Дворцовый комплекс на берегу Яузы известен под разными именами: Лефортовский дворец, Меншиковский дворец, также старый слободской дворец или Петровский дворец на Яузе. Уже более 150 лет здание занимает военно-исторический архив, а в нынешнем веке сюда же переехал архив фонодокументов, хранящий звуковые записи.
Дворец, построенный в конце XVII века, является одним из самых старых памятников Немецкой слободы. Мы уже упоминали эту местность в нашем материале об истории района Лефортово. Именно здесь Петр I познакомился с уроженцем Швейцарии Францем Яковлевичем Лефортом, который стал его другом, соратником, учителем и собутыльником.
Со слов биографа, Лефорт, чье имя дало название дворцу и целому району Москвы, “..обладал обширным и очень образованным умом, проницательностью, присутствием духа, невероятной ловкостью в выборе лиц, ему нужных… В основе его характера лежали твердость, непоколебимое мужество и честность. По своему же образу жизни он был человеком распутным и тем, вероятно, ускорил свою смерть”.
История дворца началась в 1696, в год смерти царя Ивана Алексеевича, когда его соправитель и кровный брат Петр стал полноправным правителем. Петр задумал построить новую резиденцию для торжественных приемов, в духе времени. Учитывая силу традиции и не желая умалять роли Кремля, молодой царь официально объявил, что новый каменный дом возводится для генерала Франца Лефорта в качестве награды за взятие Азова, но все строительные работы осуществлялись за счёт императора.
В здании предполагалось обустроить как жилую часть, так и обширный зал для торжественных встреч - “большую столовую палату”.
Место для имения выбрали перед невысоким обрывом у правого берега Яузы, на нижней плоской площадке позже обустроили пруд и сад. Руководил работами архитектор Дмитрий Аксамитов - государев печных дел мастер, который отчитывался о ходе строительства Петру I и Лефорту, находившимся в это время в Великом посольстве.
Из писем Аксамитова следует, что изначально дворец состоял только из корпуса вдоль Яузы длиной около 80 м, он представлял собой смесь западноевропейской архитектуры и московского барокко. Здание было построено из кирпича и обильно украшено белокаменным растительным декором, белые резные наличники украшали большие окна цветного стекла.
Расположенный на возвышенности дворец великолепно просматривался со всех сторон. В плане строение было разделено на три квадратных объёма, каждый из которых имел собственную пирамидальную крышу, завершавшуюся ажурными коваными гребнями.
В центре здания обустроили три сквозных проезда, над которыми на столбах и сводах располагалась большая столовая палата. Справа и слева от нее размещались сени, в которые можно было попасть по парадным лестницам с первого этажа, из сеней был выход на открытые галереи. В здании не было коридоров, все помещения были связаны между собой дверными проемами. В нижнем этаже находились четыре жилые палаты, по две с каждой стороны проезда, теплые погреба с выходными лестницами, а также два ледника.
Уникальной особенностью интерьера Лефортовского дворца были плоские потолки. Прежде, в русской жилой архитектуре в каменных палатах использовались сводчатые перекрытия - это не позволяло создать помещение большого размера. Здесь же высота потолка главного зала столовой достигала десяти метров, а площадь превышала триста квадратных метров, что позволяло вместить полторы тысячи гостей, для обогрева такого большого помещения соорудили массивную изразцовую печь до самого потолка.
Чтобы зимой во дворце было тепло, а летом – прохладно, архитектор придумал теплоизоляционную систему: цоколь и фундамент здания были обложены войлоком и обмазаны известью.
По инициативе Петра в качестве отделки стен во дворце использовали обивку разными тканями, цвета которых определили названия палат - золотая, белая, черная, серебряная, зеленая. Главный приемный зал был обит красным сукном, здесь располагались хоры для оркестра с органом, а к потолку был подвешен золотой двуглавый орел.
