Так ли прост закрытый ящик?

2,8K прочитали
Вернемся к сабостроению в целом, и к ЗЯ в частности. Мы уже поняли, что его можно использовать для разной музыки, а вот как - попробуем разобраться сейчас.

Вернемся к сабостроению в целом, и к ЗЯ в частности. Мы уже поняли, что его можно использовать для разной музыки, а вот как - попробуем разобраться сейчас.

Многие считают, что это очень простое оформление, просто «ящик без дырки, чё его делать?»

Однако, это не так, и в проектировании ЗЯ есть масса нюансов.

Освежим в памяти: ЗЯ применяют тогда, когда важней качество баса, чем его количество. Когда нужен точный, быстрый, правильный, аккуратный бас. Хотя мы уже разобрали, что в определенных случаях и количество баса мы можем с помощью ЗЯ получить. Но это так, ремарка.

А вот как это все получить?

Для начала, надо знать, подойдет ли динамик в ЗЯ. Смотрим на его параметры Тиля-Смолла. Нам важно соотношение Fs/Qts.

Если оно в пределах 40-60, то динамик с высокой долей вероятности подойдет для ЗЯ. Это не догма, но хороший ориентир. Не просто по одному параметру Qts, вы помните.

Далее начинаем моделировать. Вводим размер ящика из вилки (на фото 2), и смотрим на параметр Qtc (добротность в оформлении).

Вилки для расчета ЗЯ
Вилки для расчета ЗЯ

Стараемся держать его в районе 0,707

Это считается идеально добротностью. Если сделать ее меньше, то бас будет более детальным, но более рыхлым, расплывчатый, может подгуживать на низах.

Если сделать Qtc выше 0,707, то мы рискуем получить колотушку, с горбом в районе 50-60Гц, и сабвуфер будет гудеть на верхнем басе, и даже в зоне стыка с мидбасом.

Вернемся к сабостроению в целом, и к ЗЯ в частности. Мы уже поняли, что его можно использовать для разной музыки, а вот как - попробуем разобраться сейчас.-3

В то же время, мы может отклоняться от идеальной добротности, делая сабы с добротностью в пределах 0,65-0,75

В каких случаях?

Это зависит от музыки. Есть еще ряд причин, но о них мы пока не будем.

Так вот, если мы случаем музыку с неспешным, но артикулированным, детальным басом, например симфоническую, камерную, органную, то низкодобротный саб (не ниже 0,65) нам вполне подойдет.

Вернемся к сабостроению в целом, и к ЗЯ в частности. Мы уже поняли, что его можно использовать для разной музыки, а вот как - попробуем разобраться сейчас.-4

Если же наша музыка подразумевает быстрый, четкий, упругий и довольно высокий бас, то мы вполне может сделать саб слегка поджатым, с добротностью до 0,75

И правда, инфра нам в этом случае не нужна, а вот скорость очень даже да, нужна. И такой поджатый саб это то, что придаст музыке динамики, драйва, напористости.

Тут важно не перепутать свои задачи, иначе может получиться что-то ровно наоборот. Вместо глубины — колотушка, вместо драйва — противная размазня.

Как видите, закрытый ящик оказался совсем не прост. Скажу еще, что, например, на трениге по сабостроению, занятие по ЗЯ длилось у нас около 3 часов.

Неплохо для «простого оформления» 😉

Ну и освоить это "простое" оформление, и еще 11 других, тоже "простых", вы сможете на тренинге сабостроителей, который начнется 6 декабря. Так что поторапливайтесь, и вливайтесь в новый, 27 по счету, поток тут:

https://caraudioschool.ru/ts27/early.php

Увидимся!