Не только дорогой. О внутреннем туризме бытуют три устойчивых мифа:
- дорого,
- некомфортно,
- не безопасно.
Так ли это? Давайте разбираться вместе!
1. СПРОС
После пандемии и закрытия границ востребованными у широкого круга россиян становятся достопримечательности внутри своего региона и инфраструктура вокруг них, маршруты выходного дня для индивидуальных туристов или для малочисленных групп. Война войной, а обед по расписанию, как говорится. Отдыхать-то все равно нужно! Тренд «думающего туризма», конечно, по-настоящему никогда не станет альтернативой «пляжному» и «дачному», но, по субъективной оценке, треть от всего туристического рынка при благоприятных обстоятельствах отхватить может. Сейчас - от силы 10% от всего туристического рынка готовы к вдумчивому краеведческому туризму, 80% - пляжники и олклюзивы.
О сервисе на курортах Черного моря мы говорили тут. Заглядывайте по ссылке!
Закрыта Турция и Египет? Значит будут, дачинг, коттеджинг, шашлычинг. Ну в самом деле, кто из нас поедет в Лальск или Каргополь на отдых?! В лучшем случае в раскрученный распиаренный Суздаль или Великий Устюг к Деду Морозу с детьми. Давайте будем честны: до 1998 года, до того исторического момента, когда Устюг объявил себя родиной сказочного персонажа, мало кто из нас стремился в этот древний городок с прекрасно сохранившимся аутентичным купеческим центром и 28 храмами XVII – XVIII веков всего на 32 тысячи жителей.
НО... чем многочисленнее туристическая группа, тем ниже ценник для конечного потребителя, тем более массовым становится поток туристов на маршруте. А хороший гид – всегда на вес золота. Он и актер, и режиссер своего тура, и даже продюсер. К сожалению, в период изоляции все так или иначе занятые в туриндустрии люди кинулись писать туры для внутреннего рынка, стали набирать группы как попало, ничуть не думая о психологической совместимости участников поездки. Настоящих самородков найти ещё можно, вот только часто эти самородки не вписываются в стандарты государственных программ и требований. А значит, дорого стоят. За эксклюзив всегда нужно платить!
2. ИНФРАСТРУКТУРА И ПЕРСОНАЛ
Самый сложный вопрос – инфраструктура и комфорт путешественников. При таком минимальном спросе в иные места даже бизнес самыми льготными предложениями не привлечь, а создание туристической инфраструктуры нужно. Пусть даже в самом сиротском-функциональном варианте. И, главное, дороги. А спасатели?! Водный туризм, горный туризм - это ж... по карману далеко не каждой компании.
При мизерной аудитории, спросе на внутренние маршруты и при распределении серьезных бюджетных средств мы бы тоже расставили приоритеты не в пользу таких маршрутов, наступая на горло собственной песне пробитых туристов. Возможно, именно поэтому в самых красивых уголках России до сих пор нет организованных турпотоков.
Дороги таковы, что напрочь перечеркивают возможность создания комфортных и среднебюджетных автобусных туров вне двух трех крупных центров, стоящих на федеральных трассах: Вологды, Тотьмы, отчасти раскрученной Териберки. В Каргополь, Белозерск или Сольвычегодск уже так просто не добраться. Малая авиация, которая решала эту проблему во времена СССР, умерла еще в 2000-е. Сложные стыковки «поезд – автобусы или джипы на местах» во-первых, сразу делают непривлекательной стоимость тура, во-вторых, часто также неосуществимы из-за отсутствия персонала на местах. Зато в тех местах есть паромные переправы – настоящая экзотика для жителей мегаполисов!
Вот до этой красоты:
приходится, порой, ехать так:
Но есть и хорошая новость! Развивается железнодорожный туризм. На днях занесло на станцию Куженкино (это между Бологое и Осташковым) в Тверской области. А там - вот такой паровоз! Пока делимся только фото (но какими!), а рассказ о станции и ретро-поезде «Селигер», который тут ходит, как обычная электричка и по цене электрички, а не экскурсионного маршрута, обязательно будет позже.
Не менее важный вопрос - гостиничный сервис, жилье, номерной фонд! Вопреки устоявшемуся мнению он в провинции существует и на достаточно высоком уровне. Но суммарно его катастрофически мало. Бывает, что в северном аутентичном городке даже организованную группу (один туристический автобус) не разместить.