Два помещения были отделаны в модном тогда восточном стиле шинуазри и обставлены китайской мебелью. Белая палата была украшена маринами - картинами с морскими видами и картами, а под потолком висели большие модели кораблей. Во дворце было множество ценных вещей: картины, множество серебряных и позолоченных подсвечников, зеркала в янтарных и черепаховых рамах, мебель, обитая бархатом и кожей, часы, сундуки, китайские ковры и ткани, драгоценная посуда.
Лефортовский дворец стал первым сооружением европейского типа в России, здание вобрало в себя все лучшее по тем временам от зарубежной архитектуры и русского зодчества.
Бурное новоселье с праздничным фейерверком отпраздновали 12 февраля 1699 года, несмотря на то, что несколько помещений еще были не готовы. А 2 марта хозяин, толком не успев насладиться своими новыми хоромами, скончался.
Дворец перешел в ведение Посольского приказа, Петр I продолжал устраивать здесь как официальные мероприятия, приемы послов, так и развлечения, например шутовские свадьбы, в переоборудованном под театр большом зале давали театральные представления.
В 1707 году Петр I подарил дворец Александру Меншикову, чей дворец незадолго до этого сгорел, сам царь был увлечен строительством города на Неве. Новый хозяин проводит реконструкцию под руководством итальянского архитектора Франческо Фонтана. Предположительно, к этому периоду относится возведение дворовых корпусов.
Новые здания огородили внутренний двор, образовав четырёхугольник общим размером 140×106 метров. Нижний этаж опоясывала открытая аркада, обращённая во двор и упиравшаяся в два амбара по сторонам от главного въезда. Со стороны Коровьего брода построили роскошную въездную арку. По периметру второго этажа расположились жилые помещения.
Была изменена планировка петровского дворца: на первом этаже часть помещений отделили новыми стенами, образовавшими коридор. Центральные проезды под столовой палатой заложили, организовав в образовавшемся помещении кухню, для спуска к воде теперь использовали арки боковых переходов. На новых фасадах не было орнаментального декора и скульптуры.
В 1727 году Меншиков был отправлен в ссылку, а все его имущество конфисковано. Перед коронацией Петра II комплекс отремонтировали, и вскоре после венчания на престол император поселился во дворце. Здесь он обручился с княжной Екатериной Долгоруковой, но уже в январе 1730-го скончался от оспы. Под сводами Дворца на Яузе принималось решение о призвании на престол Анны Иоанновны.
Здание сильно пострадало от Троицкого пожара и в 1738—1739 годах было восстановлено архитектором Федотом Шаниным под руководством Бартоломео Растрелли. Работы включали возведение новых перекрытий, укладку полов, замену окон и дверей, что полностью изменило архитектурный стиль дворца.
Главный петровский зал разбили перекрытиями на несколько комнат, также было устроено дополнительное перекрытие, в результате чего появился третий этаж, получивший название «мезонина». Предположительно, на старом корпусе дворца тогда появились пилястры, декорированные капителями и волютами ионического ордера.
Пожар 1754 года разрушил кровли всех четырех корпусов Лефортовского дворца. В 1757 году дворец перестроили по проекту архитектора Ивана Жеребцова. Во время эпидемии чумы 1771 года дворец использовался как лазарет и карантин.
В 1796-1801 гг. реконструкцией дворца занимался Матвей Казаков, тогда дворец приобрел знакомый нам вид. Были заложены все открытые галереи и боковые проезды, крыши стали более плоскими, барочный декор фасадов заменили ампирным, а во дворе для хозяйственных нужд возвели флигели в форме четверти круга.
В 1812 г. дворец вновь сильно пострадал в пожаре, его отреставрировали только в 1840-х под руководством Константина Тона: дворцовые палаты отремонтировали, сделали перепланировку и надстроили третий этаж.
В следующий раз дворец восстанавливали после ВОВ уже как памятник архитектуры, а в 1970 была выполнена научная реставрация, тогда были обнаружены остатки пилястр, колонн, архитрава и фриза.
За три с четвертью столетия главный корпус дворца петровских времен полностью лишился своего первоначального вида. Теперь он скрыт под наслоениями коренных перестроек разных эпох.
А какой из вариантов дворца нравится вам ?
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
#armos #архитектура #москва #история #лефортовскийдворец