Найти тему
Белый ворон

Ч.т.д.

Зима 1978-го. За окнами школы — мороз с колючим ветром, но в классе жарко. Пять минут, как идёт урок алгебры. В напряжённой тишине из-за окон доносятся равномерные удары лома — это работает дворник, раскалывающий на тротуаре толстый лёд.

Но ещё громче слышны неровные постукивания кусочка мела о школьную доску. Рот у доски сегодня жадно раскрыт на все три её части, что не предвещает сидящим за партами трём десяткам юных горемык ничего доброго.

Дворник колет лёд
Дворник колет лёд

Алексей Палыч стоит спиной к классу и, иногда поглядывая в какие-то свои записи, продолжает заполнять потрескавшийся коричневый линолеум ровными рядами бесконечных цифр. Причём не простых цифр, а цифр с корнями, степенями, скобками и прочими заковыристыми математическими знаками, серьёзно усложняющими жизнь школьников. Безжалостная надпись над доской «Математика — царица наук» не оставляет никаких надежд: сегодня, как и всегда, кто-то из несчастных детей будет принесён в жертву строгой царице.

Поскольку Алексей Палыч обладает чудесным даром видеть спиной, периодически он делает замечания:

— Сущинский и Галат, не разговаривать. Думайте самостоятельно, как вы будете решать!

Два очкарика на задней парте послушно перестают шептаться, утыкаются в свои тетради и возобновляют переписывание с доски неумолимо разрастающейся задачи.

Через минуту снова строгий учительский голос:

— Стволов, сядь прямо и записывай!

Сидящий боком у окна длинноволосый парень беззаботно улыбается и, близко склонившись к сидящей рядом симпатичной соседке, продолжает тихо рассказывать ей на ухо что-то потешное. По-видимому, какой-то новый анекдот. Та прикрывает рот рукой, еле сдерживая смех.

— Стволов, ты что, не слышал? Прекрати отвлекать Воронину и повернись к доске! - в голосе учителя зазвучали стальные нотки.
— А чо сразу я? - вскидывается парень. — Как чо, так сразу — Стволов, Стволов!..

Дописавший последнюю цифру Алексей Палыч резко разворачивается к длинноволосому и несколько секунд молча и пристально смотрит ему в глаза. Кажется, что учительские прямоугольные очки в чёрной оправе постепенно накаляются. Потом неожиданно тычет указательным пальцем, испачканным мелом, в оконное стекло:

— Стволов, посмотри туда. Что ты там видишь?

Парень с недоумением поворачивается в заданном направлении и смотрит вдаль, в большое окно второго этажа:

— Вижу улицу Интернациональную.

В классе кое-где раздаются осторожные смешки. Стволов недовольно оглядывается, пытаясь обнаружить бесстрашных весельчаков, но Алексей Палыч жёстко продолжает, уже горячась:

— А видишь на тротуаре человека с ломом?
— Ну, вижу. И чё? - недовольно бурчит восьмиклассник.
— Так вот это ты, Стволов. Да-да! Это ты — в будущем. Потому что ты сидишь боком к доске и не вникаешь в урок. Потому что после восьмого класса ты со своими двойками никому не будешь нужен. Ты не пойдёшь в девятый класс. Тебя не возьмут ни на одну приличную работу. И ты будешь вынужден взять в руки тяжёлый лом и идти в тридцатиградусный мороз долбить лёд на Интернациональной. И ещё Шипилова с собой возьмёшь. Вдвоём, двоечники, будете уши себе морозить!

Парень недоверчиво хмыкает и переглядывается с криво усмехающимся вторым «героем», одетым в полосатый пиджак — Шипиловым. Шипилов предпочитает не вступать в спор, ибо уже давно считается кандидатом на «вылет». В школе этого бедолагу держат только из жалости, чтобы он окончил хотя бы восьмилетку. Говорят, что он нюхает химическую отраву, добытую им где-то на берегу Ишима. Возможно, от этого он периодически подкашливает и иногда как-то очень странно подёргивается.

Это наш класс и герои моего рассказа.  В верхнем ряду в центре — Сергей Стволов, слева от него — Наташа Воронова, справа — Сергей Сущинский. Крайний справа в полосатом пиджаке — Виталий Шипилов. Крайний слева в нижнем ряду — Володя Галат.
Это наш класс и герои моего рассказа. В верхнем ряду в центре — Сергей Стволов, слева от него — Наташа Воронова, справа — Сергей Сущинский. Крайний справа в полосатом пиджаке — Виталий Шипилов. Крайний слева в нижнем ряду — Володя Галат.

Впрочем, математик уже не обращает на них внимания. Он молча прохаживается вдоль доски, посверкивая стёклами очков. Наконец преподаватель останавливается посредине класса и бодро спрашивает:

— Итак, кто хочет решить эту задачу?

