Найти в Дзене
Губерния

Русские завлекут вас в сердцевину их огромного государства...Война глазами врача армии Наполеона

-Вас много, вы вначале будете победоносны, но русские завлекут вас в сердцевину их огромного государства, и когда вы станете слабее, и вам придётся бороться с морозом и нуждой, лишь тогда начнут русские войну серьёзно. Вам придётся затратить много сил, чтобы выбраться оттуда и лишь немногие вернутся обратно. - престарелый пастор говорил странные вещи молодому военному врачу Ульриху.

Победный февраль. Наполеон в 1814 году. Худ. Ж-Л.Э.Мейсонье
Победный февраль. Наполеон в 1814 году. Худ. Ж-Л.Э.Мейсонье

Генрих-Ульрих-Людвиг Роос отправился с великой армией Наполеона завоёвывать бедно-населённую страну. Ему казалось нелепым слушать речи старого поляка, когда перед глазами стояло невиданное зрелище: при чудной летней июньской погоде, прибывшие в Остроленку полки, могли любоваться величественной картиной - представители народов всей Европы, численностью в 40 тысяч человек, в красивых красных мундирах, под несмолкаемые звуки музыки и сигнальных труб, командные крики стояли на огромном поле. Ну, какое поражение? Обозы с провиантом, медикаментами и в большом количестве стада рогатого скота и овец. Отличная обеспеченность войск, опытные командиры вполне достаточная сила для победы, пусть и огромного, государства!

Ульриху, как, впрочем и большинству представителей Великой армии, Россия казалось отсталой, нищей территорией. Тем удивительнее было для них встретить, перейдя через реку Неман, больший порядок и лучший, нежели в Польше: хорошая столбовая дорога, порядок в верстовых и путевых столбах и шлагбаумах, добротные дома, красивые барские усадьбы. Русской армии они не встречали. Настроение прекрасное!

Переход через Неман 12 июня 1812 года. Гравюра. И.С.Клаубер
Переход через Неман 12 июня 1812 года. Гравюра. И.С.Клаубер

И все же для такой огромной армии невозможно везти с собой провиант для лошадей. Сена и овса не хватало, а зелёная трава и зерно мало подходили для рациона. От недостатка продовольствия стала страдать и армия. Началась повальная дизентерия.

Еще в Вильне и Полоцке Ульрих мог закупать необходимые лекарства. Но чем глубже в страну проникала Великая армия, тем опустошённее становилось вокруг: крестьяне поджигали дома и уходили в лес. Русские уничтожали мосты через реки, жгли склады с зерном. Всё, что могло послужить Великой армии и не могло быть взято, ликвидировалось. При нехватке лекарств много солдат умирало.

Стычки с казаками прибавляли работы Ульриху. Однажды они преследовали большой отряд русской кавалерии, думали, что будет бой, но обошлось, отряд русских отступил.

Непрерывные переходы, палящий зной днём и непривычно холодные ночи постепенно истощали армию Наполеона. Рогатый скот, идущий за армией, не был приспособлен к длительным походам и начал гибнуть от переутомления.

Можно было легко понять в каком лагере находишься: лагерь русских указывал на хорошее состояние здоровья, в то время как у французов находили доказательства того, что люди и лошади страдали поносом.

Многие теперь не одобряли этой войны, предвидели её ужасные последствия. Коллега Ульриха, борясь с обманутыми ожиданиями и болезнью, сделал то, что и многие другие - перерезал себе горло кривым хирургическим ножом- бистурией.

Солдаты Великой армии, поначалу дружелюбно настроенные, теперь беззастенчиво грабили и занимались мародёрством. Наполеон отдал приказ соблюдать строжайший порядок. Мародёров и грабителей расстреливать на месте. Но как остановить голодающих людей?

У Наполеона был блестящий план: вклиниться между двумя армиями (Барклая де Толли на севере Литвы и Багратиона на юге), но, как всегда достаточно легкомысленный брат Наполеона Жером, упустил Багратиона. Барклай де Толли также "отказался" от решительного сражения с войсками Наполеона. Императора ждали незначительные успехи путём значительных потерь.

Смоленское сражение
Смоленское сражение

Уже в Смоленске большинство солдат были изнурены и маршалы советовали Наполеону прекратить дальнейший поход... но главнокомандующему не хватало побед.

А русские соединили свои силы под Смоленском. Прошёл кровавый, но безрезультатный бой. Да, ему достался город - сожжённый и полуразрушенный и впридачу... вымотанная, голодная армия.

Войска одичали в этой негостеприимной стране. Французы, ворвавшиеся в Болдинский женский монастырь, беззастенчиво ограбили и изнасиловали монахинь.

Походные госпиталя можно было вычислить по ямам, в которых валялись горы трупов, отрубленные руки и ноги. А впереди генеральное сражение - Бородино...

Ульрих со своим походным госпиталем нашёл весьма "удобное местечко", где "от русских снаряды либо недолетали, либо перелетали". Это был ров с маленьким ручьём. Ульрих даже мог с интересом зрителя наблюдать за сражением, пока над головой не свистнула пуля, и он вынужден был не высовываться. Вскоре стали приносить офицеров, простых солдат, саксонцев, вестфальцев, французов, вюртембергцев, иногда и русских. Это были, большей частью, кавалеристы с тяжёлыми рваными ранами и раздробленными костями. В полдень мед. персонал не справлялся с количеством раненых. Многие, не дождавшись перевязки, умирали. Перевязанных отправляли на телеге в лагерь, в монастырь, по соседним деревням. Русские отступили. Воины Великой армии чувствовали себя победителями. Впереди была Москва.

