Найти тему
Радио Sputnik

Он лучший в продвижении товаров. Отмечаем День маркетолога

Оглавление
   Мужчина пользуется планшетом© Fotolia / violetkaipa
Мужчина пользуется планшетом© Fotolia / violetkaipa

День маркетолога

День маркетолога отмечают в России и ряде других стран постсоветского пространства (Беларусь, Украина).

Когда отмечается

Датой празднования было выбрано 25 октября.

История праздника

В этот день в 1975 году было создано Управление по маркетингу и рекламе в Министерстве внешней торговли СССР. Задачей новой структуры было продвижение на зарубежные рынки советской продукции.

На это время приходится период разрядки в международных отношениях, когда соцлагерь и капиталистические страны попытались сделать ряд шагов навстречу друг другу. Одним из таких шагов была торговля. СССР охотно приобретал у Запада продовольствие, оборудование и технологии в обмен на природные ресурсы и продукцию их переработки.

Что же касается внутреннего рынка, то еще в 60-е годы прошлого века руководство страны пыталось как-то подкрутить механизм планирования экономики, а для этого нужно было изучать потребительский спрос – чем не зачатки маркетинговых исследований? Но вплоть до девяностых годов маркетинг в СССР оставался лишь предметом изучения чиновников от внешней торговли и некоторых ученых. С переходом к рыночной системе маркетинг по-настоящему расцветает и в новой России, ему учат в вузах, открываются консалтинговые агентства, а компании начинают работать с потребителем по-новому.

   Мужчина работает за компьютером© Fotolia / undrey
Мужчина работает за компьютером© Fotolia / undrey

Традиции праздника

Научные мероприятия, встречи профессионалов с целью обмена опытом, дни открытых дверей в профильных учебных заведениях, корпоративы.

О профессии маркетолог

Считается, что в мире, где доминирует рыночная экономика, есть множество конкурирующих между собой поставщиков всевозможных товаров и услуг. В борьбе за потребительский кошелек производители атакуют потенциальных покупателей просто невероятным количеством информации о своей продукции. Бедному потребителю очень сложно сориентироваться в такой ситуации. И вот тут-то ему на помощь и должны приходить маркетологи. Эти люди не просто выручают обывателя с муками выбора, но и несут важную миссию: обладая глубокими знаниями, они, во-первых, помогают покупателю осознать свои потребности, во-вторых, доводят их до производителя, в-третьих, помогают создавать на основе этого знания полезные продукты, в-четвертых, делают так, чтобы эти продукты были доступны потребителю в удобное для него время в удобном месте, и, наконец, в пятых, отслеживают результаты потребления, чтобы при необходимости подкорректировать товар или услугу с целью наибольшего удовлетворения покупателя. Не забывают при этом и о производителе, максимизируя его выручку за счет правильной цены и лояльности потребителя. Это в теории.

На практике же маркетинг – это скорее деятельность по продвижению товара или услуги, при которой в большей степени учитываются интересы заказчика маркетинговой деятельности. Ведь вряд ли тот или иной практик задается в своей работе вопросом: а точно ли продукт заказчика полезен потребителю? Покупают – значит полезен, главное – прибыль. Отсюда, например, высоченные цены на гаджеты (которые проще утилизировать и купить новые, чем продлить срок службы старых), дорогой сервис малоремонтопригодных автомобилей, сетевой маркетинг и много других придумок маркетологов, которым как профессионалам, конечно, виднее, что лучше для простого потребителя. Не случайно эту профессию считают одной из самых критикуемых. Но если вас это не смущает, и вы готовы влиться в ряды борцов за интересы покупателя, то вот что нужно знать о практических аспектах работы.

   Бизнесмен во время работы за компьютером© Pixabay / StartupStockPhotos
Бизнесмен во время работы за компьютером© Pixabay / StartupStockPhotos

В широком смысле маркетологи делятся на аналитиков и творцов. Первые – это те, кто определяет, что нужно рынку и как это лучше продать. Эта работа тесно связана с математикой, социологией, психологией.

Вторые – ломают голову над тем, как лучше преподнести товар или услугу. Тут уже включаются и эстетические факторы, и знание того, как работает реклама, и понимание того, как вовлечь потребителя в коммуникацию.

Чем сложнее задача, тем более фундаментальные знания для ее решения требуются, а значит, тем выше должен быть уровень образования специалиста и богаче его опыт. Маркетинг преподают в вузах, как правило экономических. Более прикладным вещам учат на курсах или уже на практике в компаниях или агентствах.

Вот несколько специализаций в рамках профессии маркетолога: CRM-специалист работает с данными о клиентах, разрабатывает стратегии по управлению их покупательским поведением, SMM-специалист продвигает компанию в соцсетях, SEO-специалисты отвечают за то, чтобы именно сайт заказчика первым попадался на глаза при ответе на поисковые запросы, таргетолог настраивает рекламу в соцсетях так, чтобы она попадалась на глаза желаемой аудитории, бренд-менеджер работает с репутацией торговой марки, ее восприятием людьми, e-mail-маркетолог рассылает вам ценную информацию о компании и ее товарах, еще есть специалисты по работе с блогерами/инфлюенсерами. Вот как многогранна профессия!

Интересные факты

В маркетинге есть понятие демаркетинга – это когда искусственно снижается спрос на товар, которым производитель не в состоянии насытить рынок. Часто проводится путем повышения цены и снижения расходов на продвижение.

Отец-основатель маркетинга как академической дисциплины – Филип Котлер – имеет украинские корни. Его родители уехали в США после революции в Российской империи.

"Управление маркетингом" Котлера стало первым западным учеником, официально опубликованным в СССР. Это произошло в 1980 году.

Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.