В ответ из разных углов раздаются тихие стоны и тоскливое мычание, как от зубной боли. Внушительные размеры математической головоломки выглядят удручающе, поэтому получать «пару» не хочется никому. Но Алексей Палыч думает иначе и выбирает сегодняшнего жертвенного агнца:

— Сущинский, к доске!

Класс облегчённо вздыхает, потому что Сергей Сущинский — лучший математик в классе. Если и не решит задачу, то потратит на неё всё время урока. И, значит, всем можно расслабиться: больше никого спросить не успеют. Серёга делает вид, что ему ужасно не хочется вылезать из-за парты и медленно поднимается.

— Ну, смелее, Балдѐрис! - подбадривает учитель Сергея под одобрительный смех класса.

Хотя Алексей Палыч давно обнаружил математические способности Сущинского, но заметил он и то, что тот слишком легкомысленно относится к своим талантам. Отсюда и забавное прозвище, которое педагог дал ученику: гибрид из жаргонного слова «балдеть» и фамилии знаменитого советского хоккеиста Бàлдериса. Серёга расплывается в довольной улыбке и немного вразвалочку выходит к доске. Некоторое время он слева направо рассматривает цифровое чудовище. Наконец театрально поворачивается на сто восемьдесят градусов с фиглярской гримасой, выражающей что-то типа: «Ну, ничего себе задачка… Да я сейчас умру от неё!».

Но Алексей Палыч, напротив, выглядит чрезвычайно довольным. С победным видом он прохаживается туда-сюда около первых парт. Потом останавливается у своего стола и делает по направлению к доске движение рукой, похожее на жест вождя, указующего, куда надо идти, чтобы построить коммунизм. Затем громко изрекает:

— Не так страшен чёрт… Как его малюют… На доске!

После того, как хохот в классе прекращается, учитель садится за стол.

Оставшись один на один с задачей, Сущинский становится серьёзнее и начинает рассуждать вслух:

— Для удобства эту задачу можно разбить на несколько частей. Мы будем последовательно решать каждую. Потом соединим полученные результаты и получим окончательное решение, правильно?
— Пожалуйста, - не возражает математик. — Это ведь ты решаешь, а не мы. У каждого может быть своё решение, поэтому остальные пишут в своих тетрадях. Кто раньше решает, тот поднимает руку.

В классе надолго воцарилась та особенная тишина, которая так радует всех учителей: со скрипением мела на доске и шуршанием тетрадных листков на партах. Периодически диалог у доски продолжался, но следили за ним не все. Вот кто-то уже закончил писать и поднял руку. Учитель попросил передать ему тетрадь и погрузился в чтение. Тем временем у доски шла борьба с математическим монстром. Вот уже всё больше и больше кусков зловещей задачи стёрты тряпкой, а на мокром месте написаны новые, вполне себе мирные и обычные трёхзначные цифры.

Наш класс в 1978 году. На втором плане Наташа Воронова рядом с Сергеем Стволовым
Наш класс в 1978 году. На втором плане Наташа Воронова рядом с Сергеем Стволовым

Снова зашептался со своей соседкой, как всегда сидящий вполоборота у окна, Стволов. Вдруг оба они фыркнули и начали гоготать: наверное, после очередного анекдота. Алексей Палыч вскочил со своего места и пулей подлетел к Стволову.

— Вон из класса! - вдруг закричал учитель таким ужасным голосом, что кто-то, наверное, даже вздрогнул от неожиданности. — Если не понимаешь к себе спокойного, вежливого обращения — вон отсюда!

Но нерадивый ученик не торопился вставать: видимо, хотел показать, что он-то не из пугливых. Тогда Алексей Палыч схватил его портфель, стремительно подошёл к двери, широко распахнул её — и лихо пнул. От энергичного пинка видавший виды портфель улетел в рекреацию метеором. Сразу стало слышно, как на деревянный пол с грохотом высыпалось его содержимое и — раскатилось в разные стороны.

Не дожидаясь от разгневанного педагога особого приглашения, ошарашенный Стволов быстро выскочил за дверь. Раскрасневшийся Алексей Палыч с силой захлопнул её. Мгновение молча постоял, вытащил из кармана носовой платок, снял очки и стал их медленно протирать. Потом тихо сказал:

— Че-тэ-дэ.

Так он обычно говорил, когда успешно доказывалась какая-то теорема, и расшифровывалось сокращение «ч.т.д.» так — «что и требовалось доказать».

