Найти тему
Капучино для души

Как работают принципы

«У каждого человека есть принципы, и они базируются на ценностях этого самого человека», – вещал любимый психолог Оксаны из интернета.

–Ага, на ценностях, как бы не так! Вот я помню свою однокурсницу, с которой мы ходили по магазинам вместо занятий в институте. Она подходила к дверям одной модной лавки и говорила: «В этот бутик мы не пойдем из принципа». Потом проходила несколько метров и декларировала, как поэт на площади перед толпой зевак: «А в этот из принципа зайдем!» И мы ходили по магазинам из какого-то понятного только ей принципа, смешно. А уж какие ценности были у этой прогульщицы, которая вылетела с первого курса института, вообще загадка природы.

Вспоминая эту трагикомедию двадцатилетней давности, Оксана решила посвятить день наблюдению за людьми и их принципами. «Это такая игра», – подумала любительница психологии. Она иногда позволяла себе анализировать поведение и поступки других людей и где-то в глубине души воображала себя психоаналитиком, где-то очень глубоко.

Оксана уже месяц жила в деревне с Константином. Она занималась хозяйством, пока ее благоверный занимался бизнесом. Хозяйством в доме занималась Ирина Аркадьевна, помощница, которая по совместительству была какой-то очень далекой родственницей. Она кардинально отличалась от всех работниц по дому, которых когда-либо встречала Оксана. Ирина Аркадьевна в прошлом была музейным работником и имела статус интеллигентной и аккуратной дамы не совсем преклонного возраста. Костик называл ее в шутку «домоправительницей». Оксана любила поболтать с ней об искусстве, творчестве и вообще о ситуации в стране и на деревне. Ирина Аркадьевна начала работать у Кости, когда он только приехал в родной поселок. Он был мужчиной одиноким, и она предложила свою помощь по хозяйству. За несколько лет они прекрасно спелись: домоправительница изучила гастрономические пристрастия Костика и готовила его любимые супы и салаты, иногда пекла вкусные пироги и регулярно наводила чистоту в доме и в саду.

Когда Костик привел в дом Оксану, Ирина Аркадьевна думала, что ей придется покинуть любимое место работы, но новая хозяйка предложила ей остаться.

– Оксана, здесь не хватает стула, – заботливо заместила домоправительница.

– Я как раз хотела у вас спросить про него. Эти стулья Костик покупал здесь в поселке в каком-то местном магазине. Видимо, он покупал поштучно, сколько считал нужным, а сейчас надо бы докупить еще парочку. Где их можно найти?

– Ты знаешь, именно такие стулья, деревянные с льняной обивкой, я видела в магазине «Черный фрегат», там у них два отдела: хозяйственный и мебельный.

Принцип «бери и делай» заставил Оксану сделать вылазку в тамошний мебельно-хозяйственный супермаркет с экзотическим названием. В предвкушении удачных покупок она открыла дверь загадочного магазина, и-и-и! ее взгляду предстала картина «Мы тут недавно переехали, поэтому товар еще красиво не расставили». Все валялось по разным углам и даже посредине помещения. Логика в расстановке товара отсутствовала напрочь. Товар жил по принципу «найди меня, если сможешь».

В помещении гулял сквозняк вместо покупателей. Две тумбочки в меховых жилетках стояли возле кассы и увлеченно сплетничали.

– Был один нормальный неженатый мужик у нас на поселке, и того городская увела. Где справедливость? Как жить дальше? – жаловалась одна другой.

Они обе ненавидели покупателей и работали по принципу совдеповского магазина: «если хочешь у нас что-то купить, то сначала заслужи».

– Здравствуйте, это магазин? – неуверенно спросила Оксана.

– Да, – рявкнула продавщица, у которой на правой груди болтался бейдж «Снежана».

– А стулья у вас продаются? – с еще большим сомнением поинтересовалась покупательница.

– Вон там остатки, новых давно не завозили, – показала нерадивая Снежана рукой в левый угол помещения.

– Вы мне покажете, что у вас осталось?

– Смотрите сами, – недовольно фыркнула продавщица.

