том числе и финансовые, со стороны. Это и поиск благотворителей, и участие с проектами в различных конкурсах.

Есть еще один вариант – это использование внутренних ресурсов ВОС. Речь идет о перераспределении средств, получаемых от сдачи в аренду площадей. Эти деньги должны приносить реальную пользу членам ВОС, а не покрывать убытки от неэффективных решений руководства предприятий. Но сегодня речь не об этом…

В самой первой редакции проекта положения о местной организации ВОС мы предложили включить в него следующие формулировки:

«6.2. При формировании бюджета МО ВОС на очередной финансовый период РО ВОС необходимо учитывать численность членов МО ВОС на последнюю отчетную дату.
6.3. Объем финансирования МО ВОС, в том числе размер оплаты труда работников МО ВОС, должен напрямую зависеть от численности МО ВОС».

Эта формулировка вызвала вопросы, часть из которых была обоснована. В частности, численность местных организаций, как единственный критерий определения объема финансирования, не всегда является объективным показателем.

Россия – огромная страна с разной плотностью населения. Если в центральной части России население живет плотно и есть много городов с большим количеством населения, то в отдаленных частях страны такой плотности нет, да и население там намного меньше.

Таким образом, мы не можем добиться одинаковой численности местной организации в Казане с населением чуть больше одного миллиона человек и в Сусумане, где проживает около четырех с половиной тысяч человек.

При этом проблему все равно нужно решать, так как финансирование местных организаций не может быть на одном уровне по всей России.

Для этого следует разработать критерии, исходя из которых можно построить максимально объективные показатели, на основании которых формировать бюджеты и заработные платы работников.

Например, такими критериями, кроме численности, могут быть:

1. Наличие в населенном пункте общественного транспорта.

В зависимости от видов общественного транспорта увеличивается и объем работы. Чем разнообразнее общественный транспорт, тем больше усилий следует приложить для обеспечения доступности общественного транспорта и транспортной инфраструктуры.

2. Наличие на территории деятельности местной организации ВОС предприятия ВОС.

3. Соотношение численности населенного пункта с численностью местной организации.

4. Плотность населения.

5. Обеспеченность общественным транспортом удаленных групп, расположенных в населенных пунктах с низкой плотностью населения.

В итоге, мы согласовали пункт про финансирование местных организаций в следующей редакции:

«6.2. Бюджет МО ВОС на очередной финансовый период, в том числе в части объема расходных обязательств на оплату труда работников МО ВОС, формируется РО ВОС с учетом правил, утвержденных Центральным правлением ВОС».

Объективно включить в текст положения о местной организации критерии и правила формирования бюджета местной организации было бы неверно, поэтому решили сделать эту норму отсылочной.

К сожалению, из итоговой редакции положения о местной организации эта норма также исчезла.

Эта норма должна была остаться, чтобы аппарат управления ВОС и центральное правление не забывали про этот вопрос и начали его решение.

Но они подумали иначе.

4. Без подписи секретаря решения бюро ничтожны

Согласно новому положению о местной организации, пункт 8.4, для ведения заседания бюро МО из состава бюро МО избирается председательствующий.

Чувствуете, что чего-то в приведенной выше формулировке не хватает? А не хватает в ней секретаря, который должен избираться на заседании бюро местной организации.

Не смотря на то, что в ходе обсуждения данного пункта неоднократно было обращено внимание на необходимость избрания не только председательствующего, но и секретаря заседания бюро в итоговой редакции предложения так и не были учтены.

Между тем, такая формулировка не соответствует требованиям законодательства и открывает путь к ничтожности всех решений, принимаемых на заседании бюро, проведенных без избрания секретаря.

Я не буду углубляться в юридические дебри по этому вопросу, отмечу лишь следующее.

Протокол, подписанный только председательствующим бюро, не имеет юридической силы, а значит, ничтожен.

В том случае, если протокол подпишет секретарь местной организации, который не является членом избранного бюро, то подпись эта также не имеет юридической силы.

В итоге, мы получаем ситуацию, когда протокол будет подписан лишь одним человеком - председательствующим, что не соответствует нормам Гражданского кодекса РФ (пункт 3 статьи 181.2).

Это грубейшее нарушение законодательства, которое может привести к достаточно серьезным последствиям. Но мы имеем то, что имеем.

Спасибо всем тем, кто дочитал эту статью до конца. Если вы разделяете мои мысли, поделитесь статьей со знакомыми членами ВОС.