Бородинская битва. Худ. Франц Рубо
Бородинская битва. Худ. Франц Рубо

За Москвой-рекой ждали пустые улицы. Только слуги, охраняющие барское добро, да мелькающие в окнах тени. Везде разгромленные товарные ряды. Всё чаще попадались отставшие русские. Иногда целые шеренги шли рядом, но никто никого не трогал. Через три часа полк Ульриха вышел на восточную окраину Москвы.

На закате, при выходе, встретили большой отряд русской кавалерии. Некоторые офицеры и солдаты приближались к нам и дружелюбно беседовали, пока не примчался какой-то русский генерал и запретил эти переговоры.

Французы разбили лагерь, русские медленно отступали. Мимо проходили раненные русские, Ульрих не отказывал в перевязке. После указывал им на русские бивачные огни (вообще, всем отставшим они указывали дорогу).

Среди ночи раздался страшный взрыв и над городом вспыхнуло огромное зарево.

Пожар Москвы. Худ. Иван Айвазовский
Пожар Москвы. Худ. Иван Айвазовский

- Этот пожар уничтожает надежду на мир... это дело рук наших противников, решивших пожертвовать Москвой, чтобы уничтожить нас, - произнёс штаб-ротмистр фон Рейнгард.

Солдаты Великой армии Наполеона надеялись на мир.

- Великолепная страна со своеобразной культурой, со множеством богатых усадеб, с целыми складами сена и хлеба дала нам повод мечтать и говорить о мире, - так думал Ульрих Роос.

Враги, русские, исчезли, наступило затишье. Им казалось, что воюющие стороны заняты разработкой мира. Но, посланный с французской стороны полковник Уминский, рассказал, что у русских царствует достаток и бодрость духа. Высшие русские офицеры объяснили ему: "вы устали от войны, а мы хотим лишь теперь серьёзно её начать. Ваши фургоны, вашу добычу, багаж и пушки - всё мы думаем у вас забрать".

Как, мира не будет? Всё рухнуло: надежды на сытость, тепло и выздоровление...

Отступление французов 1812 г. Худ. Прянишников.
Отступление французов 1812 г. Худ. Прянишников.

Дров нет. Круп и муки нет. Мяса совсем нет. Французы питались лошадиной падалью. Все уже открыто ругали Наполеона.

Армия отступала по той же дороге, по которой пришла. Наполеону не дали проникнуть в губернии, богатые хлебом. От Калуги снова на Смоленск.

6 октября 1812 года Гремп фон Фрейденштейн написал: "...самым страшным было виденное на поле битвы при Бородино. До сих пор там можно встретить забытых раненых, которые будучи не в состоянии ходить, подползают к павшим лошадям и ногтями и зубами, добывают себе пищу - черны, как дикие звери".

24 октября. Наполеон даёт приказ всё жечь на своём пути. И французы, как и русские, когда они шли сюда, сжигали деревни, зерновой хлеб и сено по полям и лугам. Сожгли Боровск - этот романтичный и красиво расположенный город.

28 октября - они снова на поле Бородино: зеленая рожь, вся в трупах людей и лошадей.

Начало ноября: между Гжатском и Вязьмой опять казаки. Глубокий снег, больных всё больше. На рассвете многие просто замёрзшие насмерть. Павшие лошади окружались солдатами и каждый отрезал себе кусок мяса. Часто, когда лошадь падала, ещё с живой срезалось мясо. Воровство процветало. Воровали в надежде найти что-нибудь съестное.

Отступление французов г. Дорогобуж. Гравюра. Альбрехт Адам
Отступление французов г. Дорогобуж. Гравюра. Альбрехт Адам

Французы дошли до Днепра, деревня Соловьёво. Большой спуск - непроходимый для лошадей, у которых нет зимней подковы. Да у многих вообще нет подковы! Появление казаков принуждает многих спускаться. В итоге переломанные лошади, подминающие седоков. Много погибших. Маршал Ней с горечью кричит: "Господа, да это не отступление, это бегство, ничего подобного я никогда не видел!"

В ноябре морозы усилились. Как-то на равнине развели на ночь костры. А утром везде были трупы замёрзших солдат возле потухших костров. Многие, кто оставался в живых, слепли - от дыма костров. Чтобы лучше согреться, люди держали голову и руки над огнём.

11 ноября полк Рооса подошел к Смоленску - полуразрушенному и сожженному. Купцы-евреи продали провиант. Чувства честности, дружбы и любви заглохли. Присоединилась военная чума - так французы называли тиф. Заразное заболевание вследствие голода и переутомления.

Возле Березины "Великую армию" шли встречать три русских армии. Войска с телегами, остатками людей, снаряжением и пушками столпились у единственного моста на реке Березине. Никто никого не пропускал. Со всех сторон слышалась канонада. Русские на подступах, образовалась давка и паника. Сражение на Березине растянулось на четыре дня и закончилось вполне удачным исходом для французской армии - из сражения вышли живыми около десяти тысяч солдат. Ульрих Роос, к своему счастью был взят, как и многие из французской армии, в плен. За два дня были пленены 30 тысяч человек. Ульрих сумел убедить русского военачальника взять его на службу врачом. Так началась практика военного врача Ульриха Рооса в России. В 1815 году Роос получил от посольства копию королевского рескрипта с разрешением дальнейшего его пребывания в России. В том же году перешёл из военной службы в гражданскую. Успел полечить и герцога, и курфюрста, трёх царей и двух цариц.

Спасибо!

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал Губерния!