У Оксаны вспыхнуло желание покинуть негостеприимный магазин, но она его погасила и проследовала в указанном направлении, где валялись стулья и какие-то плакаты и карты. «Какое странное сочетание ассортимента», – подумала Оксана. Она была не из тех людей, которые пасовали при первых трудностях, поэтому начала сама перебирать товар в поисках нужного стула.

– Это она, та городская, которая нашего Костика увела, – услышала Оксана шепот за спиной.

– Тихо ты, тут слышимость хорошая, – прошипела вторая дама с бейджем «Николетта».

«Интересно, на что надеются родители, когда простым деревенским детям дают такие экстравагантные имена? – размышляла Оксана. – Или они действуют по принципу: «как корабль назовешь так он и поплывет»?

Она перешагивала через пыльные коробки, переставляла какие-то полки и – о, чудо! – нашла нужный стул. Он стоял одиноко в самом углу, накрытый политической картой мира, поэтому покупатели его видеть не могли в принципе. Ценника на нем не было, пришлось еще раз побеспокоить недовольную Снежану.

– Подскажите, пожалуйста, сколько стоит этот стул? – вежливо обратилась Оксана к нервной продавщице.

– Там нет ценника? Сейчас посмотрю в базе, – прошипела она и утонула в компьютере.

– Этот стул я, вообще-то, сама хотела купить, – неожиданно встряла в разговор Николетта. – Точно, я и забыла про него! Он как раз моему сыну подойдет, за рабочим столом уроки делать.

«Интересно, она этот стул раньше видела? – усмехнулась про себя Оксана. – Да и для ребенка он не подходит совсем».

– Цены на этот стул в базе нет. Наверное, он к нам попал как пересортица, – победоносно заявила Снежана.

– И! Как я могу его купить? – не понимала Оксана.

– А пока никак! – слишком торжественным тоном заявила Снежана. – Надо ждать, пока наш менеджер придет, скажет нам цену и внесет эту опцию в базу.

– А телефона у этого менеджера нет? – не отступала покупательница.

– Есть, но я звонить ему не буду, – промычала продавщица.

– Почему? Ведь можно этот вопрос решить быстро и эффективно: позвонить и узнать стоимость, – настаивала Оксана.

– Не буду я ему звонить, хотите – идите сами и спрашивайте. Он сейчас работает в другом магазине на соседней улице.

Оксана от такого сервиса выпала в осадок. Ей показалось, что она перенеслась в эпоху Советского Союза. В магазине не было ни одного покупателя, обе продавщицы хамили по полной программе, продавать товар не хотели, словно рыночная экономика до сих пор не дошла до их сознания. Они как будто спрятали товар от потенциальных визитеров и продавали что-то из-под полы. «Они что, не от продаж, что ли, получают зарплату?» – недоумевала Оксана. Она решила, что обязательно дойдет до менеджера, хотя бы потому, что очень хочет высказать свое мнение по поводу сервиса в этом, с позволения сказать, магазине.

Менеджер и правда заправлял продажами неподалеку. Ярая покупательница нашла его легко и тут же приступила к жалобам на персонал, но он остановил ее:

– По персоналу – это не ко мне, это к собственнику магазина, я за их работу не отвечаю, только по поводу товара могу помочь.

– Хорошо, – сдалась Оксана, – сколько стоит стул в углу, где карты и плакаты разные валяются? Там ценника нет, а эти два суперпродавца отказались продать мне его и почему-то упорно не хотели звонит вам.

– Я не могу объяснить их действия, это все к собственнику магазина, – пожал плечами менеджер. – Сейчас стоимость найдем, и я позвоню им.

Он сделал это мгновенно: заглянул в компьютер, нашел цену, сообщил ее покупательнице и набрал номер телефона Снежаны. Та, в свою очередь, сообщила, что стул уже продан: дескать, его купила Николетта, вторая продавщица этого магазина. Оксана не могла поверить своим ушам: действие принципа «Ни себе ни людям» было налицо. Две «милашки» настолько возненавидели вежливую и безобидную Оксану, что сработали даже в убыток себе. Менеджеру она высказала все, что думала об их сервисе и о расстановке товара в магазине и пошла домой.

