Найти тему
О Москве нескучно

Бережковская: от места для рыбалки до крупной промышленной набережной Москвы

Оглавление

Откуда взялось название набережной? Куда подевалась церковь, которая стояла на месте фонтана у Киевского вокзала? Как немецкий коммерсант поплатился за свою скупость во время наводнения 1908 года? Когда с Бережковской исчезла дореволюционная застройка, и почему сейчас тут очень мало жилых домов? А также - почему раньше здесь были так развиты троллейбусные маршруты? И какой набережная стала в наше время? Об этом и не только расскажу сегодня.

Рыбное место

Бережковкая набережная имеет немалую длину (2,7 км). Несмотря на это она весьма редко становится предметом исследования специалистов. Конечно, здесь не происходило так же много захватывающих событий, как на центральных набережных столицы. Однако #история этих мест довольно интересна. Здесь есть о чём рассказать. Итак, дорога вдоль Москвы-реки пролегает от Бородинского моста до Третьего кольца. Потом набережная становится Воробьёвским шоссе. Когда-то по нему ездили в одноимённое село.

Название "Бережковская" возникло по патриаршей рыбачьей слободе "на Бережках", которая существовала в 16-17 веках. Таким образом, наименование скорее всего связано с одной из форм слова "берег". Действительно, поселение находилось у современного Бородинского моста. Жители этих земель ловили рыбу и поставляли её к царскому столу. Центром слободы была церковь Тихвинской иконы Божьей Матери. В годы СССР храм сначала закрыли, а затем снесли. Во многих источниках пишут, что случилось это в начале 1960-х. Однако, например, на снимках предыдущего десятилетия церкви уже нет. Сейчас на её месте находится фонтан, который открыли в 2002-м. Конструкция стала частью сквера перед Киевским вокзалом.

Сама слобода перестала существовать ещё в 18 веке. После того, как столицу перенесли в Петербург, здешняя рыба уже не была нужна государеву двору. В конце того же столетия большинство местных жителей превратились в крестьян. Некоторые смогли перейти в мещанское сословие. Их потомки позже владели почти всеми землями Красного луга, который располагался чуть западнее бывшей слободы. К 19 веку его участки в основном переделали под огороды. Малоэтажная дореволюционная застройка сохранялась вдоль набережной в некоторых местах почти до конца 1950-х годов. Например, между Бородинским мостом и Киевским вокзалом.

Скупой платит дважды

Железнодорожная станция оказала немалое влияние на Бережковскую набережную. После её появления в 1899 году, южнее, то есть ближе к Воробьёвскому шоссе, построили товарные склады. Их использовали в основном для нужд вокзала. Интересно, что продолжалось это довольно долго: вплоть до середины 1950-х годов. Также в дореволюционные времена по соседству расположился Дорогомиловский химический завод. В конце 1940-х его перевели в другое место, чтобы воздух вдоль Москвы-реки стал чище.

Освободившиеся помещения решили использовать для производств, связанных с пластиком. Предприятие до сих пор существует и называется МИПП-НПО "Пластик". О старом химическом заводе напоминает лишь наименование Дома культуры для работников. Ещё одним заметным предприятием дореволюционных времён был сахарный завод "Генер и Ко". Он "прославился" тем, что во время сильнейшего наводнения 1908 года лишился почти всей продукции.

Владельцы посчитали, что сумма за перевозку сахара в безопасное место сильно завышена (4 тысячи рублей). Для тех времён, конечно, не мало. Однако в итоге решивший сэкономить господин Генер потерял 7 млн. Тогда это были космические деньги. Содержимое почти всех мешков сахара смыло в Москву-реку. Зато один из корпусов фабрики сохранился аж до 1950-х годов. Именно в том десятилетии началась масштабная перестройка набережной.

От вокзала до Университета

Хотя первые шаги предприняли ещё в середине 1930-х. Набережная приобрела гранитные берега. Тут появилась заасфальтированная широкая дорога и электрическое освещение. В 1938 году здесь началось движение троллейбусов. Первым маршрутом был №4 от Киевского вокзала до киностудии "Мосфильм". Через пару месяцев его продлили до Октябрьской площади через Калужскую заставу. В начале 1940-х этот номер троллейбуса перестал ездить по Бережковской набережной. Его маршрут потом ещё неоднократно менялся.

Большинство, наверняка, запомнили другие троллейбусы: №34 ("Киевский вокзал - метро "Юго-Западная") и №17 ("Киевский вокзал - Озёрная улица"). Первый появился на Бережковской набережной в 1960 году, но тогда его маршрут был намного короче. До "Юго-Западной" он стал ездить лишь в 1970-м. А 17-й троллейбус пустили в 1967 году. Сначала он следовал от "Лужников" до Озёрной улицы, а по прошествии 23 лет обрёл привычный маршрут.

Столь бурное развитие троллейбуса связано с тем, что когда в 1953 году появился Главный корпус МГУ, Бережковская набережная должна была стать широкой и комфортной магистралью. Чтобы по ней быстро и удобно добираться до самого известного ВУЗа страны. Нельзя не упомянуть и про ещё одно важное предприятие на набережной: ТЭЦ-12. Её построили в 1930-х годах и назвали "Фрунзенской". Сейчас она по-прежнему работает.

Едва живая

Как вы могли заметить, основа Бережковской набережной - это, скорее, нежилая застройка. Многоквартирных домов здесь мало. Первым из них появился тот, что имеет №14. Его возвели в 1939 году по проекту архитектора Андрея Бурова. В этом здании жил писатель Аркадий Стругацкий. Через 16 лет появился огромный дом №12. Здание проектировали зодчие Игорь Кастель и Трифон Заикин. Последний, кстати, является автором высотного панельного дома на ножках. Он располагается на проспекте Мира (184к2).

Кроме вышеупомянутых сооружений, есть три здания более позднего периода (№4, 8 и 10). Их возводили в середине 1960-х. Поэтому внешний облик двух последних номеров ничем особенным не выделяется. А вот 4-й дом имеет интересные балконные секции. Везде написано, что здание сделали по индивидуальному проекту. По крайней мере, потолки там в квартирах высотой 3 метра. Остальные сооружения на Бережковской набережной промышленные или административные. Из тех, что я ещё не упоминал, можно сказать про Госархив и Роспатент.

В 2020 году с Бережковской набережной, как и со всех московских улиц, исчезли троллейбусы. Их заменили на автобусы. В остальном это по-прежнему широкая магистраль с двусторонним движением. По ней можно быстро добраться от Киевского вокзала до Воробьёвых гор или более отдалённых юго-западных районов Москвы.

Бережковская набережная в районе ТЭЦ-12, 2018. Яндекс.Панорамы.
Бережковская набережная в районе ТЭЦ-12, 2018. Яндекс.Панорамы.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!