Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог, Рафаэль Санти... Что объединяет этих великих художников? Не буду мучить вас, все они ушли из жизни в 37 лет. Да, таковы превратности судьбы!
Друзья! Сегодня наше внимание будет сосредоточено на одном из залов Нового Эрмитажа, зала под номером 229. Название зала связано с именем итальянского художника, яркого представителя искусства эпохи Высокого Возрождения. И имя этого гения - Рафаэль Санти... Рафаэль, наравне с Микеланджело и Леонардо да Винчи, входил в тройку великих мастеров эпохи Возрождения...
Зал Рафаэля представляет большой интерес для любителей искусства эпохи Возрождения. И причина такого внимания к этому залу лежит на поверхности, здесь представлены две выдающиеся картины Рафаэля: "Мадонна Конестабиле", написанная в 1504 году и "Святое Семейство", 1505-1506. Современник Леонардо да Винчи, Рафаэль, был признанный мастер написания картин мадонн с младенцем.
Рафаэль после себя оставил большое количество своих работ, это был плодовитый художник. Однако, к большому сожалению, в России работ великого мастера всего две, и обе они хранятся в Эрмитаже, и обе они были написаны раньше, чем знаменитая "Сикстинская мадонна", представленная в галерее немецкого Дрездена. "Мадонна Конестабиле" была написана, когда художнику было всего 20 лет!
Интересная судьба картины "Мадонна Конестабиле". Название картины закрепилось за последним владельцем графом Конестабиле. Полотно было приобретено русским императором Александром II в подарок своей супруге императрице Марии Александровне. После её смерти, по завещанию, живописное произведение передано в музей. Картина небольшая, выполнена в форме круга, диаметром около 18см. Ценна не только сама картина, а и ее оригинальная позолоченная рама...
Вторая картина художника называется "Святое Семейство", второе ее название "Мадонна с безбородым Иосифом". На картине, помимо Девы Марии и младенца Иисуса, изображен старик, Иосиф Обручник (по Новому Завету - Новому обручённый муж Пресвятой Богородицы), а дело в том, что изображение Иосифа без бороды редкое зрелище, отсюда и второе название картины... Осталось добавить, что "Святое Семейство" - один из "долгожителей" музея, по указу Екатерины II живописное полотно, в числе многих других, было приобретено для Императорского Эрмитажа в 1773 году у наследников француза Луи Антуана Кроза (генерал-лейтенант при Людовике XV, большой любитель живописи).
Предваряет зал Рафаэля небольшая комната с настенными фресками школы Рафаэля, это зал №230. Но, будучи в Эрмитаже в 2021 году, я эти шедевры не застал, стены зияли пустотой, проводилась реставрация фресок. Более подробно об этом можно узнать на сайте "The Art Newspaper Russia".
А вот работа великого Микеланджело Буонарроти стояла на месте, это скульптура "Скорчившийся мальчик". Кстати, это единственная подлинная работа скульптора в России. Один только штрих о творческом гение Микеланджело, в 12 лет он написал картину "Терзания святого Антония",
которая и в наши дни считается самой дорогой из всех детских работ среди художников всех времен и народов...
Мраморная скульптура мальчика высотой 54см изготовлена великим мастером в 1530-1534 годах. Принадлежало изваяние флорентийским правителям, семье Медичи, затем ею владел финансист, директор Британского банка и антиквар Лайд Браун. У него, в 1785 году, работу Микеланджело приобрела русская императрица Екатерина II.
При правлении Николая I Зал фресок школы Рафаэля входил в анфиладу камерных интерьеров Нового Эрмитажа, где располагались небольшие по размерам картины, позже в этом зале появились фрески, выполненные учениками великого живописца.
А теперь немного о зале Рафаэля, его обстановке и отделке. Декор и наполнение помещения посвящены искусству эпохи Возрождения, это ярко выражено в мотивах и сюжетах росписи стен и потолка, применявшихся в античной культуре: это и крылатые сфинксы, кариатиды, медальоны, листья растений, чаще всего виноградная лоза. И как во времена эпохи Ренессанса орнаменты и узоры выполнены в форме вертикальных и горизонтальных линий...
У Зала Рафаэля есть еще одно название - Зал Майолики. Дело в том, что в стенах этого помещения выставлена большая коллекция итальянской майолики эпохи Возрождения, когда на протяжении XV – XVI веков искусство майолики достигло наивысшего расцвета.
Коллекция итальянской майолики Эрмитажа формировалась давно, первые поступления датируются XVIII веком, хранилось собрание майолики Императорского Эрмитажа в "Галерее драгоценностей". Стоит отметить одно событие, в 1885 году произошло существенное пополнение фонда музея. Русский император Александр III выделил средства на приобретение большого собрания антиквариата у страстного собирателя старины, русского дипломата Александра Петровича Базилевского.
Со времен возникновения, майолика ценились очень высоко, порой не уступая в цене изделиям из драгоценных металлов. Искусство майолики превратило керамические емкости для принятия пищи и воды из утилитарных изделий в произведения расписного искусства. Сегодня коллекция итальянской майолики Эрмитажа считается одной из крупнейших в стране и в мире.
Экспонаты из майолики хранятся в закрытых шкафах, расставленных по периметру зала и в центре зала, в специальных столиках, которые, по-моему мнению, в свою очередь, сами являются произведением столярного искусства из-за оригинальных резных ножек в виде крылатых львов. Такие столики мы уже встречали, например, в зале №304 "Золотая гостиная". Красота необыкновенная! Впечатляет!
Помимо картин Рафаэля и майолики экспозиция зала включает в себя две шпалеры, одна из Фландрии XVI века авторства Перино дель Вага "Аполлон и знаки Зодиака". Её можно видеть на нижнем снимке, и вторая роспись на картоне для шпалеры "Шествие с быками и слонами" работы ученика Рафаэля Джулио Романо.
Немного подробнее о Джулио Романо. Годы жизни 1499 - 1546гг. Он был учеником и последователем великого художника как в живописи, так и в архитектуре. По завещанию Рафаэля, Романо возглавил мастерскую гения, завершил начатые мастером работы. Перешел на собственные заказы, со временем ушел из мастерской Рафаэля. Стал придворным художником Федерико II Гонзага, первого герцога Мантуи, исторического государства Италии, находившееся под властью Священной Римской империи. Основал свою мастерскую и оставил после себя много своих учеников... На нижнем снимке, на заднем фоне картон для шпалеры "Шествие с быками и слонами" Джулио Романо.
Друзья! Сегодня мы соприкоснулись с великим искусством эпохи Возрождения! Надеюсь, вам понравилось. Впереди новые публикации, не пропустите, подписывайтесь на канал! До новых встреч!
Другие публикации о залах Государственного Эрмитажа здесь: ЭРМИТАЖ