По дороге неудачная покупательница размышляла о принципах разных людей и о том, как они работают. Вот, например, принцип «куплю ненужный мне стул, только чтобы он тебе не достался» приведет свою хозяйку к чему? К богатству и процветанию? Или к нищете и злословию?

Настроение у Оксаны упало ниже некуда, и в своем психоанализе она ушла в такие дебри, что не дай бог, даже опытному психологу.

Когда Костя пришел на обед, она ему в красках рассказала о своих похождениях и сделала вывод, что в магазин с романтичным названием больше никогда не пойдет: «Они не любят клиентов».

– Они там себя-то через день любят, а ты про клиентов, – с иронией заметил Константин. – Вот тебе адрес другого магазина. Там нормальная продавщица. Сходи после обеда, она поможет тебе купить все, что надо и не надо, – усмехнулся он.

Оксана пришла по адресу, который порекомендовал муж. Там не было пафосных названий, магазин назывался коротко и просто: «Мебель», и у продавщицы было простое русское имя: Татьяна. Она мило улыбнулась и спросила:

– Чем могу помочь?

«Какой хороший магазин!» – обрадовалась Оксана. Было впечатление, что она на машине времени вернулась из советского прошлого в настоящее и была несказанно этому рада. Татьяна явно работала по принципу: «клиент всегда прав». Она с удовольствием показала весь товар, а когда покупательница не нашла нужного стула, предложила посмотреть каталоги. Там они отыскали все, что нужно, и даже больше, заказали товар. Татьяна явно любила работу и была на своем месте.

Шкала настроения у Оксаны стремительно поползла вверх, и она поняла, что и в провинции рыночная экономика свой след оставила. Кроме того, Татьяна жила по принципу: «у меня в жизни и так все хорошо, а если я тебе помогу, то будет еще лучше», и этот факт не мог не радовать опытную покупательницу.

Оксана шла и размышляла о специфике работы магазинов в провинции.

Вечером она поделилась с мужем своими впечатлениями от шопинга, особенно ее впечатлила девушка с простым русским именем:

– Сразу видно, что Татьяна в мебельном – профессионал!

– Хозяин магазина «Мебель» платит своим работникам по принципу «чем больше продали, тем больше получили», поэтому они заинтересованы в покупателях, и эта Танечка иногда зарабатывает больше директора магазина, она у них лучший продавец.

– Вообще-то, это логично в условиях рынка, – парировала Оксана. – А хозяин «Черного фрегата» не в курсе, что прибыль магазина зависит от активности его сотрудников? – задала она риторический вопрос.

– Там другая проблема. Он на работу набрал родственников и теперь от этого страдает, а они пользуются ситуацией и нагло халявничают: не продвигают продажи и тормозят его бизнес. Он пренебрег главным принципом бизнесменов: «родственников и друзей на работу не брать».

Оксана подводила итоги своим наблюдениям в качестве психоаналитика. Вывод напрашивался сам собой: принципы одних людей выносят их вверх, как добрые дельфины спасают тонущих людей в океане, помогают им держаться на плаву; другие люди страдают от собственных принципов, они их топят и забирают последние глотки воздуха, как зубастые акулы, которые по своей природе могут только уничтожать и разрушать.

Что там говорила психологиня про то, откуда берутся эти принципы? Ага, они базируются на ценностях, которые и составляют ядро человеческой личности, и они у каждого свои. То есть ценность у Танечки из мебельного магазина – отзывчивость, и отсюда ее убеждение, что людям надо помогать, и принцип – «всем клиентам подобрать нужный вариант», и это автоматически делает ее хорошим специалистом в своем деле, со всеми вытекающими материальными бонусами.

«Как же глубоко закопаны причины многих необъяснимых на первый взгляд поступков», – сделала открытие Оксана.

P. S. Еще больше интересных рассказов о жизни деревенских жителей и не только в сборнике рассказов:

Зарисовки из жизни селянки