Найти тему

Негимназическая история

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Тëмкины родители очень хотели в первый класс. И не в простой, а гимназический. Сам семилетний Артём тоже ждал 1 сентября. Но он просто хотел в школу. Гимназия она или нет, ему было неважно. Мальчик просто понимал, что становится взрослее. А ещё он твёрдо знал, что будет учиться на одни пятёрки. Родители тоже знали, что сын будет отличником. Их мальчик такой смышлёный. В два года он знал все марки автомобилей, в четыре читал газеты и считал до тысячи, а английский! Столько предметов он может назвать иностранными словами! Ну что ему делать в простой школе? Кому первому пришла мысль о гимназии Ира и Михаил, родители Тëмы, позже тщетно пытались выяснить, тихо ругаясь на кухне, но сейчас в первый сентябрьский день, они везли своего сына по пробкам через весь город в гимназию их мечты.

После торжественной линейки, где довольные первоклассники были в центре внимания, первого звонка, знакомства с учительницей и прочих приятностей, Артём, сказал, встречающим его родителям:

- Мам, пап, а нам сказали, что завтра тоже надо приходить.

Это не было разочарованием. Малыш и завтра ожидал праздника, возможно более весёлого, чем сегодня. Ведь учительница сказала, что дети узнают много нового.

Много нового узнавали всей семьёй. Так случилось, что Ира и Миша, да и сам Тëмка не страдали гиперамбициозностью. Они не понимали, что знания английских слов и умения читать недостаточно, чтобы быть гимназистом. Здесь необходимо в полной мере обладать такими качествами как целеустремлённость и самоотверженная готовность учиться.

У современного первоклассника, а особенно гимназиста, очень тяжёлая жизнь. Резкий переход от беззаботного дошкольного ничегонеделания к учёбе не всем даётся просто. Сочетание «трудолюбивый, целеустремлённый семилетка и самоотверженные амбициозные родители», в хорошем смысле слова, является идеальным, но довольно редким. Тёмкина семья оказалась, мягко говоря, негимназической.

Поняли они это не сразу. Сначала все рьяно взялись за учёбу. В первом классе родителями выполнялись различные проекты по всем предметам. Ирина всё время звонила своему деду, преподавателю истории ещё в той, советской школе. Разговоры с ним проходили сложно. Дед всегда начинал с теории.

-Ира, что такое проект? Каковы его стадии? - вопрошал методически подкованный дед.

-Дедушка, какие стадии? Мне надо материал об озере Байкал найти и переписать. А потом наклеить на ватман. Это стенгазета будет.

-Ира, а что именно о Байкале ты будешь переписывать? Тебя интересует животный мир или растительный?

- Да всё подряд!

-Но Артёму в классе ведь объясняли.

-Артём, что именно о Байкале писать?

- Не знаю, сказали просто проект...

Михаил отвечал за математику и английский. Кто учился в советской начальной школе помнит это приятное домашнее задание по математике, его любили больше, чем по русскому: четыре примера и задача. Учителя новой школы взяли из советского прошлого самое лучшее- задачу! И добавили ещё одну, плюс десять примеров, желательно подлиннее. Знаете, таких, в которых встречаются все четыре арифметических действия и скобки в скобках. Их, как правило, нужно было решить штук по двенадцать. Где-то на шестом Артём тупел и седьмой ему никак не давался. Михаил дорешивал за сына всё, что осталось и тот автоматически переписывал папины примеры в тетрадь.

Самым непредсказуемо сложным оказался английский. Его было много, можно сказать до Луны. Из-за него все ложились спать после полуночи. А когда сил не хватало, приходилось вставать в 6 утра и до семи заниматься.

Никто в семье не жаловался. Знали, куда шли. Родители очень уважали своего сына. Артём любил маму и папу, он помнил, что стал взрослым и не хотел их огорчать. Мальчик старался изо всех сил. Но не всегда дотягивал до заветной пятёрки. Он безропотно ходил в школу. На крыльце грустно улыбался и тихо говорил: мама, я тебя люблю. Ира смахивала слезу, ехала на работу и очень не хотела вечером идти домой. И Михаил не хотел. Там ждали уроки. Тёмке было всё- равно. Уроки в его жизни были круглосуточно. Их даже на каникулы задавали.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

В глазах Иры и Миши успешные одноклассники сына и более успешные старшеклассники гимназии выглядели настоящими героями, проявившими чудеса воли, мужества и усидчивости, обладавшими прекрасной памятью и высокими умственными способностями. Так оно и было, в то время, как их сынишка оказался заурядным первоклашкой, старательным, но не выдающимся.

Все трое с завистью смотрели на соседского Димку, ровесника Артёма, который учился в обычной школе рядом с домом. Тот успевал после школы ходить в футбольную секцию, драмкружок, погонять на велосипеде во дворе и вовремя лечь спать. Уроки он делал почти сам. Почти, потому что проекты никто не отменял и в обычной школе. Здесь, конечно, родители подключались. Причём, Дима учился очень хорошо. И в школу ходил с удовольствием. Учительницу свою любил, говорил, что она у них добрая, но бывает справедливо строгая.