Начнем со своего последнего путешествия на Север. Очень уж мы с семьей его любим. Крошечный аутентичный городок - Сольвычегодск, паромы... Гостевой дом в здании бывшей земской больницы 1890 года. Максимально сохраненный и отреставрированный. Все никак руки не дойдут до монтажа интервью с хозяйкой-москвичкой, оставившей столицу и уехавшей в милый уездный городок творить (без иронии) историю.
Номер, кстати, обошелся нам в 3000 сутки. Вполне логичная цена. НО! Если заедете, обязательно берите пакет с питанием (еще +800 руб.). В городе нет кафе и ресторанов. Совсем!
Для путешественников БЕЗ собак (представляете, есть и такие!) у Екатерины и ее партнера есть еще одно интересное предложение - пожить в доме Григорова (ул. Ленина, 31). В том самом доме, где в 1911 году жил в ссылке Коба. Он же - Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин). Интерьер там восстановленный, дом - памятник архитектуры. Нынешние арендаторы сохраняют и восстановили его под строгим надзором музея и в тесном сотрудничестве с ним. Есть одно но, домик старинный, поэтому и удобства на этаже, а не как были у нас в Земской больничке - в номере.
В Вельске мы жили по-боХатому тоже в здании бывшей земской станции - ныне бутик-отель «Троицкий». Очень рекомендуем! Ели тут же. Заказали скромно: щи и язык... Но этот отель настоящего лакшери качества всего на 6 номеров.
Сейчас ценник покажем (москвичам и петербуржцам станет завидно, но, к сожалению, для зарплат по регионам он не радостный):
Номер на одного в Вельске - 2500, дальше по 500 рэ доплата с носа. При чем неважно, чей нос - мужа или собак :)) Вот такое ценообразование.
Мы стараемся как раз выбрать что-то недорогое и интересное. Ибо путешествуем давно, самостоятельно, на автомобиле, с собаками. Например, в Ростове Великом открыли для себя гостиницу-музей.
А бывали случаи, когда под вечер нам просто так давали ключи от частного домика - переночевать, а утром мы оставляли на столике донат за псов, который никто не то, что не требовал - не просил (а за ними хозяевам все равно убирать, как ни крути), вешали ключи на забор и прикрывали калитку. И если в этом домике был теплый туалет и чайник - считали его офигенским сервисом, до сих пор благодарим таких хозяев.
Про материальную составляющую по итогам самостоятельного последнего путешествия до Байкала и обратно: вышло около 250 тыс. руб., при этом, тратили скромно. Примерно поровну на топливо (у нас дизель, 114 тыс.) и жилье (104 тыс.). Два раза шиканули в местных ресторанах – в Томске и Перми. Байкал очень дорогой. И не в люксовом сегменте сервис отвратительный. За комнату с двумя кроватями и даже без тумбочек и бра, с удобствами на этаже отвалили 7600 руб. в сутки (это на бурятской стороне). На Иркутской, в Утулике за 6000 руб. сняли шикарный двухэтажный дом, шебби-шик. А отдельные апартаменты с видом на Казанский кремль, например, обошлись нам всего в 3000 руб. Показательное сравнение?
Домик в Утулике:
Конечно, на круг и через турагентство дешевле, но тут еще играют роль и личные предпочтения. Мы, например, путешествуем с двумя собаками. И путешествуем не только по окультуренным раскрученным местам. Та же Мальта или Усолье-Сибирское, или Омутнинск, или Нижнеудинск в маршруты турагентов обычно не попадают. При «централизованном» «посмотрите направо, посмотрите налево» много интересного остается за кадром, не успеваешь знакомиться с местными жителями (не с известными художниками или мастерами, а самыми простыми людьми). Например, в Дивногорске под Красноярском мы нашли семейную пиццерию, познакомились с ее хозяином сербом Слободаном. 16 лет назад он бежал сюда от своей войны, но спутал Дивноморск Краснодарского края с Дивногорском Красноярского. В каком туре проговорили бы с ним два часа кряду за пивом и сербской пиццей на берегу Енисея?! Но для ознакомления и первого раза в Красноярск и окрестности, конечно, нужно ехать организованно с туром.
