Наши эмоции обратно пропорциональны нашим знаниям: чем меньше мы знаем, тем больше распаляемся (Бертран Рассел).
Личный опыт взаимоотношений с коллегами показал, что при соблюдении некоторых рекомендаций можно сделать дискуссию более спокойной и конструктивной:
1. Осознайте внутренний эмоциональный всплеск, прислушайтесь к реакции организма (учащенное дыхание, сердцебиение...). Уже только этот факт позволит вам немного успокоиться и дистанцироваться от ситуации,- а это путь к разумному ответу.
2. Не ассоциируйте себя с социальной ролью, из-за которой произошло недопонимание. Так, большинство споров на работе происходит ввиду ваших должностных обязанностей, который зачастую вступают в противоречие друг с другом. Например, вы отвечаете за проверку качества работы коллеги, на вас давит статистика выявления ошибок, порождающая повышенные требования, а на него kpi по количеству сданных проектов. Эти две задачи неизбежно сталкиваются и порождают конфликтные ситуации.
3. Попытайтесь понять причины реакции собеседника. Может его действия имеют разумную почву. В этом случае выразите ваше понимание, дайте возможность оппоненту высказаться.
4. Реагируйте с учетом истории взаимоотношений с собеседником. После обиды негативные эмоции могут затуманить разум так, что можно дать несоразмерный ответ и потом сильно жалеть. Одной из причин такой реакции является то, что на эмоциях человек руководствуется текущей ситуацией и не учитывает историю взаимоотношений. Мой коллега как-то сказал: "Зачем делать людям добро? Ведь, если ты поможешь 9 раз, а на 10-ый не сможешь, тебя будут так же осуждать, как если бы ничего прежде ты и не делал". К сожалению, в большинстве случаев это правда...Поэтому я взял за правило перед осуждением вспоминать прежние решения и действия "обидчика", и на основании этого делать взвешенный вывод.
Таким образом, старайтесь сохранять хладнокровие и не давать волю эмоциям: так вы не будете выглядеть агрессором и, возможно, извлечете пользу из ситуации.