Найти тему
Газета Четверг

Мастер без Маргариты

Что удалось и что не удалось в первой омской постановке культового романа

7 октября в Омском драматическом театре «Галёрка» состоялось открытие 33-го театрального сезона и премьера спектакля «Мастер и Маргарита» по знаменитому роману Михаила Булгакова.

Бесконечная история

Произведение Булгакова, в котором соединились и мистицизм, и блестящая сатира, и почти мелодраматическая история любви, привлекает многих режиссёров. Спектакли и фильмы по нему исчисляются десятками. В Омске это первая постановка, что, конечно, вызвало повышенный интерес к спектаклю ещё задолго до его появления.

– Роман всегда актуален, он настолько многослоен, что каждый момент меняющейся жизни можно найти в нём: что-то и про вчера, и про сегодня, и про завтра, – говорит режиссёр-постановщик Егор Витько. – Мы не делали эпическое полотно, это история более локальная, она касается лишь главных героев. Все линии объединены темой художника и его бессмертия. Как художник может войти в вечность? Только благодаря своему искусству, своему таланту. И если смотреть шире, то, конечно, это разговор о том, зачем человек приходит в мир, о его миссии творца, о том, чему он служит – правде или лжи.

Надо заметить, постановки булгаковского романа в полной мере не удаются никогда. Тут лишь вопрос в том, насколько получилось приблизиться к сути первоисточника. Кажется, что всё написано так ясно, вкусно, объёмно. Просто следуй за автором, переноси на сцену (экран) эти образы, ситуации, реплики, и будет тебе успех. Ан нет – не выходит. Поэтому и сейчас, конечно, удалось не всё. Например, Маргарита у Натальи Сухоносовой осталась, увы, лишь иллюстративным образом. Самое эффектное в этой роли – знаменитый полёт, для которого актриса освоила цирковую лебёдку.

А вот Мастер и Иешуа Га-Ноцри (прототипом последнего, как известно, послужил Иисус Христос) в исполнении Евгения Власова – безусловная удача. Назначение одного актёра на обе роли закономерно. Мы видим тут путь творца в двух разных масштабах, и Власов достоверен в каждом из них.

– Герои родственны по своему характеру, они оба проходят через какие-то катастрофические страдания, и один из них обретает свет, другой – покой, – говорит постановщик.

Вообще сцена с Иешуа и Понтием Пилатом (Павел Кондрашин) – лучшая в спектакле. Жаль, что она не получает развития. Понятно, что причиной тому ограничение по времени. Спектакль и так идёт три с половиной часа, хотя в него не вошло многое из романа. В частности, события в Театре «Варьете» – одна из трёх главных тем. При этом неоправданные длинноты ещё остаются, и хотелось бы посоветовать подстегнуть темп.

-2

Воланд и компания

Художнику-постановщику Светлане Пузырёвой тоже досталась непростая задача. Как признаётся Светлана, ей приходилось долго изучать каждую ремарку. В результате получилась небытовая сценография, где любое место действия намечается лишь какими-то акцентами, символами. Зато задействованы различные технические системы: вращающийся круг, люк, суперзанавес, проекция. Костюмы несколько эклектичны. Как и вся сцена бала у Воланда, которая обретает сейчас не столько инфернальную, сколько сюрреалистическую окраску: некоторые персонажи словно сошли с полотен Сальвадора Дали. А сам Воланд в сияющих доспехах напоминает здесь скорее Кощея Бессмертного.

Персонаж, воплощённый Сергеем Дряхловым, до конца остаётся загадкой. Это странный, противоречивый повелитель тьмы, который «хочет зла, но вечно совершает благо» и в котором больше человеческого, чем потустороннего. Всё это есть и у Булгакова, однако хотелось бы чуть больше определённости, потому что иногда кажется, что актёр сам не до конца осознаёт, кого или что он играет.

Иронический флёр спектаклю придаёт пёстрая свита мессира: этакая бесовская гопота, внезапно оказывающаяся настоящей мафией. Стоит отметить прекрасную работу Дмитрия Цепкина, который совершенно неузнаваем в роли вечно ёрничающего, говорящего фальцетом Коровьева-Фагота. И у Сергея Климова в актёрской палитре находятся новые, неожиданные краски для его Азазелло. Играть кота Бегемота, облачаясь в меховой костюм, словно на детском утреннике, неблагодарное дело. Но Денису Артееву удаётся точно срисовать узнаваемые кошачьи повадки: его Бегемот постоянно путается у кого-то под ногами и млеет, когда его чешут за ухом. Конечно, отдельное «браво» Анастасии Загоруй (Гелла) – за прекрасный вокал.

В плане творческих попаданий и непопаданий спектакль балансирует где-то на средней отметке, так сказать, пятьдесят на пятьдесят. Однако, помня, что гнаться за зримым воплощением булгаковского романа всё равно что за компанией Воланда по Патриаршим (что-то важное постоянно ускользает), это можно признать удовлетворительным результатом.

-3

Эльвира КАДЫРОВА.

Фото предоставлены Театром «Галёрка».

Кстати

* Бюджет спектакля «Мастер и Маргарита» превысил три миллиона рублей.

* Режиссёр Егор Витько обязал исполнителя роли Иешуа Евгения Власова прочитать Евангелие, прежде чем актёр начнёт репетировать.

А в это время

В Ростовском академическом театре драмы имени Максима Горького прошёл VII Всероссийский театральный фестиваль «Русская комедия». В рамках конкурсной программы театр «Галёрка» представил спектакль «Женитьба Белугина» по Александру Островскому в постановке Владимира Витько.

В фестивале также приняли участие театры из Москвы, Оренбурга, Астрахани, Саратова, Нижнего Новгорода, Смоленска, Перми, Ставрополя и другие. Председателем жюри стал народный артист России Александр Домогаров.

Спектакль «Женитьба Белугина» получил высокую оценку комиссии и зрителей, а коллектив по решению жюри завоевал следующие награды: диплом «За лучшую мужскую роль» получил Дмитрий Цепкин, диплом «За лучшую мужскую роль второго плана» – Павел Кондрашин, дипломы «За лучшую женскую роль второго плана» – Светлана Романова и Екатерина Вельяминова.