Еще одна серьезная проблема – местное население того же Русского Севера отнюдь не расположено к туристам. Более того, часто настроено негативно. Что же делать, чтобы «освоить» маршрут? Руководству компании спешно решать вопрос с персоналом для гостеприимства, возможно, организовывать вахтовый метод работы в высокий сезон, а PR специалисту «стучаться» в местные газеты и соцсети и «обращать» на свою сторону. Грубо говоря, персонала на местах нет!
2. ПРОДВИЖЕНИЕ
Маршруты нужно раскручивать по всем правилам PR и GR. Никто не обладает даром ясновидения. Отдельной раскрутки в соцсетях, email рассылке и т.д. заслуживает инфраструктура на этих маршрутах. Писать надо даже про обустроенные стоянки для авто. Даже не писать, а буквально бомбить соцсети. Опять же, по наблюдениям спрос на новые туристические направления уже сейчас формируется внутри различных тематических сообществ. И это то самое новшество, которое преподнесла нам пандемия, а потом и изоляция. За общением активные и любознательные люди ушли в соцсети. Для туристических бренд-менеджеров сейчас мониторинг таких групп, умение управлять дискуссиями и вовремя подсунуть красивый рассказ с фото о том или ином месте – «поле непаханое». Но для крошечной гостинички где-то на периферии, или для музея, или даже для всего городка грамотные пиарщики, smm-щики не по карману!
3. ИНТЕРАКТИВ И ТЕХНОЛОГИИ
Еще одна статья расходов для туристических объектов. Мы уже не видим привычных нам «стад» туристов с пастырем-экскурсоводом, вещающим набором шаблонов «Посмотрите налево, посмотрите направо…». Эти люди теперь оседают у мониторов и смотрят на мир «глазами Сенкевича», вернее, глазами блогеров и тревэл-журналистов. Наиболее пассивная часть так и останется у мониторов. Можем предположить развитие направления он-лайн туров (прямых включений и экскурсий в записи). Платных для клиентов. Но, разумеется, по бюджетной стоимости, в разы ниже очных туров (и урезанных по программе, конечно).
С помощью этих удаленных экскурсий, в том числе, можно привлечь даже часть «далекой» аудитории.
Китайские мудрецы говорили: «Не завидуй людям, живущим во времена перемен!». Казалось бы, что в туризме может быть нового: все новые земли давно открыты, ещё во времена колумбов и магеланов, изменений рельефа планеты не зафиксировано - леса, озера, реки, водопады всё те же, достопримечательности то же те же - кремли, крепости, замки, усадьбы... А новое, оказывается, - технологии!
И это не только системы бронирования отелей а-ля Booking, внедрение которых, кстати, дорого обходится немногочисленным отелям и гостевым домам с минимальной (!) загрузкой (мы же помним о скудном турпотоке).
Все чаще и заметнее на информационных стендах близ того или иного исторического объекта появляются QR-коды с информацией, виртуальные сенсорные доски для индивидуальных и самостоятельных туристов. И если раньше QR-коды были приметой крупных городов: Москвы, Питера, Твери, Владимира, то теперь значок и сопровождающую справку об объекте можно получить даже на эко-тропе в Кенозерском заповеднике, что далеко на Севере.
Пример с фото идеально оформленного вело- и пешеходного маршрута (не составленного. а именно оформленного):
Заброшенная финская ГЭС на реке Волчьей
Всевозможные аудиогиды и виртуальные экскурсии туда же, когда гид или экскурсовод в одиночестве гуляет по маршруту и рассказывает о городе в режиме он-лайн. Только ленивый не наговаривал на диктофон и не стримил! Трансляции в соцсетях, трансляции на более совершенных и технически продвинутых платных платформах - вот что в ближайшее время будет развиваться.
Обязательно нужен сервис аудиогидов для самостоятельных туристов. И не просто общий рассказ о достопримечательностях, а буквально удаленное сопровождение по заранее составленному маршруту.
А теперь прикиньте, кто из увлеченных своей работой краеведов и туроператоров умеет все это делать? Продать услугу или туристический маршрут в комплексе?
Оставайтесь с нами! Если вам понравился рассказ - поставьте лайк, а еще лучше напишите комментарий.
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас