Из рабочего процесса:
Мой сын открытый общительный ребенок. Сейчас учится в четвертом классе. Сейчас подвергается буллингу в классе: дети не хотят с ним общаться, голосуют за удаление его из класса, отслеживают его малейшую ошибку и жалуются учителю. Учитель, к сожалению, на стороне класса, против нашего мальчика. Родители класса тоже включились в ситуацию, пишут жалобы директору на нашего мальчика, хотя он всего лишь защищается. Что делать в такой ситуации?
Кратко о ребенке: детский сад не посещал, первый класс провел на домашнем обучении (слабое здоровье), второй и третий класс учился дистанционно (ковид), 1 сентября вышел учиться в детский коллектив. Очень хотел общаться с детьми. Но детский коллектив оказался для него слишком жестоким.
О буллинге в настоящее время говорится много, вопросам профилактики буллинга уделяется большое внимание. Чего важного, на мой взгляд, не делается, так это определения понятия «Буллинг» и установления причинно-следственных связей. Часто бывает так: кто первый сказал «буллинг» - тот и жертва.
Начнем с того, что попробуем причинно-следственные связи установить. Что происходит в описываемой ситуации и почему.
Развитие ребенка носит комплексный характер. К началу школьного обучения ребенок обучается громадному количеству вещей, не только читать и писать – это как раз факультативно. Но и обладать произвольностью когнитивных процессов, достаточным эмоционально-волевым и коммуникативным развитием. В старшем дошкольном возрасте ребенок через ролевые игры развивает свои коммуникативные и волевые навыки. Он учится соблюдать правила, учитывать интересы другого человека, завязывать отношения и поддерживать их различными способами. Детский сад – это не единственное место, где такое развитие возможно, но, пожалуй, самое простое.
Ваш мальчик избежал общения в детском коллективе в детском саду и первые три года обучения в школе. Поэтому принимая решение о разрешении сложившейся ситуации, в первую очередь важно оценить уровень коммуникативного развития мальчика. Можно это сделать самостоятельно, собрав методики, диагностирующие уровень развития различных составляющих детской коммуникации. Например, умение ребенка взглянуть на происходящее с различных точек зрения.
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.
Материал: три карточки с текстом заданий.
Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».
Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»
Критерии оценивания:
• понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
• понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,
• учет разных мнений и умение обосновать собственное,
• учет разных потребностей и интересов.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.
Проще и быстрее диагностировать ребенка будет на приеме у специалиста-психолога.
Если уровень коммуникативного развития окажется ниже возрастной нормы, то оптимальным способом выхода из ситуации будет смена детского коллектива с параллельным коммуникативным тренингом для ребенка. Тогда он сможет войти в новый коллектив на новом уровне коммуникативных навыков, более соответствующих возрасту.
Если уровень коммуникативного развития окажется в пределах возрастной нормы, тогда важно провести психологическую работу с классом в целом. Это может сделать, например, школьный психолог.
Школьный буллинг и причинно-следственные связи
25 октября 202225 окт 2022
574
4 мин
5