Найти тему
Андрей Филинов

Вселенная Ефима Честнякова

В Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике открыта постоянно-действующая экспозиция удивительного художника Ефима Честнякова (1874-1961)

Русский художник, работавший в стиле псевдонаивного искусства,писатель ,скульптор, создатель детского театра в своей родной деревне Шаблово в творчестве своем создал неповторимую, густонаселенную удивительными персонажами и сказочными событиями вселенную.

«У вас талант. Вы идете своей дорогой, я вас испорчу. Это огонь, это уже ничем не остановишь» ( И.Е.Репин)

Меня поразило его творчество

Старик в белом
Старик в белом

Это живописное полотно несколько выбивается из его творческой манеры. Но далее он нашел свой абсолютно неповторимый и оригинальный стиль.

Слушают гусли
Слушают гусли

Вот население его мира слушает гусли - все пространство полотна заполнено лицам детей, взрослых, стариков. И сразу видно - гусляр нашел свою благодарную аудиторию. Гусляр слепой, но он видит многое. Его песнь о красоте грустна:

Прости, прости меня, муза,
Весёлая, девственная...
Уж не будешь ты брызгать
Миллиардами искр и огней,
Юмора и радостей жизни...
На челе моём печать -
Мудрости и страданий.
Буду призывать красоту...
(Ефим Честняков)

На этой картине уже не один гусляр поет - здесь все общество участвует в старинном русском обряде коляды. Художник дополняет свои картины поясняющими текстами. Здесь он в левом верхнем углу:

Во первом-то терему - это месяц ясный
—Сидит сам господин —Дорофей Федотович.
Во втором-то терему Это солнце ясное
Сидит сама госпожа —Одария Трифоновна.
А в третьем-то терему —Как цветочки во саду,
Малы деточки, Ясны звездочки
(Е. Честняков)

Картину можно разглядывать часами. И увидеть здесь всю жизнь крестьянской вселенной: уборка зерна, выпас скотины, праздники. домашний скот, домашние духи — Лизун, Кикимора и Суседушко-домоведушко.

Здесь убогим подают
И сироточкам приют

Щедрое яблоко
Щедрое яблоко

Эта картина - иллюстрация к сказке Честнякова "Чудесное яблоко". Найденное дедом огромных размеров яблоко смогли перевезти из леса в деревню только тогда, когда впряглась в ондарец (телегу для перевозки сена) вся крестьянская семья.

"Вся деревня наелись, похваливают: такого-де дива не слыхивали. И ели дедушко и бабушка, мужик и баба и ихние ребята – парнёки и девоньки… Кушали сырым, и печеным, и в киселе, и перемерзлым, когда пришли холода. Соседям всем завсегда давали, особенно кто захворает. И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христова дня".
(Ефим Честняков "Чудесное яблоко" сказка)

Крестьянские дети
Крестьянские дети

Крестьянские дети во вселенной Честнякова - ангельские существа

Дети светлые -
В сияньях майских...
Сны заветные -
В эфирах райских...
И песня нежная -
Детей прелестных...
Краса безбрежная -
Картин чудесных...
(Ефим Честняков)

Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка

В свое детском театре Честняков ставил пьесу с участием этих героев национального фольклора. Картины свои он использовал и в качестве декораций к постановкам.

Ведение невесты из бани
Ведение невесты из бани

Сельские свадьбы у нас проводились чаще осенью-зимой. Когда кончались работы в поле. На Покров. Это был настоящий "церемониал": «сговоры» или «просватки», обряд «рукобития», "смотрины". Перед самой свадьбой у невесты проходил «девишник» (единственное, что сохранилось по сей день - правда сегодня это не прощание с девичьей красой, а веселая попойка без мужиков) и уже накануне свадьбы - «обряд омовения невесты в бане». Вот об этом повествует картина. Невеста под покровом - чтоб не сглазили.

Это самая масштабная работа художника. К ней он периодически возвращался, дополняя постоянно картину воображаемой гармонии. Эту гармонию он видел в сельском укладе. И город всеобщего благоденствия больше похож на ту же деревню. Место любви и процветания, дружбы сословий и поколений.

Вход в город всеобщего благоденствия
Вход в город всеобщего благоденствия

Такое название этой картине дал не сам художник, а исследователи его творчества. Все его картины перекликаются друг с другом и сюжетно и смыслово.

«Что за непонятное, странное шествие тут изображено?.. в детской зачарованности, неторопливой чередой продвигается к незримой цели в основном босоногий народец… Передние теснясь и робея, спускаются в подземелье… Какие чудеса ждут их впереди?.. Наверное — немалые! Даже вверху, на земле, так много всего чудесного, диковинного!.. Стоят поодаль от идущих людей, златокудрые толстощёкие птицы-сирины, важные, вроде бы принимающие парад. Возле них две пухлые русалки трубят в большие трубы, должно быть, торжественно возвещая о начале большого праздника или о каком-то важном для всего народа, радостном событии… Что это? Некий Сон, запечатлённый художником на холсте?.. Все тут исполнено тайны, все недоступное разумению не посвященного в эту тайну человека…».
Вячеслав Шапошников, искусствовед

Эта картина в значительной степени повторяет принципы русской житийной иконописи - здесь и пространственное, и временное движение по созданному художником миру.

Еще немного работ художника

Спасибо за внимание!