Один раз во втором классе Артём принёс домой текст на английском языке. К завтрашнему уроку надо выучить его наизусть. Рядовая ситуация. Такой обычный текст, на простом английском... три листа А-4. А ещё какие уроки? А! Математика 4 номера, русский язык 2 упражнения, литературное чтение - пересказать, составить план... И тут Ира поняла, что её ребёнок не вундеркинд. И она тоже хочет жить. Завтра же надо поговорить с Димкиной мамой и узнать всё про ближайшую школу. Глубокой ночью, когда наконец-то все легли в кровати, Ира с Мишей мечтали, что они будут вставать на час позже, спокойно завтракать. Тёмка сам побежит в школу, они помашут ему из окна. А после работы вечером можно будет сериал посмотреть. А в субботу спать долго-долго, а вечером пойти всей семьёй, например, в цирк! И Тема будет радоваться и хохотать, хохотать! О переводе сына из гимназии в обычную школу первой заговорила Ирина. Она сказала, что любит сына, мужа, деда, хочет прожить с ними долгую счастливую жизнь, считает Артёма самым лучшим ребёнком в мире и что ей нет никакой разницы в какой школе он будет учиться. Её любовь к своему малышу никуда не исчезнет. Миша поцеловал жену в макушку и сказал, что тоже всех любит, и что надо подумать. Думать пришлось не долго. На следующий день, придя из школы, Артём спросил у Иры:

- Мама, а кто такие даунята?

-Почему ты это спрашиваешь, сынок, - напряглась Ирина.

Оказалось, что учительница по английскому сегодня начала урок словами: «Ну, что, здравствуйте, ребята-даунята!»

Ирина тут же позвонила мужу и попросила его заехать после работы в гимназию и забрать Тёмины документы. Просто забрать без комментариев. Объяснять, что солнечные дети добрее и человечнее некоторых учителей и то, как низко можно пасть, получив хоть временную, но власть над тридцатью несмышлёными ребятишками, здесь нет смысла, да и не хочется. Что это: эйблизм, нетерпимость, компенсация собственных недостатков? Но в любом случае не может быть, а Ира была в этом уверена, чтобы весь педагогический коллектив и администрация гимназии не чувствовали ту гниль, которая пожирает их учебное заведение.

***

Артём пошёл первый раз во второй класс новой школы в середине января. Жизнь семьи стала налаживаться. Ира, Миша и Тёма узнали, что в стране снимают кино и проводятся футбольные матчи. А ещё Артём записался в школьный драмкружок, где они с соседом Димкой разучивали стихи и даже прозу. Оценки в дневнике сына радовали родителей. И появилось время на лыжные прогулки с любимым дедом! Супруги стали думать о втором ребёнке. Где-то в марте Ирину вызвали в школу. Волнуясь, она пошла на встречу с новой учительницей Артёма. Не зря волновалась. Нет, Артём хорошо учится, никого не обижает. Но, почему восьмилетний мальчик не выходит побегать по школьному коридору на перемене, а сидит за партой сложа руки? Когда новая учительница спросила Артёма, что же он не идёт побегать и попрыгать со всеми, мальчик ответил, что им в той школе не разрешали… Потом выяснилось, что и в продлёнке, которую там должны были посещать все дети, тоже не разрешали. Дети всегда сидели за партами, сидели 8 часов! Новая учительница предложила всем вместе возвращать Артёму детство. Ира шла домой и плакала. Материнское сердце сжималось в комок от жалости к Артëмке и от злости на себя. Ради чего она сама обрекла своего ребёнка на полтора года мучений? Ради родительских амбиций? Но амбиции эти оказались недоделанными. Их хватило только для «похвалиться перед друзьями и сослуживцами». Они с мужем не были готовы к обучению в школе, а тем более в гимназии. То, что Тёму взяли в это престижное заведение, вскружило им голову и, забыв о ребёнке, сделав его объектом обучения и своей гордости, учились, учились, учились и учили, не желая понимать, что происходит в гимназии, а самое главное, в душе сына! Им было некогда: проекты, тексты, другие задания, и чтобы не хуже, чем у других родителей.

***

С тех пор прошло много лет. Позади выпускной, экзамены, переживания поступит-не поступит. Поступил! У Иры и Михаила в этом сентябре двойной праздник. Артём пошёл первый раз в Университет. Он студент факультета иностранных языков. А их дочка Катюша пошла в первый класс. В школу во дворе.

P.S. Дорогие читатели! События, описанные в этом рассказе, абсолютно правдивы. Это история одной конкретной семьи. Поэтому моей целью не было очернить все гимназии страны и умалить достоинства тех талантливых и целеустремлённых детей, обучающихся в них.