Сейчас малые реки не носят никакой транспортной функции, за исключением водного туризма-сплавы на байдарках, каноэ, рыболовство.
Раньше это были магистрали для викингов, торговые пути, грузовые артерии и даже природная сила для вращения мельниц и турбин гидроэлектростанций.
В 19-20 веках повсеместно был распространён молевой сплав древесины по течению реки.
Спиленные на заготовках брёвна кидали во время паводка в воду, сильное течение подхватывало их и они плыли до другого склада, где дальше уже или вязались в плоты и шли ниже по течению или выгружались на берег и переправлялись по железной дороге.
Для того, чтобы обеспечить ровный ход древесины по воде, со дна реки вытаскивали валуны и камни и выравнивалось русло реки.
На месте старого русла образовывались озерца и болота. Именно поэтому на Карельском перешейке часто встречаются ровные берега у рек и валяющиеся камни рядом.
Такой способ сплава леса был дешёвый, но он полностью портил биологическую жизнь реки. Прекращался нерест рыб, гиб водный микромир.
Как раз эти места я и сфотографировал на берегу реки Гладышевка. И сейчас можно заметить, какое сильное течение у этой реки, которое крестьяне тоже использовали, построив несколько мельниц ниже по течению.
Кстати, реки тысячелетие назад были полноводнее, глубже и Гладышевка, как и река Чёрная, в которую она впадает вместе с рекой Рощинка, использовалась викингами.
В древние времена викинги из Балтийского моря по этой реке и другим небольшим водотокам Карельского перешейка достигали Ладожского озера.
Данный участок входил в состав восточного торгового пути из Скандинавии в Византию, известного как «путь из варяг в греки».
Я раньше часто обращал на это внимание и не понимал, неужели природа так обработала берега реки. Но сегодня мои познания в истории углубились и мне довелось изучить лесную реку, по которой давно финские крестьяне сплавляли лес для строительства домов, дворов и линий укреплений.