И вдруг случилось нечто совсем неожиданное: в классе раздались аплодисменты. Сначала редкие и тихие, потом в ладоши захлопали все. Захлопал и Сущинский, хотя хлопать рукой с мелом ему было неудобно. Это не были аплодисменты за шоу. Это было общее признание справедливости и правильности решительных действий учителя. Алексей Палыч положил платок в карман, надел очки, обвёл класс глазами и спокойно произнёс:

— Благодарю вас. Наш урок продолжается, ясное море... Итак, на чём мы остановились?...
Микрорайон "Черёмушки" в 1970-е годы. Средняя школа № 2 имени С.М. Кирова на улице Интернациональной
Микрорайон "Черёмушки" в 1970-е годы. Средняя школа № 2 имени С.М. Кирова на улице Интернациональной

Как-то летом в начале девяностых я приезжал в родной город. И — суждено же было этому случиться — в Черёмушках, прямо напротив школы, лицом к лицу столкнулся с одноклассником. Тем самым, который обычно сидел за партой не прямо, а боком, и которому Алексей Палыч «предсказал» нелёгкую судьбу дворника. Впрочем, если бы наш математик его сейчас увидел, то решил бы, что оказался, к сожалению, прав: вид у его бывшего ученика был довольно-таки помятый. Впрочем, держался Стволов вполне уверенно и, если бы не тяжёлый запах перегара, можно было бы решить, что он трезв.

— О, кого я вижу! Здорово, Витёк! Давно не виделись. Ну чё ты, где ты?
— В Омске сейчас живу, сюда к родным приехал. А ты?
— Ну, и я тоже пучком… Слушай, может по пивасику, за встречу? Тут под горой «корова» стоит. Нет? Жаль… Слышь, может, тогда выручишь денежкой? Мне совсем маленько не хватает.
— Слушай, а у меня только российские.
— Это ничо. Давай, давай, я сам поменяю. Во, пасиб!
— Что, совсем плохо с деньгами?
— Да, в общем, тут такое дело… Понимаешь, как-то забухал. Ну, хорошо так забухал, если честно. Короче, там своя история… Ну, и продал свою квартиру, в смысле родительскую. Ещё и должен остался… Сейчас у знакомых живу. Пока не выгоняют…
— И как ты теперь? Работаешь?
— Помаленьку, то там, то тут. Теперь с работой, сам знаешь — нигде не берут. Короче, давай пять, я помчался: там быстро разбирают…

Больше мы с ним никогда не виделись. Те мои одноклассники, которые знали городские новости, говорили, что в один из его дней рождения Стволова убили в каких-то гаражах. То ли денег должен кому-то был, то ли просто по пьянке…

Старые городские гаражи
Старые городские гаражи

Недавно на сайте «Бессмертный полк» я нашёл интересную публикацию, сделанную ребёнком. Вот такой текст:

ИСТОРИЯ СОЛДАТА. Мой прадедушка, Богомолов Алексей Павлович, был совсем молоденьким 18-летним пареньком, когда началась Великая Отечественная война. Он тогда учился в землеустроительном техникуме в городе Петропавловске Казахской ССР, откуда и был призван на фронт. Моя бабушка, его дочка, рассказывала, что на фронте он командовал взводом, в котором было больше 40 человек, старше его в 2-3 раза. Солдаты любили своего командира, выполняли все его команды и после удачных атак часто говорили: «Эх, Лёнька, молодец, ясное море...!». При форсировании Днепра мой прадедушка со своим отрядом на понтонных лодках ночью первыми переправились на правый берег реки и заняли плацдарм почти без потерь. За это прадедушку наградили орденом Красной Звезды! Прадедушка был несколько раз ранен, а в 1943 году в боях за город Любеч получил тяжелое ранение, перенес 8 сложных операций и отправлен в тыл. Победу он встретил в госпитале. После окончания войны прадедушка закончил 2 института и еще 55 лет преподавал математику и физику в школе детям таким же, как я.

Алексей Палыч никогда не рассказывал нам о своей жизни. Вроде бы, до того, как стать учителем математики, он воевал. Не совсем уверен, о нём ли точно идёт в этой публикации речь, фотографии там никакой нет. Но фамилия, имя, отчество и город, где находится наша школа, совпадают полностью.

-6
В качестве послесловия — письмо, которое я получил после первой публикации этого рассказа.

Здравствуйте, уважаемый писатель! Я — та самая бабушка, чья внучка написала о своем прадедушке в "Бессмертный полк" и дочь Богомолова Алексея Павловича. Прочла Ваш рассказ. Спасибо за память о моем отце, о своём учителе, о том, что Вы пишите о человеке, который оставил неизгладимый след в судьбах многих своих учеников. У папы много учеников, достигших  вершин. Вы многое подметили точно, он действительно говорил такие слова, приводил наглядные примеры, учил не только математике, но и жизни. И имел право на это, так как за плечами была война. В интернете есть информация о подвиге, который совершил лейтенант Богомолов  со своим взводом, и за который он получил Орден Красной Звезды.  В школе папа проработал более 55 лет. Мало кто знал о его военных заслугах, он не любил говорить об этом. Папы не стало 11 мая 2006 года, после Дня Победы. Он похоронен на ветеранском кладбище в г. Майкопе.
Гипноз. Часть вторая — Школьное воспоминание
Белый ворон4 ноября 2022

За подписку на канал, лайки и комментарии автор будет бесконечно благодарен в разумных пределах ))