Найти тему
Ваши Новости

Почему Шойгу вдруг заговорил о «грязной бомбе», а Кириенко о «народной войне»?

Вчера всплыла «грязная бомба». По всей видимости, атомная. На официальном уровне. Что можно вполне трактовать в том духе, что мир на какую-то долю шага – четверть, треть? – стал ближе к глобальному военному конфликту.

По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, Украина готовит «грязную бомбу». Об этом во время телефонного разговора Шойгу рассказал своему французскому коллеге Себастьяну Лекорню: «Шойгу довел до французского коллеги свои озабоченности по поводу возможных провокаций со стороны Украины с применением “грязной бомбы”», – рапортует оборонное ведомство РФ.

После этого Сергей Кужугетович провел еще три телефонных разговора: с министрами обороны Турции, Великобритании и США. И в каждом из них повторил этот message.

На следующий день, то есть сегодня, повестку подхватил спикер Госдумы Вячеслав Володин: «Киевский режим поручил ученым-атомщикам создать “грязную бомбу”. Продолжает обстрелы критической инфраструктуры атомных электростанций – Запорожской и Курской, провоцируя гуманитарную катастрофу», – написал он в своем телеграм-канале.

Однако если Сергей Кужугетович просто констатировал определенный message (судя по сообщениям как Минобороны РФ, так и тех, с главами которых Шойгу провел телефонные разговоры, никаких доказательств, подтверждающих эту информацию, приведено не было), то Вячеслав Викторович методом исторической аналогии тут же нашел виновных. Ими оказались Штаты. Впрочем, от прямых обвинений Володин все же воздержался, ограничившись косвенными. «20 лет назад Вашингтон распространил информацию, что террористы “Аль-Каиды”* во главе с Усамой бен Ладеном получили доступ к радиоактивным веществам и планируют создать “грязную бомбу”, способную заразить радиацией значительную территорию. Угроза теракта в США и Европе с применением такой бомбы существовала вплоть до 2011 года, пока Усама бен Ладен не был уничтожен. Методы ядерного террора не меняются: какими были у Усамы бен Ладена, такими остались и у Зеленского», – пояснил он, добавив, что «президент США и главы европейских государств, оказывая финансовую и военную помощь режиму Зеленского, становятся спонсорами и пособниками ядерного терроризма».

Заявление Володина после того, как спикер Госдумы обмишурился с «азовцами»* (они, по его словам, не подлежали обмену, который, как мы все прекрасно знаем, состоялся и в количественном отношении не в пользу РФ – 215 на 55), можно было бы вообще не брать во внимание. Однако после предупреждения Шойгу сразу аж четырем иностранным министрам – пост Володина выглядит уже несколько в ином свете: в качестве закрепления официальной позиции.

Отсюда вопрос: неужели действительно ждать атомного взрыва? Не исключено. И весь вопрос только в том – с какой стороны?

Сценарий первый: Украина шандарахнет атомной бомбой по России. Ну это маловероятно, потому что ни в тактическом, ни в стратегическом планах это ей ничего не даст. Россия ответит своим ядерным оружием, после чего о существовании Украины можно будет забыть.

Сценарий второй: Украина взорвет сию бомбу на своей же территории, обвинив в этом Россию. Надо признаться, Банковой это весьма выгодно. Если удастся все хорошо выстроить, то следующим шагом будет вмешательство США в военный конфликт (будет, конечно, очень жарко, зато все решится довольно быстро – за несколько дней).

Сценарий третий: РФ готовит такую бомбу, чтобы взорвать ее на территории Украины и выдать это за проделки Зеленского и США. С одной стороны, удар будет нанесен как бы неофициально, что теоретически снимает с РФ ответственность, с другой – и США, и Украина будут знать, что это сделала Россия – предупредила, что за этим может последовать.

Но почему тогда не нанести этот удар открыто – поводов-то предостаточно, <Роскомнадзор>, как-никак?

Не слишком выгодно, с точки зрения внутренней аудитории: при вступлении в войну США это может выйти боком касательно общественного настроения. А при таком раскладе патриотический настрой должен зашкаливать. Логика очевидна.

Но зачем это понадобилось Кремлю, почему эту замаскированную угрозу Шойгу артикулировал именно сейчас (если, разумеется, предположить, что сценарий № 3 как-то бьется с истинным положением вещей)?

Ну тут все очень просто: это следует рассматривать как ответ РФ на явно недружественные действия США, а говоря точнее, на прямую угрозу вмешательства в «украинский конфликт».

На днях стало известно, что на территорию Румынии была переброшена 101-я воздушно-десантная дивизия армии США. Как уточняет американский телеканал СBS, 4 700 солдат. Элитных солдат. Лучших из лучших. По словам командующего одной из бригад Эдвина Маттаидесса, американские десантники находятся ближе к украинской территории, чем любые другие силы США, и «готовы пересечь границу с Украиной» в случае эскалации боевых действий или нападения на НАТО.

«Мы приближаемся к тому, что я назвал идеальным штормом на прошлом заседании. Достаточно посмотреть, с какими силами сейчас Россия входит на Украину. Когда вы видите, что американцы прислали свое абсолютно самое лучшее подразделение в мире, а это 101-я воздушно-десантная дивизия, привезли ее в Румынию в нескольких километрах от границы с Украиной, тогда вам становится ясно, что нас ждет, дойдет ли до прямого столкновения или нет», – так прокомментировал сложившуюся конъюнктуру президент Сербии Александр Вучич, выступая на заседании ЦК Сербской прогрессивной партии.

Тем самым подчеркнув всю опасность ситуации.

И, разумеется, в Кремле это тоже хорошо понимают. И конфликт с США – пусть и на территории Украины – явно не входит в его планы. А чем еще ответить, как не угрозой применения ядерного удара, но так, чтобы это не выглядело попыткой эскалации со стороны РФ?

Ответ очевиден: его и озвучил Шойгу, дав понять, что в случае вступления американских десантников в конфликт Россия задействует ядерное оружие. Но задействует его таким образом, чтобы для внутренней аудитории было впечатление, что это провокация со стороны Украины. Таким образом в случае уже эскалации военных действий с США (и, возможно, НАТО или какой другой военной коалиции) СВО плавно перешла в новый статус. Строго по Кириенко: «Россия всегда выигрывала любую войну, если эта война становилась народной. Так было всегда. Мы обязательно выиграем и эту войну: и «горячую», и экономическую, и ту самую психологическую, информационную войну, которая ведется против нас. Но для этого необходимо, чтобы это была именно народная война, чтобы каждый человек чувствовал свою сопричастность», – как заявил первый замглавы АП, выступая на Всероссийском форуме классных руководителей (и эти его слова даже при всем желании не получается выбросить из контекста, созданного заявлением Шойгу).

И да, медленно, но верно ситуация идет к «народной войне». Стороны продолжают поднимать ставки. И хоть пока вероятность того, что Штаты напрямую вступят в конфликт, невелика, если смотреть, как разворачиваются события, такого сценария исключать нельзя. Если уж Шойгу (если мое предположение справедливо) намекает на «грязную бомбу». То есть на оружие «последнего (ну или предпоследнего) довода». Впрочем, вполне можно предположить, что, кроме всего прочего, это самое поднятие ставок является таким своеобразным искусственным нагнетанием, чтобы выйти из него путем переговоров (как бы взаимное полуприглашение-полупринуждение). Не зря же некоторые эксперты делают ставку на ближайший саммит «Большой двадцатки»…

*террористические организации, запрещенные в РФ

Алексей Мошков