Найти в Дзене
В дневнике написано

Автомобильные гонки в Российской империи

В этом году один из этапов Формулы-1 должен был пройти в Санкт-Петербурге. Спустя больше 100 лет главный автомобильный чемпионат мог вернуться в Северную столицу. Рассказываем как в 1913 году в России прошел один из этапов гран-при. Выставка международных достижений автопрома Главным событием в 1913 в мире машин должна была стать IV Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге. Основные мероприятия проходили на Манежной площади: в комплексе зданий Михайловского манежа, в Казачьем манеже, во временных павильонах. Выставка была приурочена к юбилейным торжествам «Российского автомобильного общества» и входила в список мероприятий празднования 300-летия царствования дома Романовых. Целью выставки было заявлено знакомство всех слоев русского общества с современным положением дел в автомобилестроении России и мире. На выставке были представлены множество экспонатов, начиная от шин и топливных материалов, и заканчивая готовыми авто. Что примечательно, в тот год в Россию приехало мн
Оглавление

В этом году один из этапов Формулы-1 должен был пройти в Санкт-Петербурге. Спустя больше 100 лет главный автомобильный чемпионат мог вернуться в Северную столицу. Рассказываем как в 1913 году в России прошел один из этапов гран-при.

Выставка международных достижений автопрома

Главным событием в 1913 в мире машин должна была стать IV Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге. Основные мероприятия проходили на Манежной площади: в комплексе зданий Михайловского манежа, в Казачьем манеже, во временных павильонах. Выставка была приурочена к юбилейным торжествам «Российского автомобильного общества» и входила в список мероприятий празднования 300-летия царствования дома Романовых. Целью выставки было заявлено знакомство всех слоев русского общества с современным положением дел в автомобилестроении России и мире.

На выставке были представлены множество экспонатов, начиная от шин и топливных материалов, и заканчивая готовыми авто. Что примечательно, в тот год в Россию приехало множество известных и по сей день брендов: Ауди, Роллс-Ройс, Рено, Пежо, и даже еще не объеденные марки Мерседес и Бенц. Российский автопром представлял Русско-балтийский вагонный завод. Вообще к слову у российских участников было не все очень хорошо с неймингом: Завод «Треугольник», Товарищество «Проводник», «Петербургская фабрика П.Д. Яковлева», «И.П. Пузырев».

Рекламный плакат
Рекламный плакат

Оргкомитет выставки принял принципиальное решение поощрить производителей грузовых, специализированных и сельскохозяйственных машин. Только автомобили этих групп удостоились медалей и дипломов. Из отечественных компаний награды получили два производителя лодочных моторов: акционерное общество «Андрэ и Розенквист» из Або и завод «Альфа» из Гельсингфорса (ныне Хельсинки).

Первая гонка в Империи

Кульминацией выставки стала 30 километровая гонка. Трасса проходила между Красным Селом, Лиговым и станцией Александрово. В заезде должны были принять участие 21 экипаж. Но на старт вышло лишь 18 машин. Но во время второго круга начался сильный дождь, что вызвало большие проблемы для маленьких автомобилей. Во время гонки с дистанции сошла половина участников.

Главными российскими представителями были Суворин на Benz 29/60PS, Иванов на Russo-Baltique C24/58 и Эффрон на Vauxhall A. Кроме общей классификации было ещё два зачёта — средняя скорость на каждом круге (выиграл Гребенщиков, вторым был Дюрей и третьим — Риетти), а также зачёт двигателей, который был основан на таких показателях, как масса автомобиля, средняя скорость, количество цилиндров, диаметр цилиндра и ход (выиграл Дюрей, второй — Иванов и третий — Нотомб).

Иванов на российском авто Russo-Baltique
Иванов на российском авто Russo-Baltique

На своей Russo-Baltique C24/58 Иванов поставил абсолютный рекорд скорости для российских автомобилей: 14 мая 1913 года — 143,4 км/ч на расстоянии одной версты, хотя она была значительно меньше, чем новый абсолютный русский рекорд Франца Хорнера в том же году на его Benz — 202,1 км/ч. Рекорд последнего оставался непревзойденным до 1952 года. А победу одержал российский гонщик Георгий Суворин.

Финиш победителя гонки Суворина
Финиш победителя гонки Суворина
Итоговая таблица
Итоговая таблица

Послушать выпуски с воспоминаниями людей о событиях прошлого можно здесь

Им удалось спастись во время расстрела царской семьи
В дневнике написано 17 октября 2022
Как оскорбляли чувства в Российской империи
В дневнике написано 2 октября 2022